Большая часть современных лекарств помогает производителям, а не пациентам. Стоит дорого, а вот эффективность не доказана. Хорошо, если нет серьезных негативных последствий.
Я сейчас читаю "0,05. Доказательная медицина от магии до поисков бессмертия" Петра Талантова. Автор - врач, и простым языком объясняет сложные вещи. В книге он открывает глаза на такие события в фарм.индустрии, от которых невольно шевелятся волосы на голове.
Действительно эффективным лекарством может быть признано то средство, которое прошло сложные клинические испытания, доказало свою пользу и условную безопасность. Условную - потому что даже у ромашки аптечной могут быть нежелательные побочные эффекты. И при этом задокументированная польза средства значительно первысила его возможные негативные воздействия. К тому же, любой исследователь на своей стороне может повторить клиническое испытание и получить такой же результат, как исследователи ранее.
И к ряду новых лекарств эти принципы не применимы.
Многие современные лекарства - это давно и успешно работающие средства под новым соусом. То есть, в новой упаковке. Основное действующее вещество, переупакованное и подслащенное, можно продавать в X раз дороже.
- Дротаверин - Но-шпа;
- Панкреатин - Мезим Форте;
- Ибупрофен - Нурофен.
Список можно продолжать. На примере последнего средства - разница в цене почти в 9 раз. Таблетки ибупрофена для взрослых 200 мг № 20 стоят порядка 20-22 рублей против 175-180 рублей за нурофен в такой же дозировке.
Я не врач. Это мое субъективное мнение
Новое лекарство - не всегда проверенное и безопасное. Длительная фаза разработки, а затем клинических исследований - это время, когда фарм.компания тратит деньги. Чтобы начать отбивать вложения и зарабатывать, ей необходимо как можно скорее перейти к продажам. И поэтому всеми правдами и неправдами процесс от изобретения до регистрации и старта продаж стараются сократить. Часто - в ущерб качеству. Пол-беды, если лекарство просто окажется неэффективной пустышкой, но может быть и так, что его прием вызывает серьезные побочные эффекты спустя время. А также увеличивает смертность в контрольных группах, что возможно увидеть только спустя длительное время и на масштабных выборках.
Для коммерчески успешных препаратов, которые отлично продаются и приносят фарм.компаниям хороший доход, исчисляющийся в млдр.$, может не просто преувеличиваться фактическая польза, но и замалчиваться негативные последствия. Несколько таких примеров Талантов приводит в книге. Это громкие и резонансные дела, которые закончились миллиардными исками и мировой оглаской. Владельцы брендов разрабатывали целые схемы с участием сотен специалистов и экспертов, лишь бы "замолчать" негативные последствия выведенного на рынок препарата.
Большая часть новых лекарственных средств, которые сегодня стоят на полках аптек под флагом "Новинка" действительно выпущены лишь с целью обогащения фарм.компаний. Если прочитать состав и узнать основное действующее вещество, можно в этой же аптеке купить не менее эффективный аналог в разы дешевле. Но это не значит, что действительно стоящих лекарств сегодня не выпускают, а в мед.отрасли одни лишь шарлатаны. Просто действительность вынуждает нас мыслить критически и искать информацию более тщательно, в разных источниках, а не просто верить рекламным вывескам.