Пока США запрещают торговлю нефтью с Россией, пока в Евросоюзе полемизируют об эмбарго на наши энергоносители, Черное море внесло свои коррективы в геополитику. Заодно и дало шанс задуматься казахским политикам о роли России в их финансовом благополучии.
В марте в Новороссийске вышло из строя из-за сильного шторма оборудование Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Он создан для перекачки нефти из Западного Казахстана в страны Юго-Западной Европы и США. А это 80% казахстанской нефти на экспорт. Транспортируется и нефть российская.
В этом Консорциуме - нефтетранспортном проекте, помимо России и Казахстана участвуют крупнейшие компании Shell, Chevron, ExxonMobil, Eni.
Посмотрим на доли акционеров:
- Россия (31%),
- Казахстан (20,75%),
- Chevron (15%),
- ЛУКОЙЛ (12,5%),
- Exxon (7,5%) и др.
Начинается ветка на Тенгизском месторождении в Атырауской области Казахстана. До 1991 года Атырау назывался Гурьев. Работы по освоению месторождения начались в 1981 году. Министерство нефтяной промышленности СССР создает Тенгизскую технологическую группу. В 1982 году рядом с Тенгизом было открыто Королевское месторождение. Создано объединение «Эмбамунайгаз».
1987 год. Начали строить город нефтяников, для чего создали трест «Прикаспийнефтегазстрой».
В апреле 1991 года завершились пуско-наладочные работы. Построен нефтеперерабатывающий завод.
В 1993 году акционером разработки Тенгизского месторождения стала корпорации Chevron. Сейчас партнеры по проекту: Chevron - 50%, «КазМунайГаз» - 20%, 25 % у ExxonMobil, Lukarco, дочка ЛУКОЙЛа имеет 5%.
Шторм так побушевал в Новороссийске или время пришло, но ремонт предполагается серьезный. Оборудование же западные компании не поставляют из-за санкций. Поэтому простой может занять до 2-х месяцев.
Казахстан, наш сосед, член ЕАЭС, отсиживается молча или под шумок мечется в своей многовекторной траектории, не поддерживая Россию. Но без нее в тоже время никак не получается. Потому что привыкли, что Россия все разрулит.
Вот как видит ситуацию с транспортировкой нефти Глава Минэнерго Казахстана Болат Акчулаков:
“КТК не может вообще исчезнуть, это не российская или казахстанская труба, это международный консорциум, в который вложено много денег, и от которого зависит большое количество потребителей в Европе, и в мире в целом. Его в любом случае надо отремонтировать, и они это сделают”.
Вот интересно как получается. “Они” - это значит Россия? А зачем, если все равно отказываются от сотрудничества с нашей страной западные фирмы. Нефть им наша не нужна. Да и в законы перестали действовать, а уж тем более договоры.
А пока суть да дело, в Казахстане решили нефть направлять в резервуарный парк. Казахский министр энергетики считает, что это приведет к сокращению добычи на трех крупных месторождениях.
Что предлагаю российские эксперты:
Во-первых, транзит через Россию в Усть-Лугу или в порты Прибалтики с выходом на рынки Северо-Западной Европы.
Во-вторых, танкерами через Каспийское море в Баку, разгрузить нефть в нефтепровод Баку—Тбилиси—Джейхан. Тем более, у Казахстана такое тесное взаимодействие с тюркскими государствами. Пусть помогут.
Мы уже все тоже стали экспертами и понимаем, что сокращение поставок нефти приводит к росту цен на нее. Так, что пока коллективный Запад борется за отказ от российских энергоносителей, жизнь и природа помогает им ощутить уже сейчас перспективы их “блестящей” политики.
В качестве лирического отступления на ум приходит банальное, но такое точное и вечное правило:
"Не рой яму другому, сам туда попадешь".
Уважаемые читатели, спасибо, что читаете статьи. Вместе переживем трудные времена. А удивляться всегда есть чему.