Найти в Дзене

Игарка - морской порт на реке

Спускаемся еще ниже по Енисею и оказываемся в одном из самых необычных портов мира, который способен принимать как речные, так и морские суда, находясь при этом на расстоянии нескольких сотен километров от океана. Это Игарка. Интересной является даже легенда о происхождении названия города, по которой название городу дало название протоки Енисея, на которой и расположен знаменитый порт. Протока же, в свою очередь, названа по имени местного рыбака Егора Ширяева, имя которого местные жители превратили из «Егорки» в «Игарку». Однако никаких документальных подтверждений существования этого человека представлено не было. Собственно же город-порт был основан для развития экспорта леса по Северному морскому пути. И реализовали этот проект весьма успешно. дерево доставляли плотами по Енисею, а порт был такого размера, что обслуживал за короткую двухмесячную навигацию более 100 морских судов. Сюда в 1947—1953 гг. пытались дотянуть железную «дорогу на костях», часть недостроенной Трансполярно

Спускаемся еще ниже по Енисею и оказываемся в одном из самых необычных портов мира, который способен принимать как речные, так и морские суда, находясь при этом на расстоянии нескольких сотен километров от океана. Это Игарка. Интересной является даже легенда о происхождении названия города, по которой название городу дало название протоки Енисея, на которой и расположен знаменитый порт. Протока же, в свою очередь, названа по имени местного рыбака Егора Ширяева, имя которого местные жители превратили из «Егорки» в «Игарку». Однако никаких документальных подтверждений существования этого человека представлено не было. Собственно же город-порт был основан для развития экспорта леса по Северному морскому пути. И реализовали этот проект весьма успешно. дерево доставляли плотами по Енисею, а порт был такого размера, что обслуживал за короткую двухмесячную навигацию более 100 морских судов.

Игарка
Игарка

Сюда в 1947—1953 гг. пытались дотянуть железную «дорогу на костях», часть недостроенной Трансполярной магистрали. Но после смерти Сталина стройку прекратили, хотя сегодня такие проекты вновь существуют.

Очень интересное и одновременно трагическое событие в истории города произошло в июле 1962 года — пожар, который уничтожил его значительную часть. При этом, когда пожар подобрался вплотную к тюрьме, то заключенных выпустили, и лишь благодаря их усилиям пожар удалось установить. Затем они все до одного вернулись в тюрьму (которую сами же и спасли). А. Городницкий после этого написал знаменитую «Балладу о спасенной тюрьме». Это нужно читать целиком:

Я это видел в шестьдесят втором -

Горела деревянная Игарка.

Пакеты досок вспыхивали жарко -

Сухой июль не кончился добром.

Дымились порт, и склады, и больница, -

Валюта погибала на корню,

И было никому не подступиться

К ревущему и рыжему огню.

И, отданы милиции на откуп,

У Интерклуба, около реки,

Давили трактора коньяк и водку,

И смахивали слёзы мужики.

В огне кипело что-то и взрывалось,

Как карточные - рушились дома,

И лишь одна пожару не сдавалась

Большая пересыльная тюрьма.

Горели рядом таможня и почта,

И только зэки, медленно, с трудом,

Передавая вёдра по цепочке,

Казённый свой отстаивали дом.

Как ни старалась золотая рота,

На две минуты пошатнулась власть:

Обугленные рухнули ворота,

Сторожевая вышка занялась,

И с вышки вниз спустившийся охранник,

Распространяя перегар и мат,

Рукав пожарный поправлял на кране,

Беспечно отложивши автомат.

За рухнувшей стеною - лес и поле,

Шагни туда и растворись в дыму.

Но в этот миг решительный на волю

Бежать не захотелось никому.

Куда бежать? И этот лес зелёный,

И Енисей, мерцавший вдалеке,

Им виделись одной огромной зоной,

Граница у которой - на замке.

Ревел огонь, перемещаясь ближе,

Пылали балки, яростно треща,

Дотла сгорели горсовет и биржа, -

Тюрьму же отстояли сообща.

Когда я с оппонентами моими

Спор завожу о будущих веках,

Я вижу небо в сумеречном дыме

И заключённых с ведрами в руках.

Но сегодня постепенно город вымирает. Из почти 20 тыс. человек населения в нем осталось немногим более 4 тыс. (работа и лесокомбината, и порта почти свернута).

Порт Игарки
Порт Игарки

И, наконец, еще один очень интересный факт. Город Игарка присутствует сразу в нескольких художественных произведениях, но почти всегда под другим названием: Краесветск» – у Виктора Астафьева в «Краже», «Яруга» – у Ирины Левченко в повести «И никак иначе», «Егоркин» в романе Саввы Морозова «Льды и люди» и, наконец, просто «Заполярье» – в знаменитом романе Вениамина Каверина «Два капитана» (над доказательством этого последнего факта тщательно бьются местные краеведы).