Разговоры и прогнозы о дальнейшей судьбе российского музыкального рынка идут полным ходом. Кто-то гадает на кофейной гуще и выдвигает мнения, гипотезы о его будущем, кто-то опирается на анализ рынка и его возможную состоятельность без участия сильнейших мировых игроков. Любое из бытующих сегодня мнений имеет право на жизнь.
Далее я хочу пояснить почему мировым музыкальным гигантам не выгодно уходить из России даже под сильным давлением материнских компаний.
В России музыкальные стриминговые сервисы оказались более популярнее, чем во всех остальных крупнейших странах мира, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на отчет Международной Федерации производителей фонограмм (IFPI). В России в общей структуре потребления музыки доля стриминга составляет 87%.
Первым о своем уходе сообщил сервис Spotify, который в июле 2020 года открылся в России с мощного старта. Он быстро вышел на второе место среди потоковых сервисов в России, уступив только Яндекс Музыке. Это был самый успешный запуск компании среди всех стран мира. Успешный - значит и прибыльный.
"Запуск в России стал самым успешным в истории нашей компании: Россия вошла в топ-25 рынков Spotify по всему миру по результатам третьего квартала 2020 года, и за первые три месяца мы достигли результатов, которых планировали достичь за первый год нашей работы" - генеральный директор сервиса в РФ и СНГ Илья Алексеев
Ушедший Deezer был нишевым игроком c лучшим качеством звука. Французская компания никогда не раскрывал своих показателей по нашему региону, поэтому статистика по нему не известна. Известно только то, что в 2018 году у Deezer было 16 млн активных пользователей в месяц и 7 млн платных подписчиков в 180 странах. Его уход пользователи восприняли более спокойно, чем уход Spotify и лейблов "большой тройки" Warner Music, Universal Music Group и Sony Music, потому что количество его подписчиков было не столь конкурентным в России. У него было одно явное преимущество помимо качества звука - это самая широкая библиотека отечественных исполнителей.
Apple Music уже нельзя оплатить через стандартную систему подписок в iOS, но пока все еще есть вариант установить способ оплаты через мобильны счет и, если вы пользуетесь этим сервисом, оформить подписку на год. Она более выгодная по цене и избавит вас от головной боли искать варианты оплаты через "костыли". Сервисом пользуются около 17% российских слушателей и это 3 место по России с 30% всей выручки.
В 2019 году Россия вошла в первую десятку рынков для Apple Music
Российский стриминг.
Безусловно, это большой стимул для IT-компаний из России повышать сервис и качество своего продукта. Подобное импортозамещение мы уже видели на примере появления пластика МИР в 2015 году для внутреннего пользования. Сейчас ситуация может быть похожей, и многие сервисы подтянут свои коды в приложениях и станут интересным альтернативным предложением для локального использования. Не стоит забывать, что те, кто резко ушли, могут так же быстро вернуться все из за того же - российский рынок для многих является максимально перспективным и прибыльным.
По словам мировых аналитиков, потенциал музыкального рынка России - один из самых высоких в мире.
Все эти трансформации и освобожденные ниши ведут к необходимости усиления национальных сервисов и выведения их на рынки СНГ и далее, куда пустят. Не стоит так же забывать, что ни одному из п̶о̶к̶и̶н̶у̶в̶ш̶и̶х, приостановивших свою работу сервису не выгодно покидать наш рынок и терять прибыль. Поэтому, все они вернутся. Вопрос лишь времени.