Найти тему
Жить по Христу

А правда ли, что Христос воскрес? Почему важно знать точный ответ.

Оглавление

Действительно, воскрес ли Христос из мертвых? На воскресении Господа построено всё христианство и без этого Церкви просто и быть не может. Будем разбираться.

Воскресение Христа. Источник изображения pravmir.ru
Воскресение Христа. Источник изображения pravmir.ru

В христианстве имеется краеугольный камень, на котором зиждется вся Христианская Церковь. Это Иисус Христос:

«Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится» (1Петра 2:6).

Господь Иисус есть средоточие всех устремлений христиан:

«Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Римлянам 11:36).

Это вполне очевидно, что без Христа Церковь немыслима, самое своё имя она имеет от Него. По Его имени стали называться и ученики Господни, христиане (Деяния 11:26).

Но в жизни нашего Спасителя есть одно событие, важность которого невозможно переоценить. Это воскресение Господне. Апостол Павел говорит об этом так:

«а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Коринфянам 15:14).

В самом деле, какое значение могут иметь все слова, записанные в Ветхом Завете, Евангелиях, Посланиях, Откровении, если Христос не воскрес? Если Он не воскрес, то и мы не воскреснем, для нас останутся только мрак тьмы и смерть.

Тогда для чего нам Десять заповедей, зачем Заповеди блаженства (Мф. 5:3-12), что дают нам мудрые наставления Притчей и Екклесиаста? Не пустыми ли надеждами питаем мы души наши, когда читаем Псалмы? Для чего это всё нам, если Христос не воскрес, не воскреснем мы, смерть станет победителем, а все наши устремления, все усилия, всё то добро, которое мы делали ближним и которое сами получали от них, любовь, радость, милосердие, благость, вера, всё это в конечном итоге будет обнулено смертью и тьмой? На этом всё закончиться.

«…какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1Коринфянам 15:32(б))

Посему, всё бессмысленно и безнадёжно, если не побеждён главный враг – смерть.

И малоутешительны здесь будут надежды на то, что якобы мы просто перейдём от одной формы жизни к другой, от физической, материальной к какой-то иной, вроде как бы «духовной». Нет и ещё раз нет.

Нам необходимо целостное спасение, спасение всего человека, всего его состава.

А это спасение и избавление тела, души и духа. И каждому из нас хотелось бы знать, что надежда на такое избавление не призрачна, не мечтательна, а имеет твёрдое основание.

Потому и настолько важно воскресение Господа нашего Иисуса Христа.

Причём воскресение целостное, всего человека, а не одной какой-то части. Некоторые говорят о «духовном» воскресении, отрицая (или просто игнорируя) воскресение тела. Но именно о таком воскресении, всего Человека, говорят апостолы Христовы:

«Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых» (Деяния 10:40,41).

Не только апостолы, но и враги Христовы имели ввиду тоже самое:

«…и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого» (Матфея 27:63,64).

Итак, важность воскресения Господа невозможно переоценить.

  • Веруем ли мы в это событие?
  • А надо ли вообще в это веровать?
  • Может это просто необходимо знать?

В Новом Завете гораздо больше говориться о доказательствах, о свидетельских показаниях, дабы всякий человек знал, что Иисус Христос воскрес из мёртвых, а не только веровали в это (смотри приложение с указанными местами Писания).

Вот об этих доказательствах и будет идти речь ниже.

Говоря о воскресении Господнем, мы конечно же обратимся к тексту Нового Завета, а в особенности к Евангелиям.

Кто-то может возразить, что свидетельства Евангелий недостоверны и предвзяты. Но такое замечание беспочвенно. Если сравнивать Евангелия с другими документами древность, то мы увидим, что истинность Евангелий (как и других текстов Нового Завета) подтверждается многочисленными артефактами древности.

Как то:

  • археологические находки текстов;
  • многочисленность таких текстов;
  • их связность, непротиворечивость;
  • небольшой временной зазор между написанием текстов (вторая половина первого века) и копий этих текстов (второй – четвёртые века по Р.Х.);
  • множество цитат раннехристианских авторов Евангелий и Посланий.

В этой связи, говорить о ненадёжности Нового Завета, как источника информации, просто неудобно.

Сравним, к примеру, с Сократом, о содержании учения которого мы знаем из произведений Ксенофонта и Платона, причём тексты этих произведений довольно далеко отстоят от времени их написания. Однако же это мало кого смущает, никто всерьёз не рассматривает «мифичность» Сократа. Но почему то жизнь и учение Иисуса Христа постоянно кто-то желает «демифологизировать», что выглядит крайне предвзято.

Итак, о чём же сообщают Евангелия?

Все Евангелия сходятся в том, о чём кратко и ёмко сказал апостол Павел:

«Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию» (1Коринфянам 15:3,4).

Причём все четыре евангелиста (Матфей, Марк, Лука, Иоанн) говорят об этом подробно, показывают с разных сторон, указывают на различные обстоятельства, но сходятся в главном.

Часто Евангелия критикуют за то, что они несколько расходятся между собой в последовательности событий того великого дня.

Что же на это можно ответить?

  • Во-первых. Это свидетельствует о том, что евангелисты писали независимо друг от друга. Не было единого «идеологического центра», из которого поступило бы указание сочинить миф о воскресении. В таком случае тексты были бы более согласованы между собой. Специально же «заметать следы» такой афёры для этого воображаемого «идеологического центра» просто бессмысленно! Ибо с одной стороны, Церковь была гони́ма и первые христиане ожидали скорейшего явления в славе Иисуса Христа, потому и такое «долгосрочное планирование» было бы просто излишне да и незачем. А с другой, в истории человечества нет примеров такой длительной спланированной стратегии, на тысячи лет вперёд. Это просто абсурдно.

  • Во-вторых. Это говорит о надёжности показаний свидетелей воскресения. Все они пережили сильнейшее эмоциональное потрясение, причём знакопеременного характера. Сначала они были просто убиты горем, что их Учитель казнён и погребён, чего они никак не ожидали, более того, они даже противились такому развитию событий. А спустя некоторое время, они испытывают прямо противоположный эмоциональный всплеск, когда видят отваленный камень, пустой гроб и воскресшего Господа. В такой, прямо скажем неординарной ситуации, разные люди отреагируют неодинаково, в их разуме одни и те же факты запечатлятся по особенному. Это известно и психологии, и юриспруденции. Если бы все, пережив такую эмоционально нагруженную ситуацию, дали бы совершенно одинаковые показания, то у следствия и суда возникли бы вполне обоснованные основания заподозрить свидетелей в предварительном сговоре. Таким показаниям не верят! У нас же картина абсолютно другая. Эти несколько несогласованные свидетельства только подтверждают факт воскресения.

Но есть и ещё одно важнейшее доказательство воскресения Иисуса Христа – Его ученики, апостолы.

Они были типичными представителями своего народа того времени, хотя и самыми достойными. Как и все прочие израильтяне, они тяготились властью римлян над их народом, желали явления Мессии Израиля, установления Царства Божьего. Причём Царство это мыслилось вполне земным, что-то типа того царства, что было во времена Давида и Соломона, но только в более сильном и возвышенном виде. По их представлениям, на престол этого Царства должен воссесть Машиах (Мессия), Сын Давидов. Свидетельств такого понимания Царства Божьего так много в Новом Завете, что нет возможности их все указать (Мф. 16:21-23; Лк. 24:19-21 и др.).

Когда же всё пошло «не по плану», как думали апостолы и ученики, то становиться вполне понятным их подавленное и разбитое состояние:

«И, выйдя вон, горько заплакал» (Луки 22:62);

«В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев…» (Иоанна 20:19(а));

«Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим» (Марка 16:10).

Но несколько недель спустя, мы видим тех же апостолов, которые безбоязненно свидетельствуют перед огромной толпой (Деяния 2:14-22; 3:26-4:4) и синедрионом (Деяния 4:5-14; 5:26-32).

Что же случилось? От чего такая перемена произошла в апостолах и других учениках Господних? Чем всё это можно объяснить?

Но прежде, чем мы ответим на этот вопрос, обратимся к тем версиям, которые предлагаются критиками христианства.

Первая версия зафиксирована на страницах Евангелия от Матфея:

«Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня» (Матфея 28:11-15)

(Смотри также Матфея 27:62-66)

Любопытная версия, однако же имеются несколько нюансов.

  • Откуда могли знать «спящие» стражники, что Тело выкрали именно ученики, если они «спали»?
  • Какова цель учеников красть Тело Господа, а потом всех обманывать, говоря, что Он воскрес? Зачем? Чтобы больше проблем себе найти?
  • Ученики это сделали для того, чтобы всю жизнь страдать за свою «ложь» и отдать за это жизнь? Зачем?
  • Разве этот обман мог из деморализованных последователей распятого Учителя сделать несгибаемых свидетелей Его воскресения?
  • А Тело где?

Версия вторая, ещё более абсурдная: Тело изъяли власти, а ученики, увидев пустой гроб, решили, что Иисус воскрес. Интересно, но!

  • Зачем это властям? Для бо́льших беспорядков в обществе?
  • Власти в любой момент могли бы предъявить Тело Христа, чем пресекли бы возникновение христианства в самом начале и задушить Церковь, так как вся проповедь апостолов базировалась на воскресении Господа.
  • Разве пустой гроб сам по себе мог произвести такую мощную перемену в учениках? Нет:
«В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба. Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его» (Иоанна 20:1,2)

(А также Иоанна 20:11-15)

Версия третья, фантастическая: Иисус вообще не умирал, а только потерял сознание или сымитировал(!) Свою смерть на кресте, будучи ранее обучен практикам йогов(!!). Затем Он вышел из гробницы, явился ученикам и они уверовали(!!!). Но, в этом случае, совершенно не понятно во что уверовали. В йогу? А как же воскресение?

  • Казнили Его римские воины, большие профессионалы в этом деле. Если бы по их умыслу или просто недосмотру приговор не был бы приведён в исполнение, то их самих казнили бы. Поэтому, чтобы такой неприятности не произошло:
«один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Иоанна 19:34).

  • Тело Господа при погребении было подвергнуто специальной процедуре:
«После сего Иосиф из Аримафеи - ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, - просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, - приходивший прежде к Иисусу ночью, - и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи» (Иоанна 19:38-40).

Если Иисус не умер бы на кресте, то такое действо точно довершило бы дело.

  • Как мог бы Он освободиться от этих пелен, которые ещё были обработаны смирной и алоэ? Никак.
  • По свидетельству апостолов, пелены и плат были найдены ими именно в том положении, как они были на Теле Господнем при погребении:
«Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте» (Иоанна 20:6,7).

Как Иисус смог так освободиться от них? Прошёл сквозь них не воскресая из мёртвых? Да уж, йога здесь точно не помогла бы.

  • Как у Христа получилось бы в израненном, истерзанном состоянии, в одиночку, отодвинуть от входа во гроб огромный камень и причём изнутри?
«…и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик» (Марка 16:3,4).

Никак.

  • Разве Его явление ученикам избитым, еле живым, могло изменить их? Нет!
  • Стали бы апостолы Господни проповедовать Его воскресение, если Он и не умирал? Нет, ибо незачем.

Версия четвёртая, несостоятельная: ученики ошиблись, приняв за Христа воскресшего кого-то другого, похожего на Него. Но!

  • Множество разных людей, в разное время, в разных местах, при различных обстоятельствах одинаково ошиблись? А такое вообще возможно? Теория вероятностей явно против!
  • Опять же, власти всегда, в любой момент, могли бы прекратить всю деятельность апостолов, просто предъявив гроб и Тело Господа, но почему-то этого не сделали. Почему?

Версия пятая, психиатрическая: ученики и апостолы настолько были погружены в печаль и горе, что разум их пошатнулся и им просто «почудилось», что Иисус воскрес из мёртвых. У них случились галлюцинации и видения. Однако же это самая нелепая версия, так как:

  • Мы даже из мультфильма «Простоквашино» знаем, что «это только гриппом все вместе болеют, а с ума поодиночке сходят». А уж психиатрия об этом знает ещё лучше. Поэтому несостоятельно!
  • И снова власти, которые почему-то не предъявили Тело Христа, чтобы прекратить это «помешательство».
  • «Сошедшие с ума» апостолы позднее написали Евангелия и Послания, из которых видно, что они находились в абсолютном здравии души, духа и разума, если не сказать более.

А также можно предложить к рассмотрению любую комбинацию из всех вышеприведённых версий. Но!

Имеется у Церкви ещё один верный свидетель, хотя непосредственным участником тех событий он и не был. Это некто Савл, широко известный ныне как апостол Павел. Он, будучи фарисеем, притом значимым и уважаемым (Деяния 9:1-2; 22:5; 26:10), был гонителем Церкви Божией, но по неверию и неведению (1Тимофею 1:13).

Мог ли такой человек быть настолько «легковерен», чтобы некритично принять воскресение Христово, прежде не исследовав всё и не убедившись, что это точно так? Никак не мог, это на него совсем не похоже. Вот так он пишет в послании о множестве свидетелей Воскресения Иисуса Христа:

«Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу» (1Коринфянам 15:3-8).

Невозможно ничем иным объяснить разительную перемену в апостолах и обращение Савла, кроме как тем, что Господь Иисус Христос воистину воскрес!

Никакие «альтернативные версии» не могут этого объяснить. Они или абсурдны, или нелепы, или подталкивают нас к тому, чтобы мы приняли самые невозможные предположения.

А истина светла и очевидна – Он воистину воскрес!

Этим, а не чем иным обосновывается возникновение христианства и Церкви Божией.

Посему, христианин, не только веруй в Воскресение Иисуса Христа, но твёрдо знай, что это исторический ФАКТ!

Факт неопровержимый, надёжнейшее свидетельство истинности веры христианской.

Веровать хорошо, но веровать и знать ещё лучше.

С праздником вас, дорогие, с праздником победы Жизни над смертью!

С Воскресением Христовым!

Аминь.

Читайте также:

Было ли легко Христу...

Что значит достойно или недостойно причащаться?

Вход Господень в Иерусалим. Трагедия ложных ожиданий.

Страстная седмица. Среда. Предательство Иуды. Почему?

#воскресение христово #христианство #православная церковь#пасха #иисус христос #церковь #доказательства воскресения #пасха

Приложение.

Места Священного Писания, говорящие о том, чтобы мы веровали в воскресение Господа:

Рим. 4:24; Рим. 10:9; 1Фесс. 4:14.

Места Священного Писания, говорящие о том, чтобы мы знали о воскресении Господа и принимали свидетельства очевидцев:

Ин. 20:9; Деяния апостолов: 1:22; 2:32; 3:15; 4:10; 4:33; 5:30-32; 10:40-41; 13:30-31; 13:34-37; 17:3; 17:31. Рим. 1:4; 1Кор. 15:3-8; 1Кор. 15:15.