Петровск, Саратовский (ЗАО «Петровский завод автозапчастей АМО «ЗИЛ». Этапы большого пути).
Петровский завод Автозапчастей – один из градообразующих заводов города Петровска Саратовской области. Да, именно так и был представлен Петровский АЗЧ в Большой Советской энциклопедии, когда я ещё учился в школе. Библиотека на то время для нас школьников была серьёзным подспорьем в написании сочинений и подготовке рефератов (о интернете тогда даже писатели-фантасты ещё не задумывались). Когда мне попала в руки энциклопедия, было просто интересно узнать, а знают ли о нашем небольшом городе в такой огромной стране, как Советский Союз… Оказалось, что знают. Даже Петровский завод Автозапчастей был представлен на её страницах. Наверное, это событие в первый раз заставило меня серьезно обратить внимание на это предприятие.
С тех пор уже прошло много лет… Больше скажу – прошло столько лет, что многое начинает забываться… Одно дело, если бы это можно было просто списать на возраст – ещё куда ни шло… можно было бы понять и, как говорится, простить… Но здесь, мне кажется, немного другое – мы начинаем забывать нашу историю…, наши победы…, свою жизнь…
Больше тридцати лет своей жизни отдав заводу, который, конечно же стал родным, теперь вот подбираю слова, стараясь выразить свою благодарность предприятию и трудовому коллективу, с кем пришлось работать и пройти этот совсем нелегкий, но такой замечательный путь.
И история завода тому подтверждение…
Предприятие было основано в декабре 1944 года. Это был период, когда страна начинала восстанавливать разрушенное народное хозяйство и в первую очередь серьезное внимание уделялось сельскому хозяйству. В послевоенные годы на селе катастрофически не хватало технических ресурсов и первой задачей, которую нужно было срочно решать, это ремонт сохранившейся техники. Одним из таких центров был выбран г.Петровск Саратовской области, где было принято решение строить завод по ремонту сельскохозяйственной техники и производству некоторых видов сельхозинвентаря.
Будущий завод начинал свою деятельность с мастерских по ремонту тракторов и комбайнов. Сейчас уже трудно вспомнить его первых работников и руководителей. Говорят, что первым директором завода был М.А.Шмакалов.
Строительство нового завода было начато после войны. В первых заводских цехах, построенных хозяйственным способом, наряду с выпуском основных деталей, производился ремонт автомобильных и тракторных двигателей.
Вхождение Петровского ремонтного завода в Министерство автомобильной промышленности принесло положительный результат. Предприятие получило постоянную номенклатуру выпускаемых деталей, а вместе с этим и статус завода.
С 1958 года завод начинает специализироваться на изготовлении шестерён заднего моста автомобилей ГАЗ-51 и ЗИЛ-157.
В 1960 году - завод получает название «Петровский завод автозапчастей». С этого времени ведёт свою историю завод, который впоследствии вошёл в состав объединения ЗИЛ.
Конец 70-х ознаменовался новой «ступенью» завода – завод вошёл в производственное объединение ЗиЛ как 15-й его филиал с порядковым номером - цех №82.
Автомобилестроительный гигант по производству грузовых автомобилей ЗиЛ, на тот период, можно было сравнить, наверное, с Советским Союзом, в состав которого также входило 15 союзных республик. И не случайно производственное объединение ЗиЛ, с годовым выпуском в 200 тысяч автомобилей в год, становится предприятием общесоюзного значения. На тот период ЗиЛ был олицетворением Советской мощи и величия.
Восьмидесятые - девяностые годы… Самый расцвет завода. Директором на тот период был Петр Федотович Ситников. «Последний Красный Директор!», - как потом его назовет один из его учеников…
О термическом цехе завода, наверное, нужна отдельная тема… Замкнутый цикл по термической обработке малоуглеродистых сталей и конвейер для крупносерийной их обработки - главная гордость завода…
Вместе с переходом П.Ф.Ситникова на Серпуховской завод «СЕАЗ» у завода «АЗЧ» появились первые трудности. Сначала это было не особо заметно на фоне сохранения заводских мощностей, но с заменой деталей коробки перемены передач ЗиЛ-130 на громоздкие и трудоемкие детали, переданные с Сердобского машиностроительного завода, предприятие начало терять высококвалифицированную работу. Даже детали редуктора заднего моста – главная пара и дифференциал в сборе не смогли восполнить потерю заказа.
Завод начинает подбирать продукцию, которая бы смогла стать равноценной заменой деталям валов, шестерен и синхронизаторов… и в первую очередь делает упор на детали зуборезной группы. Для этого завод получает зуборезные станки с головной площадки ЗиЛ. Создаются серьёзные производственные мощности, которые требуют дополнительной продукции.
Руководство завода ведет работы по наращиванию объемов производства и расширением номенклатуры изготавливаемых деталей, в первую очередь, пытаясь увеличить объем производства на уже изготавливаемую заводом продукцию - главную пару для мотоциклов «Днепр» и «Урал».
Вот выдержка из местной газеты: «Большим спросом у потребителей пользуются запасные части к тяжелым мотоциклам «Днепр» и «Урал». Сейчас на заводе автозапчастей, как уже известно, работает специальный участок по изготовлению товаров народного потребления. Отлично зарекомендоваола себя бригада Н.Е.Плеханова. Главное требование к товарам народного потребления – их высокое качество.»
А вот выдержка из заводского архива: «Участок «Товаров народного потребления» – это один из сложных участков завода, который выпускает запасные части к тяжелым мотоциклам «Урал» и «Днепр». Коллектив этого участка состоит из молодежи и комсомольцев. Начальник участка – Гутник Михаил Васильевич, бригадир – Плеханов Николай Ефимович. Бригада комплексная, взаимозаменяемая; каждый член бригады освоил смежные профессии. Коллектив участка на протяжении ряда лет выходит победителем в социалистическом соревновании между цехами и участками завода».
На заводе начинают изготавливать главную пару на троллейбус, ведутся разработки по изготовлению главной пары на автомобили «Москвич» и «Жигули».
В этом вопросе в центре внимания всегда на первом месте находился заместитель главного инженера завода Геннадий Евгеньевич Зайкин.
Нельзя сказать, что завод плохо работал. «Свою продукцию» предприятие продолжало искать при всех последующих директорах завода…, и при В.Н.Ганине, и при Г.В.Яглове, при И.В.Плешакове и А.Б.Портнове, хотя ситуация порой складывалась для завода совсем не лучшим образом.
В сентябре 1992г., как структурная единица ПО ЗиЛ, ПЗА вступает в акционерное общество АМО ЗИЛ… и это событие внушает добрые надежды для завода.
Завод словно преображается! Несмотря на все трудности тех лет завод готовится к шестидесятилетию предприятия. К юбилейной дате произведен капитальный ремонт зданий и производственных сооружений. Даже заводская проходная предстает в обновленном виде.
В 2004 году завод начинает освоение комплектующих для малотоннажных грузовиков ЗИЛ-5301 «Бычок». Этот период предопределяет очередное техническое перевооружение завода. Для выполнения поставленных задач включается вся инженерная служба предприятия под руководством главного инженера Николая Викторовича Литонинского.
2006г. - передача с головной площадки на ПЗА производства и сборки сцеплений.
2007г. Передача амортизаторов, бортов и стоек бортов.
На предприятии создается отдел развития производства во главе которого назначается Владимир Иванович Курячий.
Особый акцент «Отделом Развития» делается в направлении по выпуску амортизаторов. Предприятие на тот момент производило амортизаторы подвески автомобиля ЗИЛ (размерность 40х19), а также амортизаторы подвески кабины и сиденья водителя (размерность 27х12).
Интерес к данной продукции проявил Павловский автобусный завод, направивший в ЗАО «ПЗА» технические характеристики для амортизаторов, используемых в Павловских автобусах.
Перспективным представляется это направление и для Ликинского автобусного завода. Уделяется особое внимание работам по освоению производства амортизаторов для ОАО «КАМАЗ» и ОАО «Автомобильный завод «Урал».
Большое внимание по направлению производства амортизаторов уделяется технологическим вопросам, в частности, применению процесса твердого хромирования и других видов покрытий, заменяющих твердый хром. Работы по замене твердого хромирования ведутся совместно со специалистами Поволжского Представительства АМО «ЗИЛ».
Номенклатура выпускаемой предприятием продукции, представленная также сцеплениями для автомобиля ЗИЛ-130, применялись на автомобилях с силовыми агрегатами УП «Минский моторный завод» серии Д-245, а также на автомобилях ЗИЛ с двигателями ЗИЛ-508,509.
В целях наращивания объемов производства и дозагрузки производственных мощностей на Петровском заводе автозапчастей уделяется внимание вопросу производства амортизаторов размерности 50х21 и диафрагменного сцепления диаметром 350 мм, с передаваемым крутящим моментом 50 кгхм.
С внедрением в производство диафрагменного сцепления принято решение подготовить производство новых картеров маховика и сцепления, исключающих задний лист в компоновке силового агрегата ММЗ Д-245.9Е2, с выходным крутящим моментом 46 кгхм.
В соответствии с программой реформирования АМО «ЗИЛ» подготовлен проект приказа Генерального директора УО АМО «ЗИЛ» о передаче на ЗАО «ПЗА» производства бортов автомобилей семейства ЗИЛ и организации прессового производства. Ведутся работы по направлению производства заднего моста к автомобилю среднетоннажного класса -мод. ЗИЛ 436200-2400010. Выпускаемые ЗАО «ПЗА» задние мосты и задние ведомые оси конструктивно позволяют изменять колейные размеры, передаточные числа - от 3,27 до 5,29.
В целях обеспечения развития производства принято решение о завершении строительства модуля «Молодечно» площадью 4 тыс. м2 в декабре 2007 г. Кроме этого, в 2008 г. из Рославля в ЗАО «Петровский завод автозапчастей АМО «ЗИЛ» планируется перевезти и установить дополнительные производственные участки.
2008 г. Передача платформ.
Во исполнение программы реформирования АМО ЗИЛ принято решение об окончании строительства на промышленной площадке ЗАО "ПЗА АМО ЗИЛ" производственного модуля «Молодечно» площадью 4000 кв. м. с размещением в нем прессово-сварочного производства и сборочного производства платформ.
Для дальнейшего развития производства и наращивания объемов производства в 2008 году началось строительство нового производственного модуля площадью 3456 кв. м.
Освоение новых производственных площадей должно было позволить заводу провести оптимизацию производственных площадей, обеспечить размещение производства новых автокомпонентов.
К середине нулевых годов спрос на ЗиЛы упал. Грузовик не выдерживал конкуренции корейских и китайских аналогов. Появился соперник среднетоннажного автомобиля и на российском рынке - ГАЗ «Валдай». В результате принимается решение о переводе производства автомобиля ЗиЛ-5301 «Бычок» в Саратовскую область на ЗАО ПЗА.АМО ЗиЛ.
2011г. Пуск автосборочного производства сборки «Бычков» на ЗАО ПЗА.
26 декабря 2011 года на ЗАО "Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ" состоялся торжественный запуск линии по сборке автомобилей ЗИЛ-5301 (ЗИЛ "Бычок").
Как сообщала пресс-служба регионального Минпрома, «…в рамках открытия производства состоится подписание соглашения о взаимном сотрудничестве между правительством области и ОМАО "Завод имени И.А. Лихачева". В министерстве считают, что запуск производства "Бычков" позволит стабилизировать ситуацию на Петровском заводе. В 2012 году здесь планируется собрать около 600 автомобилей, в том числе 100 из них – полноприводных».
Сборочный конвейер автомобилей на ЗАО ПЗА был остановлен в 2014 году. Очень трудно объяснить сложившееся положение на заводе. Практически «сырая» модель среднетоннажного автомобиля, требующая постоянных технических доработок, потеряла к себе спрос.
Можно сказать и по-другому – наш завод не справился с оказанным ему доверием… А если честно, то, как предприятие, напрямую зависящее от головного предприятия - от его «загрузки и финансирования, а так же и реализации продукции» само по себе могло выйти на промышленный рынок?..
И тем не менее, завод продолжал работать…
Министр Саратовской промышленности Сергей Михайлович Лисовский в ответ на запрос работников завода ЗАО ПЗА:
02.06.2014г.
«Уважаемый Владимир, ЗАО ПЗА АМО «ЗИЛ» на протяжении всей истории своего существования является поставщиком комплектующих на сборочный конвейер АМО «ЗИЛ». До 90% от выпускаемых объемов продукции шло на сборку автомобилей семейства ЗИЛ, т.е. на первичный рынок. На вторичный рынок, т.е. для производства запчастей были задействованы остальные 10% производственных мощностей.
В связи с прекращением сборочного производства на головной площадке АМО «ЗИЛ» петровский завод лишился основного рынка сбыта своей продукции, также происходит снижение потребности в запасных частях в связи с сокращением парка автомобилей ЗИЛ.
При существующих мощностях в 250 тыс. изделий в год, потребность рынка в запчастях может быть закрыта за одну неделю работы завода. Этим объясняется трехдневный режим работы.
В настоящее время министерство промышленности совместно с АМО ЗИЛ, УК «Автокомпоненты», петровским заводом ведут работы по поиску и освоению новых видов продукции: рулевая колонка, рулевые тяги, картеры маховика и сцепления, производство грузовых зерновозов. Ни одному из посетивших площадку завода потенциальных инвесторов она не подошла по ряду параметров.
Что касается заработной платы, то по состоянию на 30 мая задержка составляет 2 недели. Текущую задолженность руководство завода планирует погасить в течение 2-х недель за счет реализованной продукции»…
Летом 2018 года сообщалось, что на площадке завода АМО ЗИЛ создано новое производство по выпуску тормозных шлангов для грузовиков, которое запустило ООО «Петровский завод автозапчастей». Предприятие стало одним из резидентов территории опережающего развития в Петровске. По отчетам, на нем было создано 50 рабочих мест, вложения составили 7 млн руб.
Это была последняя попытка завода остаться «на плаву». Дальше можно только говорить о проводимых аукционах продажи заводской территории и бывших производственных корпусов…
… Аукцион состоялся… Теперь только остается ждать результата дальнейшего преобразования Петровского завода Автозапчастей. Но это уже другая история…
#Саратовская область #город Петровск #Петровский завод Автозапчастей