Найти в Дзене
Андрей Савенко

Путь к счастью. Часть восьмая

Оглавление

Наш мозг практически не отличается от мозга кроманьонца, жившего 40 тыс. лет назад. Возьмём эту метафору за основу и разберём, как работает наш мозг в своей естественной среде. Чтобы лучше понять основные принципы его работы.

Принципы работы вашего мозга. На примере одной метафоры

Любая жизненная ситуация, какой бы сложной она ни казалась, на самом деле проста до удивления (Элияху Голдратт, Эфрат Голдратт-Ашлаг "Выбор. Правила Голдратта")

В статье "Как избавиться от своих страхов" мы подробно разобрали, как работает наш мозг, из каких частей он состоит, и какие функции выполняет каждая из трёх его частей.

Ещё ранее мы упомянули о том, что наш мозг практически не отличается от мозга кроманьонца, жившего 40 тыс. лет назад. Возьмём эту метафору за основу, чтобы лучше понять принципы работы нашего мозга.

Зачем нам вообще нужно их понимать?

У каждого из нас в голове уже есть свой мозг. И принципиально, у нас есть две возможности, как с ним обходиться. Мы можем бороться с естественными свойствами нашего мозга, и пытаться их переделать. Либо мы можем продуктивно их использовать, если поймём, как превратить их в ресурс.

Совершенно очевидно, что второй путь является более конструктивным для достижения нашей основной задачи – стать счастливым.

Итак, представьте, есть племя кроманьонцев (древних людей), они живут в пещере. В пещере тепло, сухо и безопасно. Снаружи пещеры бродят волки, которые могут их съесть, и мамонты, на которых они охотятся. Выходить из пещеры, понятное дело, не хочется. Но давайте подумаем, что случится, если наш древний человек вообще не будет выходить из пещеры? Очевидно, он умрёт от голода.

Вспомним, что в голове у нашего кроманьонца тот же, по сути, мозг, что и в голове у каждого из нас. Причём бОльшую часть своей эволюционной истории (многие тысячелетия), наш мозг решал задачи кроманьонца, а не наши. И это очень важное замечание. Подчеркнём его ещё раз:

От природы наш мозг предназначен для решения задач пещерного человека, а не для задач современного мира

-2

А теперь посмотрим, как он работает в своей естественной среде

На примере реакций нашего кроманьонца:

  • Как только страх умереть от голода станет сильнее страха волка, человек выйдет из пещеры.
  • Человек выйдет из пещеры не просто погулять или поразвлекаться, у него будет конкретная цель – убить мамонта.
  • Когда человек будет догонять мамонта, он не будет думать о волках и не будет их бояться. Потому что его мозг концентрируется на своей самой важной задаче в моменте. О двух вещах одновременно он думать не может.
  • Если человек будет «видеть» волка за каждым кустом и прятаться от любого шороха, он не сможет добыть мамонта. Такое поведение не является адекватным. Преувеличивая степень опасности, он не сможет приспособиться к внешней среде. И в результате он умрёт от голода.
  • Если человек заметит волка слишком поздно, он не успеет от него убежать. Такое поведение также не является адекватным. Преуменьшая степень опасности, он не сможет адаптироваться к внешней среде. Результат будет по сути тем же – его съедят волки.
  • Если человек будет «видеть» мамонта за каждым деревом и нападать на любой большой камень, он также не сможет добыть настоящего мамонта. Это тоже неадекватное поведение, которое не позволит ему выжить.
  • Итак, чтобы добыть мамонта, человеку нужно адекватно оценивать степень опасности (препятствия) и выбирать адекватные методы достижения цели. Если он сможет выполнить эти два условия, он сможет адаптироваться в мире, т.е. выжить.
  • Как только человек убьёт мамонта, он вернётся с ним в пещеру.
  • В пещере он может подумать, что нужно сделать по-другому в следующий раз, чтобы быстрее и легче убить мамонта.
-3

Например, может придумать какое-нибудь новое оружие, или может договориться со своими соплеменниками и распределить роли на следующей охоте. В этом ему помогут такие важные психические функции, как мышление, воображение и речь.

Но, обратите внимание, что проигрывание в воображении, обсуждение будущей охоты и вся прочая психическая деятельность внутри пещеры нужны кроманьонцу только как подготовка.

То есть исключительно для того, чтобы реализовать эти планы за пределами пещеры в реальной деятельности.

Теперь проведём небольшой мысленный эксперимент:

Представим, что нашему кроманьонцу стало не нужно выходить из пещеры

Например, ему каким-то волшебным образом стали приносить гамбургеры из МакДональдса. Что произойдёт с его психикой? Станет ли его жизнь лучше?

  • Основная функция его мозга не меняется – он всё так же озабочен выживанием. Он либо ищет опасности и убегает от них, либо находит цель и пытается её достичь.
  • Реальных опасностей в пещере нет, поэтому мозг кроманьонца будет их придумывать. И он найдёт, чего бояться в своём воображении. Скорее всего, он обратит внимание на соплеменников и найдёт врагов среди них. Либо обеспокоится работой своих внутренних органов (своего тела) и найдёт у себя признаки какого-нибудь «смертельно-опасного» заболевания.
  • Реальных целей для охоты в пещере тоже нет, поэтому мозг кроманьонца придумает себе какую-нибудь «виртуальную» цель. Например, будет бесконечно прокручивать сцены будущей охоты, либо будет вспоминать свои неудачи и переигрывать их в своём воображении. Либо найдёт что-то важное, что нужно непременно потребовать от других людей. Например, стать важным, ценным и самым лучшим в своём племени.
  • В чём разница между реальными опасностями и реальными целями за пределами пещеры и воображаемыми опасностями и «псевдоцелями» внутри пещеры? Основное отличие в том, что воображаемая «деятельность» никогда не заканчивается. Воображаемого мамонта можно догонять бесконечно, до потери сил. Так же, как и убегать от воображаемых волков.
  • Это значит, что, оставаясь в пещере, негативные эмоции у нашего кроманьонца будут превалировать над позитивными. Потому что, оставаясь в пещере, наш кроманьонец будет постоянно убегать от воображаемых опасностей (и никогда так и не убежит), и будет постоянно стремиться к воображаемой цели (и никогда так и не достигнет).

Соответственно, оба этих занятия будут доставлять ему постоянный дискомфорт, т.е. эмоциональные «минусы».

-4

Какие важные выводы мы можем сделать из метафоры с кроманьонцем?

  • Наш мозг занимается выживанием – это его неотъемлемая функция, он был для этого сформирован в процессе эволюции. Он либо убегает от опасностей (от «волков»), либо достигает свои цели («догоняет мамонта»). И он может убегать и догонять либо в реальности, либо в воображении. По-другому он жить не может, это его естественная природная жизнь.
  • Если вы не поставите своему мозгу конкретную задачу (реального «мамонта»), он будет занимать себя сам, как сможет. То есть, он либо будет искать опасности («волков»), либо будет гоняться за недостижимыми целями (воображаемыми «единорогами»).
  • Наш мозг предпочитает «циклиться» на таких опасностях, от которых зависит наша жизнь, и которые нельзя контролировать. В этом плане ему идеально подходят другие люди (социофобия) и своё тело (панические расстройства).
  • Что касается псевдоцелей, наш мозг предпочитает такие, при достижении которых он испытывает наивысший кайф. Причём достижение должно происходить исключительно в воображении, потому что при реальном достижении цель уже перестаёт вдохновлять («мамонт как мамонт, ничего особенного»). Поэтому в качестве «псевдоцелей» ему идеально подходят любовные и другие зависимости, перфекционизм и страдания об упущенных возможностях.
  • Чтобы получать максимум положительных эмоций и минимум отрицательных переживаний, нам нужно уметь адаптироваться к окружающей среде. И научиться делать это в каждый конкретный момент времени, потому что наш внешний мир постоянно меняется.
  • Чтобы чувствовать себя максимально хорошо, нам нужно достигать реальные цели и преодолевать реальные препятствия (опасности). Это оптимальный режим функционирования нашего мозга. И мы сможем его достичь, если научимся:

1) адекватно оценивать опасности и препятствия (не преувеличивать и не преуменьшать)

2) правильно определять свои цели и выбирать адекватные методы их достижения

3) действовать и реально достигать свои цели