Найти в Дзене
Ликбез

ЛИКБЕЗ Советы родителям

ЛИКБЕЗ Советы родителям Занятие 4. Как помочь ребёнку по русскому языку дома? Учимся анализировать текст. 5 класс. Вспомним термины: анализ текста, выразительные средства языка, олицетворение, эпитет, метафора, сравнение, неологизм. Дорогие родители! Сегодня мы вновь отправимся с вами в весну, независимо от того, какое время года за окном. Смысловая тема продолжается. А мы исподволь начнём готовить детей своих к анализу текста. Вы помните, мы говорили уже о том, что такое авторская позиция. Перечитайте тексты диктантов, которые вы провели с ребёнком, закрепляя орфографические навыки, и предложите выделить, подчеркнуть признаки весны. Начните занятие с вопросов. II. Как организовать беседу по прочитанным текстам. (Занятие 3) Диктант 1. 1. Какие природные явления автор наблюдает ранней весной? 2.Докажите, что он очеловечивает эти явления. Какое выразительное средство использует с этой целью П. Романов? Для родителей. Автор, действительно, называет признаки ранней весны, самое – самое

ЛИКБЕЗ Советы родителям

Занятие 4. Как помочь ребёнку по русскому языку дома? Учимся анализировать текст. 5 класс.

Вспомним термины: анализ текста, выразительные средства языка, олицетворение, эпитет, метафора, сравнение, неологизм.

Дорогие родители! Сегодня мы вновь отправимся с вами в весну, независимо от того, какое время года за окном. Смысловая тема продолжается. А мы исподволь начнём готовить детей своих к анализу текста. Вы помните, мы говорили уже о том, что такое авторская позиция. Перечитайте тексты диктантов, которые вы провели с ребёнком, закрепляя орфографические навыки, и предложите выделить, подчеркнуть признаки весны. Начните занятие с вопросов.

II. Как организовать беседу по прочитанным текстам. (Занятие 3)

Диктант 1.

1. Какие природные явления автор наблюдает ранней весной?

2.Докажите, что он очеловечивает эти явления. Какое выразительное средство использует с этой целью П. Романов?

Для родителей.

Автор, действительно, называет признаки ранней весны, самое – самое её начало. Он очеловечивает все явления, используя олицетворения: «сугробы осели», «солнце било», «квадраты ложились, наползали». ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленного.

Диктант 2.

1.Подумайте, в каком состоянии находятся герои этого текста, мальчики, продавливающие лёд на лужицах? Опишите, что они переживают, выйдя на улицу весенним вечером.

2. Знакомо ли вам это состояние? Вспомните, когда вы испытывали его?

Диктант 3.

1.Докажите, что весну, образ которой создаёт писатель, мы ощущаем всеми органами чувств. Мы её видим, слышим, осязаем.

2.Какими звуками наполнена весна П. Романова?

3.Напишите об этом в 2-4 предложениях. Возможно, что ваша миниатюра будет называться так: «Как мы чувствуем весну?» или « Перед весной бывают дни такие…» Можно заголовок придумать свой.

II. Узнаём выразительные средства языка

Выразительно прочитайте стихи И. Калашниковой, возможно, что у школьника появится желание выучите их наизусть. Поработайте над тем, чтоб строки звучали «по - весеннему», легко и весело. Можно непосредственно обратиться к материалам прошлого занятия и вновь «посчитать этажи», а данные строчки, например, прочитать от лица Лунтика или Пескаря Ивановича из мультфильма «Лунтик и его друзья».

Затем определите средства выразительности в поэтической миниатюре, соединив нужную строку с названием выразительного средства.

И. Калашникова

(1) Веселый март, 1

Крича грачами 2 олицетворения

В бездонье синьковых небес, 3

Звуча горячими лучами, 4 эпитеты

Ворвался 5

В спящий зимний лес. 6 метафоры

(2) И снег обмяк 7

И заслезился. 8 неологизм

(3) И не по-зимнему он бел, 9

Капелью звонкой 10 сравнение

С крыш полился, 11

Задумчиво поголубел... 12

Для родителей.

В основе олицетворения, метафоры, сравнения лежит скрытое сравнение: в олицетворении неживому придаются признаки живого, в метафоре неживое сравнивается с неживым, сравнение узнаём либо по сравнительным союзам (как, словно, будто, точно, как будто, как бы), либо по существительному в творительном падеже (капелью… полился), либо по сравнительной конструкции со словами «похожий, подобный, вроде», либо по сравнительной степени прилагательного или наречия. Эпитет – чаще всего определение, употреблённое в переносном значении.

Олицетворения: « март… ворвался», «снег…заслезился»; эпитеты: «весёлый март», «спящий..лес», «горячими лучами», « синьковых небес»; метафоры: «в бездонье …небес»; «задумчиво поголубел»; неологизм (новое слово, созданное автором) «в бездонье …небес»; «синьковых небес», сравнение: «капелью…полился».

Конечно же, найти выразительные средства и соединить их с определениями – это не самое главное. Хотя мы понимаем: без первого шага нам не приблизиться к анализу текста, не понять его более глубоко. Главное – задуматься: а что эти самые средства придают тексту, как они работают? Почему они называются ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ? Для чего их использует автор? Чего он хочет достичь, применяя именно эти средства? Это примерные вопросы, над которыми вы будете искать ответы вместе со своим ребёнком. Если подобная работа увлечёт вас и вашего ребёнка, можно написать сочинение – миниатюру «О чём рассказало олицетворение»? (метафора, эпитет). Пусть это будут несколько предложений, но они помогут осмыслить проделанную вами работу, и тогда, поверьте мне, школьник легко напишет сочинение в 9 классе, он не будет затрудняться в 26 задании ЕГЭ в 11. Ну и, будем надеяться, что когда- нибудь в тихий уютный вечер он достанет с полки томик стихов Тютчева …

Желаю удачи! Л. Г.