Найти тему
Дмитрий И.

Дмитрий Игуменцев: "Любовь движущая сила человечества"

Когда-то давно для сайта Изба-читальня я давал большое интервью. Было это аж в 2016-м году. В этом прелесть издания своей книги за значительные деньги. Ты даешь интервью, участвуешь в выставках. Совсем как большой, серьезный писатель. Было это очень приятно и сулило дальнейшие перспективы. Но, что-то пошло не так и этим интервью все закончилось. Я отыскал его случайно на просторах интернета. Оно большое. И я немного сомневаюсь в целесообразности выкладывать его целиком. Но будь, что будет.

Дмитрий Игуменцев, автор многих приключенческих и детских книг, ответил на несколько вопросов о себе, о своем неустанном поиске, роднящем его с героями его книг.
1. Почему в Вашем творчестве именно жанр фэнтэзи вышел на первое место? Вас привлекают сказочные сюжеты или Вам хочется превратить жизнь в сказку?
На самом деле причин несколько. Первая кроется в особенностях воспитания. Мама, ее уже давно нет со мной, с детства прививала любовь к сказкам. Развивала фантазию. Гуляя по городу летним днем, или на отдыхе на даче, она любила спрашивать меня, глядя на облака, что я в них вижу. Всегда хвалила и одобряла мои образы драконов и парусных кораблей. В моей истории есть корабль, названный в ее честь – Натаниелла, своего рода вариация ее имени Наталья. Вторая причина в произведениях кинематографа, что видел я, опять-таки в детстве. “Мио, мой Мио” по одноименной сказке Астрид Линдгрен. Чарующая музыка, написанная бывшими членами группы “АВВА” Бенни Андерссоном и Бьёрном Ульвеусом, нереально красивые картинки сказочной Страны желанной, а также замка злого рыцаря Като поразили и пленили меня. Навсегда врезались в память, как и другой фильм “Бесконечная история”. Я отчетливо помню, как весь наш третий класс привели в кино на просмотр данной картины. Помню, как в зале буквально открылись двери в другой мир разительно отличающийся от нашего. Мир, где все возможно. Где скромный и слабый, становится сильным и храбрым. Где герои непременно обретают свое счастье. Мир во многом более справедливый и гармоничный, чем реальный. Меня и поныне удивляет, и очаровывает идея книги, где ты главный герой. Где все ждут только твоих поступков, где все зависит от твоих талантов, от твоей решимости и храбрости. Во многом мне до сих пор близки герои этих фильмов и литературных произведений. Хоть я сам и вырос, а они остались мальчишками. Вообще я уверен, что в каждом взрослом живет ребенок. Надо только уметь его слушать. Я давно уже взрослый, самостоятельный мужчина, крепко стоящий на ногах, работающий в непростой сфере, на сложной и очень ответственной должности. Но всегда рядом со мной стоит десятилетний мальчишка, который удивляется совершенно обычным вещам рассвету, ветру и дождю. Это именно его захватывают и поражают любые проявления бури – свинцово-синие тучи, разряды молний и сокрушительный гром. Это именно он видит за шелестом листвы в кустах драконов. Желание этого мальчика очень простое – сохранить всю эту красоту и подарить ее другим людям. Только так можно привнести в повседневную жизнь сказку, украсить ею серые будни. Сделать наш мир ярче, красочнее и разнообразнее. Вновь напомнить о том, что все в наших руках. И как говорил Артур Грэй: “Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками”. Ну и третья причина, почему именно жанр фэнтэзи - просто я левша.
2. Короли, падишахи, маги – это обязательно для нитей повествований в Вашем творчестве?
Меня всегда привлекает возможность рассказывать историю, описывающую глобальные события. Такие истории, по моему мнению, просто не могут происходить без участия правителей сказочных королевств. К тому же мои короли в большинстве своем концентрат величия, чести и отваги. Они словно из легенды, в которую хочется возвращаться снова и снова.
3. Все Ваши персонажи находятся в состоянии полета или в стремлении летать. Почему именно полеты?
Очень часто я летаю во сне. Причем происходит это непринужденно, легко и свободно, точно так же как ходить. Нет ни страхов, ни сомнений. Идешь по дороге в царстве грез, и тебя подхватывает неведомая сила, поднимает над землей и несет вдаль. В реальности, несмотря на то, что я много раз летал на самолетах, боюсь высоты, хоть и безумно люблю ее. В юности я обожал гулять по крышам. Я забирался высоко и мечтал, что добьюсь больших успехов, и окружающие будут гордиться мной. Представлял себе, что я особенный и что летать в небе мое призвание. А какие с высоты открываются виды! Какой закат! Какие бескрайние просторы! Такого не увидишь стоя на земле.
Для меня в произведении полет это духовная свобода. Не зависеть от обстоятельств и быть вольным как птица. И только тебе решать, куда держать курс. Устремиться навстречу солнцу или кинуться камнем вниз. Пролететь низко-низко и коснуться крылом морской волны или помолчать в вышине наедине со звездами. Однажды, стоя на высоте, я заметил, что люди внизу меня не видят. Хоть и было между нами расстояние не более десятка метров. Прохожие под грузом своих проблем смотрели только вниз и не знали, что происходит у них над головой. Мы часто не смотрим в небо, на то, как свободны в нем птицы, как беспрепятственно странствуют облака, как сияют звезды. Нам порою трудно выйти за пределы своего бытия. Взглянуть на мир шире и глубже, тем самым обрести в душе свободу и стать намного богаче.

4. Войны – обязательный элемент для создания активного развертывания повествования или это некое олицетворения движения вперед и прогресса вообще?
Мне кажется, когда рассказываешь историю нужно описывать события и чувства на разрыв души. Использовать гиперболу. Главная задача увлечь читателя. Создавать повествование ярким, увлекательным, запоминающимся. И если герои любят друг друга, то любить они должны неимоверно сильно, вплоть до самопожертвования. Также и ненавидеть, каждой клеточкой, с каждым вздохом все больше сходить с ума, до исступления. И если противостоять друг другу, то вплоть до войны, до разрушения городов и стран. Я не люблю описывать войну, потому что стараюсь быть достоверным, подробным и точным. Реальная война страшна и уродлива. Это реальный ужас, боль и страх. Не выдуманный, не сочиненный. Она коверкает души и судьбы людей. В ней нет места чарующему романтизму. Война в сказке это своего рода выход эмоций, той страсти, той бури, что порою кипит внутри нас.
5. Каким образом Вы придумываете сюжеты? Образы приходят к Вам во сне или наяву?
Часто вижу безумно интересные, яркие сны. Какие-то из них я потом использую и описываю в своих историях. Сейчас работаю над продолжением Ангела, которое будет называться – “Мой мир придуман в мечтах о тебе”. В нем мне хочется, чтобы мир фантазии и реальный, земной мир пересеклись. Причем мир земной не настоящий, а будущий. Вот там, в нем хочется использовать картинки из снов. Какие-то образы я беру из реальной жизни, что-то происходило со мной на самом деле, какие-то из далеких воспоминаний. Например, в детстве меня впечатлила картинка из старинной книги. На ней всадник убегал от смерча. Много образов рождается во время прослушивания музыки.
6. Существует ли такая проблема как придумывание имен или имена рождаются вместе с героями Ваших произведений?
Иной раз удивляешься, как у других авторов так хорошо получается складывать из обычных букв звучные имена. Лично у меня они возникают сами собой, когда вплотную приближаешься к моменту его упоминания. Ни раньше, ни позже. Во многом так получается потому, что к тому времени складывается образ персонажа, а имя как краткая характеристика – все то, что ассоциируется с этим образом. Бывает, имя придумывается просто так, звучное, красивое, бывает в честь кого-то. Так в истории про Ангела Кристиан это мое имя, его мне хотела дать мама при рождении, но ее отговорили и меня назвали Дмитрием. Принцесса-ангел Миа созвучна с именем героя из сказки “Мио, мой Мио”.
7. Любовь – самое главное для Ваших героев или любовные коллизии — это необходимость для построения сюжета?
Любовь одна из главных движущих сил человечества. Именно она вдохновляет людей на великие и светлые поступки. В этом, казалось бы, давно изученном и описанном миллионы раз чувстве по-прежнему вопросов больше, чем ответов. Оно соединяет людей, дает силы преодолевать на своем пути все тягости и невзгоды. И в тоже время невостребованная, неразделенная способна переродится в другое не менее сильно чувство - ненависть. Любовь в своем ярчайшем проявлении может подарить ощущение эйфории, словно ты на гребне волны или на пике самых высоких гор. Я как автор не могу обойти стороной столь яркое чувство. Оно оставляет глубокий след в памяти, лишает покоя и равновесия. Мне как человеку беспокойному, обожающему бури и грозы такое состояние по душе. Тишь и благодать совсем не по мне. Так и мои герои, являясь воплощением меня, просто не могут не испытывать подобных эмоций и устремлений. Их можно описывать бесконечно снова и снова, применяя всю силу своего красноречия и все возможности русского языка.
8. Сколько времени занимает созидание? Оно поглощает Вашу жизнь целиком или это своего рода отдушина для ухода от обыденности?
К сожалению, процесс созидания не может поглотить всю мою жизнь целиком. Много каждодневных забот, работы. А ведь творчество — это тоже труд. Чтобы написать что-то, нужен настрой, уединение и отрешение от реального мира. Нельзя быть уставшим, заболевшим, раздражительным. Нужно иметь силы на внимательный и кропотливый труд. C уверенностью могу сказать, что я богат. Ибо у меня есть то, чем обладает не каждый человек – свой собственный мир с разнообразными городами и странами, с удивительными существами и самыми разнообразными персонажами. И я могу отдохнуть в нем, уйти на краткий миг от проблем и неурядиц, просто закрыв на пять минут глаза.
9. Находите ли Вы поддержку внутри своей семьи, когда уходите в творческие искания?
Да конечно. Все без исключения в моей семье ждут очередного творения. Спрашивают, интересуются, как идут дела. Бывает так, что в развитии определенного сюжета я оказываюсь в тупике. И тогда кому-нибудь из близких рассказываю эпизод. В процессе рассказа, в общении, от вопросов, адресованных мне, история как бы оживает, клубок распутывается и все встает на свои места.
10. Ваши герои – чаще изобретатели и находятся в неустанном познавательном поиске. Эта черта присуща Вам как автору и человеку?
По образованию я инженер по электроснабжению промышленных предприятий. Работаю главным механиком-энергетиком на крупном машиностроительном заводе. И по роду своей деятельности часто имею дело с разными деталями и механизмами. Почти каждый день работаю с чертежами, всевозможными шестернями, валами, болтами и гайками. Что только не приходилось ремонтировать, начиная от простейших станков, заканчивая крупными литьевыми комплексами и кранами. Уйма деталей прошло через мои руки. Всего и не упомнить и не перечислить.
11. Вы олицетворяете себя с определенными героями или персонажами, или в каждом из них есть Ваша частица?
В каждом из моих персонажей есть частичка меня. Я считаю, что рассказчик должен все эмоции пропустить через себя. Все мысли и поступки примерить, встать на место действующих лиц и представить, как бы поступил в данной ситуации. Никак не могу поверить, что истории про Ангела уже восемнадцать лет. На момент ее начала я был легкомысленным и наивным. И это мое состояние нашло отражение в романтических устремлениях Кристиана. На данный момент я ближе к умудренному опытом, познавшему как победы, так и неудачи Дмитрию. И я так думаю, что со временем, придумывая очередное продолжение, я уже буду в ранге убеленного сединами старца-волшебника.
12. Есть ли среди Ваших персонажей некто, в описании кого можно проследить черты людей, которые Вам не симпатичны в реальной жизни?
Мне кажется, одно из моих слабых мест как рассказчика это неумение описывать людей и события неприятные и несимпатичные мне. Увы, в реальном мире их очень много. Возможно без этого мир, пусть даже вымышленный, кажется неполным и неправдоподобным. Но все равно, это мой мир, и я хочу в нем чувствовать себя комфортно. Я в нем отдыхаю от надоедливой реальности. Поэтому намеренно не пускаю в истории людей мне несимпатичных. Надо заметить, что таких персонажей в моей жизни практически нет.
13. Каковы Ваши дальнейшие планы?
Хочу для начала продолжить историю про Ангела. Затем выпустить продолжение Воздушных пиратов. Связать эти две серии вместе, ибо они части одного мира под названием Эльалланте. Есть две фантастические истории. Одна про путешествие во времени, называется “На краю мечты”, другая про ближайший космос “Ветер небес”. В частности, про планету Европу, спутник Юпитера, где под многокилометровым льдом скрывается огромный океан. В этой истории есть космический корабль – боевой истребитель, наделенный постоянно совершенствующимся искусственным разумом. Своего рода эксперимент по взаимодействию живого пилота и серьезной, грозной машины. В истории есть и любовь, и коварство, есть прогресс человечества по освоению солнечной системы. Так на Ганимеде есть горнодобывающий комплекс, а на Европе огромный город под водой.
Хочется попробовать силы в жанре биографии. У меня на эту тему есть много материала.
Из далеко идущих планов есть идеи, касающиеся моего увлечения историей. Особенно историей города Владимира, где я прожил большую часть своей жизни. Меня привлекает начало XIII века. Время расцвета столицы Северо-Восточной Руси. И трагический год 1238, взятие и разорение города монголо-татарами.
14. Что бы Вы хотели сказать своим читателям?
Не переставайте мечтать. Идите вперед, к новым вершинам и достижениям, не смотря на трудности и преграды. Не опускайте руки и верьте в свою путеводную звезду. Постоянно совершенствуйтесь, ведь нет предела совершенству. И главное на своем пути будьте добры как ближним, так и к совершенно незнакомым людям. Любите и будьте любимыми.