На днях участвовал в онлайн беседе на Петербургском образовательном форуме. Тема встречи была "новая школа": что нового в содержании, технологиях, управлении, отношениях? Поделюсь некоторыми соображениями.
Прежде чем расскажу о своем видении "новой школы" - две ремарки.
Во-первых, новое - хорошо забытое старое. В случае со школой это справедливое высказывание. Школа - консервативный институт, она строится на предшествующих традициях, создается людьми с каким-то бэкграундом из прошлого и не может кардинально обновиться по щелчку пальцев. Иначе говоря, "новая школа" неизбежно будет включать в себя элементы "старой", но в трансформированном виде.
Второе и, пожалуй, главное. Новая школа должна быть технологичной. Имею в виду не только цифровые технологии, но прежде всего технологии гуманитарные и педагогические.
Жизнь школы составляет главным образом общение очень разных субъектов: школьников, родителей, учеников, выпускников, органов власти, партнеров, местных жителей. Коммуникация между этими "участниками образовательных отношений" осуществляется на разных уровнях, в разных форматах, а иногда и на разных языках. Поэтому главная надпрофессиональная компетентность учителя "новой школы" - владение информационно-коммуникационными технологиями в области человеческого общения (P2P, person-to-person technology).
Без внятной педагогической системы, положенной в основу образовательной программы, "новой школы" не построить. Можно выбрать одну из существующих педагогических систем и последовательно ее реализовывать (напр., систему Монтессори) или несколько трансформировать, как сделали в Сингапуре с системой развивающего обучения Эльконина-Давыдова. А можно попробовать создать свою - процесс долгий, но увлекательный. Такую систему лет восемь назад создали в Финляндии и назвали ее феномено-ориентированным обучением (phrnomenon-based learning).
Школа - сложнейший организм. У нее должна быть ведущая идея, ценности, она строится по какой-то модели, ее главная отличительная черта - образовательная среда, она передает атмосферу, а содержание школьной жизни отражено в образовательной программе.
"Новая школа" как сообщество
Сообщество - путь устойчивого развития для школы, которая всегда сталкивается с дефицитом ресурсов, необходимых для решения все более и более сложных задач. Кто входит в школьное сообщество? Родители, ученики, учителя, выпускники, местные жители, педагоги и ученики из партнерских школ и иные заинтересованные лица. Все они приходят в школу со своими уникальными ресурсами, а школа готова делиться с ними тем, что у нее есть: знания, люди, инфраструктура, события, место для общения и самореализации...
Что такое сообщество? Объединение неравнодушных людей, разделяющих ценности своего содружества и занятых общей деятельностью. Чувство, принципы, дело - эта триада лежит в основе сообщества. Вопрос - как сонаправить многочисленные видения участников сообщества относительно этих трех начал? Мы же все разные, и в сообщество нас приводят какие-то личные мотивы.
Путь один - договариваться и постоянно проговаривать, кто мы, зачем мы вместе, что нас связывает, чем мы занимаемся… Энергетику школе как сообществу обеспечивает постоянное общение. Оно выстраивается вокруг каких-то ключевых вопросов. Лет пять назад свои размышления о школе как сообществе я собрал в презентации, которая может быть вам полезна. Обсуждение с учениками, родителями, учителями, выпускниками вопросов, в ней заявленных, поможет продвинуться по пути развития школы как сообщества.
Но общением нельзя ограничиваться, оно должно быть сосредоточено вокруг какой-то осмысленной деятельности. А какое дело всех объединяет? А - приносящее очевидную пользу окружающим, Б - дающее импульс твоему развитию. Школа имеет дело во Знанием, поэтому общим делом могло бы стать создание общего знания, позитивно меняющего окружающую жизнь. Это знание могут создавать все: ученики - творческие и исследовательские работы, учителя - методики, новые курсы, родители и местные жители - выставки, концерты, лекции, выпускники - мастер-классы и факультативы для учеников.
Участники школьного сообщества объединяются в подсообщества (ученики, родители, учителя и др.), каждое из которых формируется и развивается по своим законам и правилам. Важно придумать инструмент, скрепляющий каждое из этих сообществ. У нас в Школе имени А.М. Горчакова такими инструментами являются:
- для родителей - Программа взаимодействия школы с семьями;
- для учителей - работа в ансамбле и взаимопосещения уроков;
- для учеников - разновозрастные проекты;
- для выпускников - эндаумент-фонд;
- для местных жителей - культурно-образовательный центр "Еленинский квартал";
- для учеников и педагогов из других школ - открытые события: Всероссийский Горчаковский форму школьных проектов, фестиваль "Нескучная наука", Турнир Крепости БИП, Интеллектуальный марафон, стажировки.
Это все сложные образовательные продукты, каждому из которых можно посвятить отдельную статью.
"Новая школа" как учебный хаб
Если говорить об организационной модели школы, то стоит присмотреться к формату учебного хаба/центра - пространству, объединяющему разные образовательные практики и инновации.
В докладе ОЭСР “Назад в будущее образования” (2020) развитие школ как учебных хабов - один возможных сценариев образования будущего.
Как создать такой хаб? За счет привлечения ярких и талантливых учеников и учителей к участию в уникальных образовательных проектах, цель которых - генерация нового знания и развитие школы как сообщества.
Школа имени А.М. Горчакова - маленькая школа для мальчиков, у нас может учиться не более 60 человек. Но она не может не расти - иначе развития не будет. А как? За счет образовательных проектов, которые будут появляться как спутники вокруг планеты. Так у нас появилась Летняя и Зимняя школы, клуб для маленьких читателей "Кошки и книжки", начальная школа, вскоре откроются детский сад и Горчаковский клуб любителей спорта. Все эти инициативы открыты для местных жителей и объединяются в общую структуру, которую можно назвать учебным хабом.
Образовательная среда "новой школы"
В чем главная фишка школы? В ее уникальной образовательной среде, в центре которой должны быть ученики. Они активны, полны творческой энергии, а главное школьники всегда молоды, в отличие, увы, от учителей.
Вот уже много лет в Канаде реализуется программа Student Voice: министерство образования регулярно приглашает учеников делиться своими идеями, ожиданиями, проблемами. Результаты ежегодно размещаются на сайте министерства в виде интервью, буклетов и инфографики.
Мое внимание привлекла картинка, опубликованная в 2013-14 учебном году. На ней представлено видение учеников школы будущего. А на самом деле - такой школы, в которой им хотелось бы учиться.
Что здесь обращает на себя внимание:
- мольба:
Учителя, поговорите с нами! лозунг:
Счастливые люди узнают больше!
- призывы:
Больше юмора!
Добавьте в обучение игры!
- запросы:
Научите нас учить самих себя!
Расскажите, как стать активными гражданами!
- предложения:
У каждого ученика должен быть свой индивидуальный учебный план!
Давайте петь, танцевать и заниматься спортом!
- многочисленные вопросы:
Почему мы учим именно это?
Как это применить в жизни?
Почему я должен учиться у кого-то, кто не хочет учиться у меня?
В рассмотренной картинке содержатся все рецепты для создания школьной образовательной среды, неповторимой и комфортной для всех.
Образовательная программа "новой школы"
Как уже было сказано выше, в основе образовательной программы школы должна лежать какая-то педагогическая технология или система. Но этого мало. Образовательная программа должна быть современной и отвечать запросам времени.
Показательны в этом смысле изменения, внесенные недавно в образовательный стандарт школ ЮАР. В ближайшие пять лет они планируют ввести в учебные планы средней школы такие предметы, как
1. Искусство и дизайн
2. Аграрные технологии
3. Здоровый образ жизни
4. Гидропоника
5. Авиация
6. Гражданская техника (тут я не понял про что)
7. Права и обязанности потребителей
8. Информационные технологии
9. Воспитание детей
10. Электротехника
11. Сфера гостеприимства
12. Морские науки
13. Бытовой ремонт техники и помещений
14. Работа с техникой на производстве.
15. Геологоразведка
16. Здравоохранение
17. Прикладная математика и моделирование
18. Технические науки
19. Оптовые и розничные продажи
Есть такой анекдот: "За 11 лет учебы в школе я не узнал ничего об ипотеке, уплате счетов и налогов. Зато я знаю строение инфузории туфельки".
Вопрос, почему мы не учимся в школе каким-то жизненно важным навыкам, в юности меня очень беспокоил. За тридцать с лишним лет в системе образования в принципе ничего не изменилось.
А что нам мешает нам изменить содержание учебных предметов так, чтобы
- на литературе развивать любовь к чтению (просто читайте с учениками то, что нравится им)?
- на русском писать тексты в жанрах, которые востребованы в реальной коммуникации: письмо, сообщение, пост, блог, эссе…?
- на английском изучать мировую культуру сквозь призму языка?
- на математике научиться вести расчеты разной сложности - от закупки материалов для ремонта квартиры до сложных кредитных операций?
- на истории анализировать происходящее с учетом исторических событий прошлого?
- на географии составлять маршруты путешествий с учетом географических и культурных особенностей посещаемых мест?
- на биологии больше говорить об особенностях физиологии человека, здоровом образе жизни, гармоничном союзе с природой?
- на уроках физической культуры заниматься развитием тела и духа, а не пустой беготней?
И вообще одним из главных предметов должен стать курс ОБЖ - основы безопасности жизнедеятельности.
Могли бы добавиться и иные жизненно важные курсы - например, Гармония (wellbeing). Уроки гармонии - звучит красиво.
Вместо заключения
Какой директор не мечтает о создании своей школы! Я не исключение. Даже название придумал - Школа LOFT.
Что такое лофт?
1. Чердак
2. Жилище, расположенное в изначально нежилом помещении (напр., фабрика)
3. Запуск ракеты.
Loft - английское слово. Оно непосредственно связано с мечтой, устремлением вверх. Древнеанглийское lopt означало “небо, воздух”.
Есть в авиации аббревиатура LOFT - Line Oriented Flight Training - обучение в условиях, приближенных к реальности.
По аналогии придумал другую аббревиатуру:
LOFT - Life Oriented Facilitated Training - обучение, ориентированное на жизнь.
Вот такую Школу LOFT и хотелось бы создать - школу, в которой содержание образования было бы приближено к реальной жизни, а обучение проводилось в логике фасилитации, где учитель не просто транслирует информацию и наставляет, а помогает ученикам научиться учиться: ставить цели и их достигать, справляться с трудностями, планировать свою деятельность и проч.
В аббревиатуре LOFT, помимо ориентации на жизнь, есть еще одно важное словосочетание: facilitated training - фасилитированное обучение. Его главная особенность - групповое взаимодействие: взаимообучение, взаимопомощь, взаимная оценка. Роль учителя-фасилитатора - организовать и поддерживать учебный процесс, главные действующие лица которого - ученики.
В основе образовательной модели Школы LOFT мне видится система развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. В ней развитие ученика идет по пути от абстрактного к конкретному, от формирования ключевых понятий к пониманию причинно-следственных связей в окружающей нас жизни. В этой системе ученик усваивает не столько знания вообще, а учится учиться в процессе формирования универсальных учебных действий. Учитель вступает с учеником в отношения партнерства и сотрудничества, а ученики вовлечены в коллективно-распределительную деятельность (работа в группах и парах), необходимым условием которой является диалог.