Найти тему
Загадки Сибири

Какие “всходы” дали залетевшие в СССР “семена” ядерных бомбардировщиков-“суперкрепостей”

Привет, друзья! Как советские инженеры эффективно использовали американские ”суперкрепости” — об этом вы узнаете из настоящей статьи.

…Во второй половине 1940-х годов СССР старался всеми силами получить как можно больше информации о новом сверхдальнем американском стратегическом бомбардировщике B-29 Superfortress.

Самолет B-29 на заводе Boeing
Самолет B-29 на заводе Boeing

Эти самолеты проявили себя во время Второй Мировой войны при нанесении массированных бомбовых ударов по японским городам и военным объектам. Также в августе 1945 года с их помощью были сброшены ядерные бомбы на Хиросиму и Нагасаки.

Сведения об этих самолетах стали поступать в СССР еще в 1943 году. Хотя впервые на фронте B-29 появился только в мае 1944 года.

Заполучить эту машину советским специалистам удалось в июле 1944 года. Это был самолет, который получил повреждения от японских зениток в Маньчжурии.

Американский летчик решил не тянуть до своей базы и приземлился на военном аэродроме Центральная-Угловая в 30 км от Владивостока.

B-29 Ramp Tramp после посадки на аэродроме "Центральная-Угловая" (Дальний Восток), июль1944 г.
B-29 Ramp Tramp после посадки на аэродроме "Центральная-Угловая" (Дальний Восток), июль1944 г.

Еще одна “суперкрепость” в ноябре 1944 года попала в тайфун и была повреждена молнией. При этом пилот потерял ориентировку и на остатках горючего сел на Центральной-Угловой.

В том же месяце сюда же попал и третий B-29. Этот самолет участвовал в бомбардировке города Омуру и ушел от преследования японских истребителей в сторону побережья СССР. Здесь его встретили советские

советские истребители и привели на аэродром.

В январе 1945 года на Центральной-Угловой началось планомерное изучение американских бомбардировщиков.

Исследования и летные испытания продолжались до середины лета. После чего освоившие B-29 советские летчики перегнали их в Москву.

B-29  на аэродроме ВВС ТФ Центральная-Угловая (Дальний Восток), 1944 г.
B-29 на аэродроме ВВС ТФ Центральная-Угловая (Дальний Восток), 1944 г.

Руководство СССР по достоинству оценило достоинства американского самолета. Уже в победном мае 1945 года начались работы по созданию на его основе отечественного стратегического бомбардировщика.

Скопировать B-29 поручили ОКБ Туполева. Решение об этом Государственный комитет обороны принял 6 июня 1945 года. Проект получил название Б-4 (“бомбардировщик четырехмоторный”)

В целях ускорения работ по Б-4 в команду туполевцев усилили специалисты из ОКБ Незваля и ОКБ Мясищева.

В соответствии с техзаданием Б-4 во многом детально копировал B-29, но должен был оснащаться советскими двигателями АШ-73ТК, аккумуляторами и аппаратурой опознавания “свой-чужой”.

Первый Б-4 (Ту-4) перед своим первым полетом, май 1947 г.
Первый Б-4 (Ту-4) перед своим первым полетом, май 1947 г.

Также Б-4 комплектовался отечественными вооружением. На него устанавливались пушки вместо пулеметов на “суперкрепости”.

В целом, работы по Б-4 потребовали создания новых образцов материалов, разработки нового оборудования, освоения новых технологий и создания новых производственных цепочек.

В соответствии с приказом Народного комиссариата авиационной промышленности все заказы этой программе считались важнейшими и обеспечивались без всякой очереди.

Второй экземпляр Ту-4, 1947 г.
Второй экземпляр Ту-4, 1947 г.

В мая 1947 года в СССР взлетел первый Б-4. Вскоре он получил обозначение Ту-4 в честь ОКБ Туполева. Это был уже серийный экземпляр. Так как в целях ускорения проекта было решено пропустить стадию опытного образца. Сразу было заложено 20 самолетов..

В результате Ту-4 стал первым советским стратегическим самолетом дальней авиации, приспособленным для несения ядерных бомб.

В августе 1947 года три самолета Б-4 участвовали в воздушном параде в Тушино.

Также в этой демонстрации принял участие новый пассажирский лайнер Ту-70. Он возглавил колонну гражданских самолетов.

Ту-70 на параде в Тушино, 1947 г.
Ту-70 на параде в Тушино, 1947 г.

Это воздушное судно тоже был прямым наследником B-29. Его собрали из агрегатов и механизмов одной из доставшихся советским спецам “суперкрепостей”.

Изначально Ту-70 проектировался в 3 вариантах: специальный правительственный, смешанный (с 2 кабинами люкс и 40-48 местами первого класса) и линейный, рассчитанный на 72 пассажира.

Планировалось производить большую серию этих самолетов.

Впервые этот самолет поднялся в воздух в ноябре 1946 года. Однако, несмотря на то, что Ту-70 показал хорошие летные качества, в массовое производство эта машина запущена не была.

Причину историки видят в том, что, во-первых, в то время все производственные мощности были заняты военными заказами. Во-вторых, в СССР в 1940-х и начале 1950-х годов еще не было потребности в лайнерах такой вместимости.

Ту-70 в полете, 1947 г.
Ту-70 в полете, 1947 г.

Тем не менее на примере Ту-4 и Ту-70 можно проследить, как эффективно советские специалисты умели когда надо заимствовать лучшие достижения международной промышленности и применять их на благо собственного народного хозяйства.

Эти самолеты стали удачными плодами от “семян” B-29, случайно залетевших на территорию Советского Союза.

Уважаемые читатели, благодарю за внимание к моей статье! Если вам интересны такие темы, поставьте, пожалуйста, лайк и подпишитесь на КАНАЛ, чтобы не пропустить следующие публикации.