Найти тему

Вот что писал всероссийский дедушка Толстой Л.Н. о насилии и ненасилии

Во время подготовки школьников к ЕГЭ столкнулась со статьей о насилии. Интересно писал дедушка Толстой. И как будто о сегодняшнем дне. (Ещё один Нострадамус?) Мы с детьми попытались понять, о чем он говорил о-очень много лет назад. (После каждого абзаца толстовского текста, комментарии моих детей, а в скобках - мои личные).

Фото взято из life.ru
Фото взято из life.ru

«Ничто так не мешает улучшению жизни людей, как то, что они хотят улучшить свою жизнь делами насилия. Насилие же людей над людьми более всего отвлекает людей от того одного, что может улучшить их жизнь, а именно от того, чтобы стараться самим становиться лучше».

Как понять этот абзац? Сложновато для школьников, на первый взгляд. Получилось так: Насилие над человеком – это отвлекающий манёвр. Для того чтобы человек не стал лучше.

«Только те люди, которым выгодно властвовать над другими людьми, могут верить в то, что насилие может улучшить жизнь людей. Людям же, не подпавшим этому суеверию, должно бы быть ясно видно, что жизнь людей может измениться к лучшему только от их внутреннего душевного изменения, а никак не от тех насилий, которые над ними делаются.»

О том, что с помощью насилия можно помочь людям, верят только власть имущие. Но это ошибка. Лучше станет жизнь человека, если только он изменится внутренне. И насилие тут ни при чём. (именно так поняли дети)

«Чем меньше человек доволен собою и своею внутреннею жизнью, тем больше он проявляет себя во внешней, общественной жизни».

То есть чтобы человек что-то делал в жизни, а не прозябал её в бездействии, он должен быть всегда недоволен собой? (Лично я не согласна с писателем! Но это моё мнение)

«Для того, чтобы не впадать в эту ошибку, человек должен понимать и помнить, что он так же не властен и не призван устраивать жизнь других, как и другие не властны и не призваны устраивать его жизнь, что он и все люди призваны только к одному своему внутреннему совершенствованию, в этом одном всегда властны и этим одним могут воздействовать на жизнь других людей».

Не надо встревать в чужую жизнь, пытаясь, что-то у него изменить. И не надо позволять кому-либо встревать в свою жизнь. (С этом согласны все были с Толстым)

«Люди очень часто живут дурно только оттого, что они заботятся о том, как устроить жизнь других людей, а не свою собственную».

Сначала надо заботиться о своей жизни. (Мы с детьми так поняли. В современном мире так и происходит. Однако лично я была воспитана по-другому: сначала думай о других , потом - о себе.)

«Им кажется, что своя жизнь только одна, и потому устройство ее не так важно, как важно устройство многих, всех жизней. Но они забывают при этом то, что в устройстве своей жизни они властны, а устраивать чужую жизнь они не могут».

Человек не имеет права устраивать чужую жизнь. Он должен правильно устроить свою. (Вот это правильно! Так хором сказали дети.)

«Если бы то время и те силы, которые расходуются людьми теперь на устроительство жизни людей, расходовались бы каждым на дело борьбы с своими грехами, то то самое, чего желают достигнуть люди - наилучшее устройство жизни, - было бы очень скоро достигнуто».

Вместо того чтобы вмешиваться в чужую жизнь, надо сначала позаботиться о том, как бороться со своими грехами. (Во как! Знал бы дедушка Л.Н.Толстой , что нам уже просто не отмыться от всех грехов! Ну не важно...)

«Устройство общей жизни людей посредством законов, поддерживаемых насилием, без внутреннего совершенствования, это все равно что перекладывание без извести из неотесанных камней на новый лад разваливающееся здание. Как ни клади, все не будет толка, и здание все будет разваливаться».

Сначала надо измениться самим и соблюдать самим законы, а потом кричать о том, чтобы соблюдали законы другие. (Как раз о сегодняшних господах, сидящих выше простого народа!)

«В молодых годах люди верят, что назначение человечества в постоянном совершенствовании и что возможно и даже легко исправить все человечество, уничтожить все пороки и несчастья. Мечты эти не смешны, а, напротив, в них гораздо больше истины, чем в суждениях старых, завязших в соблазнах людей, когда люди эти, проведшие всю жизнь не так, как это свойственно человеку, советуют людям ничего не желать, не искать, а жить, как животное».

В молодости человек верит, что любое зло можно легко победить. А когда человек становится старше, понимая, что он ничего в молодости не смог изменить, советует молодому поколению ничего этого не делать, не повторят его ошибок. (А ведь правда! Любим мы давать советы. А сами то!)

«Ошибка мечтаний молодости только в том, что совершенствование себя, своей души юноши переносят на других».

Надо меняться самому, а не переносить свое совершенствование на других. (Не совсем поняли эту фразу школьники. Что имел в виду писатель?)

«Делай свое дело жизни, совершенствуя и улучшая свою душу, и будь уверен, что только этим путем ты будешь самым плодотворным образом содействовать улучшению общей жизни».

Только улучшая себя, человек помогает другим людям.

«Если ты видишь, что устройство общества дурно, и ты хочешь исправить его, то знай, что для этого есть только одно средство: то, чтобы все люди стали лучше; а для того, чтобы люди стали лучше, в твоей власти только одно: самому сделаться лучше».

Чтобы общество стало лучше, надо, чтобы каждый человек по отдельности стал лучше. (Написал бы еще дедушка Толстой, как это сделать, было бы совсем прекрасно?!)

«Во всех случаях, где употребляется насилие, прилагай разумное убеждение, и ты редко потеряешь в мирском смысле и всегда будешь в большом выигрыше в духовном».

Человек будет выглядеть лучше в том случае, когда он вместо насилия использует разум. (Вот это правильно! Сначала думай - потом делай!)

Я считаю, что пришло время детям не просто читать произведения классиков, но и порассуждать, как мы живем. Не просто слушать или читать информацию в соцсетях, но попытаться самим прийти к истине. А для этого можно и поспорить с такими классиками, как Л.Н.Толстой или другие. Как думаете, правильно ли я делаю?

Поставьте лайки, если согласны со мной! И подпишитесь на мой канал, почитаете, к чему мы пришли с детьми!

#СССР #патриот #литература #кино #советскийсоюз