Найти в Дзене

Дворцов заманчивые своды

Помните? Так поётся в одной известной песне. А вы обращаете внимание на роспись потолков в исторических зданиях? На эти удивительные произведения искусства над нашими головами?

Роспись потолка - это  одна из самых интересных и сложных задач для художника. Здесь важно всё: сильный рисунок, владение световоздушной перспективой, особые навыки нанесения красок.

Санкт-Петербург. Русский музей. Фото автора
Санкт-Петербург. Русский музей. Фото автора

В эпоху #барокко многие живописцы-декораторы работали в жанре "взгляда снизу" (от итальянского "pittura di sotto in sù" — "живопись снизу вверх", "живопись под потолок").

Санкт-Петербург. Русский музей. Фото автора
Санкт-Петербург. Русский музей. Фото автора

В XVIII столетии известным мастером плафонных росписей был венецианский живописец Джованни Баттиста Тьеполо.

Джованни Баттиста Тьеполо. Фото из Википедии
Джованни Баттиста Тьеполо. Фото из Википедии

Творчество #Тьеполо длилось более полувека, и именно этот #художник открыл жанр перспективных плафонных росписей.

Плафон (от французского "plafond", от "plat fond" — "плоский фон", потолок) - композиция, роспись, мозаика, лепнина, украшающие потолок здания.

Санкт-Петербург. Русский музей. Фото автора
Санкт-Петербург. Русский музей. Фото автора

Перспективные росписи плафона позволяли зрительно "прорывать" плоскость потолка или купола, создавая средствами живописи иллюзионистические декорации колоннад и арок, уходящих ввысь, или "открывать небо".

Санкт-Петербург. Русский музей. Фото автора
Санкт-Петербург. Русский музей. Фото автора

В таких росписях художники часто изображали парящие в небе фигуры ангелов и святых, не повинующиеся законам земного тяготения.

Тьеполо был известным европейским мастером. А в Россию художника пригласил Михаил Илларионович Воронцов - большой ценитель искусства, и один из владельцев дачи в Новознаменке.

Во дворце Воронцова на Садовой улице в Санкт-Петербурге имелось три плафона, написанных отцом и сыном Тьеполо: "Величие государей", "Триумф Венеры", "Триумф Геркулеса"- аллегории правления Петра I, Елизаветы Петровны и мощи России. К сожалению, эти плафоны не сохранились, но известны сделанные сыновьями Тьеполо гравюры.

Тьеполо, Джованни Баттиста. "Олимп, или Триумф Венеры". 1761 - 1764 гг. Музей Прадо
Тьеполо, Джованни Баттиста. "Олимп, или Триумф Венеры". 1761 - 1764 гг. Музей Прадо

А в 1758 году архитектор Бартоломео Франческо Растрелли, работавший в Санкт-Петербурге, тоже при поддержке канцлера М. И. Воронцова передал Тьеполо заказ императрицы Елизаветы Петровны на создание живописных плафонов для Большого зала и церкви Императорского Зимнего дворца. Но этот заказ не осуществился. Зато Тьеполо выполнил заказ для Китайского дворца в Ораниенбауме.

Между прочим, в наше время ни одно учебное заведение не учит рисовать на потолках. К тому же, роспись плафонов это тяжёлый физический труд, и далеко не все готовы за него браться.

Ну, а

Нам дворцов заманчивые своды,
Не заменят никогда свободы.

Поэтому ждите статьи про наши очередные путешествия, ведь,

Ничего на свете лучше нету,
Чем бродить друзьям по белу свету.
Тем, кто дружен, не страшны тревоги.
Нам любые дороги дороги.

А если вам всё-таки "страшны тревоги", то очень рекомендую подписаться на канал "Всем корвалол за мой счёт...". Его ведут с юмором и остроумием сразу три автора, поэтому вы обязательно найдёте что-то интересное для себя, ведь этот канал...

Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" (ведь статьи доступны только подписчикам) и читайте ещё: