Найти тему

«По международной конвенции…» Б.Л. Пастернак. Сочинение ЕГЭ по русскому языку

Б.Л. Пастернак рассматривает вопрос о том, какую дисгармонию вносит война в человеческие отношения.

Автор рассказывает о том, как врач оказался участником боя во время гражданской войны. Медицинский работник «не имеет права участвовать в боевых действиях». Юрий Андреевич вынужден был взять винтовку у убитого телефониста, разрядил ее, а потом целился в дерево. Так война заставляет людей нарушать гармонию между нормами морали и реальностью.

Дополнительным аргументом для рассматриваемого Б.Л. Пастернаком вопроса является описание дальнейших действий доктора Юрия Андреевича. После боя врач осматривал раненых в надежде, что им еще можно помочь. У белогвардейца и красноармейца он нашел медальоны, в которых были записки со строчками из одного и того же религиозного псалма. Доктор был поражен тому, как война нарушала христианские заветы о том, что религия должна способствовать взаимопониманию людей. Люди одной веры убивали друг друга.

Оба примера взаимосвязаны и доказывают, что в годы войны нарушается гармония в гражданских и профессиональных отношениях.

Автор хотел сказать, что всем – и белым, и красным – суждено быть ранеными, страдать, погибать. А ведь у них есть и общее, что когда-то их спасало. Это вера в Бога. Видимо, общая вера не спасает от вражды. В этом и заключается великая дисгармония в человеческих отношениях, последствиями которой являются страдания той и другой стороны.

Я согласна с авторскими мыслями. Гражданская война страшна тем, что между людьми, живущими в одной стране, начинаются разногласия, которые приводят к военным событиям и трагедиям в семьях. Главные герои рассказа М. А. Шолохова «Родинка» – отец, оказавшийся на стороне белых, и сын, который стал командиром Красной Армии. Вскоре пришло известие, что появилась банда, атаманом которой был отец Николки. Во время боя атаман увидел молодого бойца, который показался ему очень смелым, и решил его убить. Он выстрелил, а когда стал снимать сапоги с убитого, увидел на щиколотке родинку и по ней узнал сына. Долго обнимал отец его, разговаривал с ним, а потом, не желая больше жить, выстрелил себе в рот. Этой историей М.А. Шолохов ответил на вопрос: что такое гражданская война и как она вносит дисгармонию в родственные отношения.

Итак, война мешает обычному мирному течению жизни во всех сферах, ее размеренному ритму, прерывает гармонию установившихся обычаев, вносит разлад в человеческие отношения. В годы войны наступают изменения, которые наносят человеку физические и душевные раны и приводят к трагическим последствиям. Всякой дисгармонии и всякому разрушению противостоит только гармония мира.

ТЕКСТ

По международной конвенции о Красном Кресте военные врачи и служащие санитарных частей не имеют права вооружённо участвовать в боевых действиях воюющих. Но однажды доктору против воли пришлось нарушить это правило. Завязавшаяся стычка застала его на поле и заставила разделить судьбу сражающихся и отстреливаться.

Белые шли, наступая. Доктор хорошо их видел, каждого в лицо. Это были мальчики и юноши из невоенных слоёв столичного общества и люди более пожилые, мобилизованные из запаса. Но тон задавали первые, молодёжь, студенты-первокурсники и гимназисты-восьмиклассники, недавно записавшиеся в добровольцы. Их выразительные, привлекательные физиономии казались близкими, своими. Служение долгу, как они его понимали, одушевляло их восторженным молодечеством, ненужным, вызывающим. Они шли рассыпным редким строем, выпрямившись во весь рост, превосходя выправкой кадровых гвардейцев, и, бравируя опасностью, не прибегали к перебежке и залеганию на поле, хотя на поляне были неровности, бугорки и кочки, за которыми можно было укрыться. Пули партизан почти поголовно выкашивали их.

Доктор лежал без оружия в траве и наблюдал за ходом боя. Всё его сочувствие было на стороне героически гибнувших белогвардейских детей. Он от души желал им удачи. Это были отпрыски семейств, вероятно, близких ему по духу, его воспитания, его нравственного склада, его понятий.

Однако созерцать и пребывать в бездействии среди кипевшей кругом борьбы не на жизнь, а на смерть было немыслимо и выше человеческих сил. Шёл бой. Надо было отстреливаться. И когда телефонист рядом с ним в цепи забился в судорогах и потом замер, Юрий Андреевич ползком подтянулся к нему, взял его винтовку и, вернувшись на прежнее место, стал разряжать её выстрел за выстрелом.

Жалость не позволяла ему целиться в молодых людей, которыми он любовался и которым сочувствовал. И, выбирая минуты, когда между ним и его мишенью не становился никто из нападающих, он стал стрелять в цель по обгорелому дереву.

Наконец белое командование, убедившись в бесполезности попытки, отдало приказ отступить.

Фельдшер привёл на опушку двух санитаров с носилками. Доктор велел им заняться ранеными, а сам подошёл к лежавшему без движения телефонисту. Он смутно надеялся, что тот, может быть, ещё дышит и его можно будет вернуть к жизни. Юрий Андреевич расстегнул на груди у него рубашку и стал слушать его сердце. Оно не работало.

На шее у убитого висела ладанка на шнурке. Юрий Андреевич снял её. В ней оказалась зашитая в тряпицу, истлевшая и стёршаяся по краям сгибов бумажка. Она содержала извлечения из девяностого псалма с теми изменениями и отклонениями, которые вносит народ в молитвы, постепенно удаляющиеся от подлинника. Отрывки церковнославянского текста были переписаны в грамотке по-русски.

В псалме говорится: «Живый в помощи Вышнего». В грамотке это стало заглавием заговора: «Живые помощи». Стих псалма: «Не убоишися... от стрелы летящия во дни» — превратился в слова ободрения: «Не бойся стрелы летящей войны». «С ним есмь в скорби, изму его...» стало в грамотке «Скоро в зиму его».

Текст псалма считался чудодейственным, оберегающим от пуль. От телефониста Юрий Андреевич перешёл на поляну к телу убитого молодого белогвардейца. На красивом лице юноши были написаны черты невинности и всё простившего страдания. «Зачем?» — подумал доктор.

Он расстегнул шинель убитого и широко раскинул её полы.

Сквозь пройму рубашки вывалились вон и свесились на цепочке наружу крестик, медальон и ещё какой-то плоский золотой футлярчик. Футлярчик был полураскрыт. Из него вывалилась сложенная бумажка. Доктор развернул её и глазам своим не поверил. Это был тот же девяностый псалом, но в печатном виде и во всей своей славянской подлинности. (По Б. Л. Пастернаку)

Борис Леонидович Пастернак (1890-1960) — русский поэт, писатель, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе за роман «Доктор Живаго».

У нас есть интересные тесты на канале Знать мир на пять. Проверяйте знания, постигайте новое, не останавливайтесь на достигнутом. Ведь мир безграничен и полон загадок и любит тех, кто стремится постичь неизвестное!

Тематика тестов:

Кто такой?

Что такое?

Разные темы

Литература

Русский язык

Ударение

Фразеологизмы

Автор мысли

Страны мира

География России

Женщины мира

О любви

Жизнь замечательных людей

Лишнее слово

Лишняя картинка

Животные

Овощи. Фрукты. Ягоды

Символы. Знаки

Танцы

Цветы

Пословицы

Загадки