Найти в Дзене
Cicero and his friends

О митрополите, венчавшем Грозного на царство. Часть первая.

До сих пор не существует монографии, посвященной отдельно личности митрополита Макария. Сведения об этом человеке, внесшем свою немалую лепту в духовную и политическую жизнь Русского государства XV-XVI вв. разбросаны по различным источникам. Посмотрим, что известно нам сегодня.

Митрополит Макарий на памятнике "1000-летие России" в Новгороде
Митрополит Макарий на памятнике "1000-летие России" в Новгороде

Нам неизвестно место рождения Макария, неизвестна его изначальная социальная принадлежность, но из источников можно узнать об именах его родителей: Леонтий и Ефросиния. Мать Макария стала инокиней.

Начало деятельности Макария не кажется таким уж ярким. В конце XV в. он постригся в монахи в Пафнутиево-Боровского монастыря. Здесь произошел его первый карьерный рост, Макарий переходил из низших санов в высшие. Наверное, это место всегда было для Макария чем-то особенным. Сюда он желал вернуться перед смертью.

Ансамбль Пафнутьево-Боровского монастыря. Калужская епаррхия
Ансамбль Пафнутьево-Боровского монастыря. Калужская епаррхия

XV-XVI в. ознаменовался активными религиозными дискуссиями. Священники делились на тех, кто поддерживал идею Иосифа Волоцкого о том, что церковь должна быть сильной для блага паствы; и на сторонников Нила Сорского - нестяжателей - тех, кто видел для христианин единственный верный путь спасения - исключить из своей жизни всякое богатство и уйти в отшельничество. По-видимому, именно в Пафнутьево-Боровском монастыре Макарий впервые разделил точку зрения иосифлян. С этим убеждением он прожил всю свою жизнь.

В 1523 г. Макарий стал архимандритом Лужецкого монастыря. Это стало поворотным пунктом для еще молодого священнослужителя. В 20-ые гг. Василий III, великий князь, совершил в эти места поездку на богомолье "о чадородии" и познакомился с нашим Макарием. Между двумя личностями произошло сближение.

Великий князь Василий III на французской гравюре Андре Теве
Великий князь Василий III на французской гравюре Андре Теве

Итак, произошла встреча, и вот, в 1526 г., в марте, Макарий становится новгородским архиепископом - знаменательное повышение! Круче этого только стать митрополитом Московским (но до этого события Макарию пришлось немного подождать). С чем связан внезапный карьерный взлет? Есть точка зрения, что Макарий каким-то образом помог Василию III в его стремлении избавиться от прежней супруги (Соломонию отправили в монастырь). Интересно, что статья о пострижении Соломонии была включена в Летописец Пафнутиево-Боровского монастыря при личном участии митрополита Макария.

Пострижение Соломонии. Из Лицевого летописного свода (XVI в.)
Пострижение Соломонии. Из Лицевого летописного свода (XVI в.)

По дальнейшим поступкам митрополита Макария можно понять, что он избрал курс на всяческое поддержание официальной власти. Для лучшего понимания контекста эпохи надо держать в голове, что Великий Новгород - вольный город - был присоединен к Москве всего лишь 50 лет назад. Макарий всячески содействовал усилению влияния Москвы в этих землях. Много было сделано Макарием в вопросе дисциплины духовников: с 1528 г. в новгородских монастырях был введен обязательный общежитный устав, были разграничены мужские и женские монастыри (!). Сейчас нам кажется это странным, но для Новгорода при Макарии это было нововведением.

Карта Русского государства XV-XVI вв.
Карта Русского государства XV-XVI вв.

Одной из своих задач Макарий считал распространение христианства среди карело-финского населения северных окраин Руси. Он отправлял миссионеров в далекие путешествия, строил там монастыри и все ради искоренения язычества. Сейчас для нас это можно выглядеть как вмешательство в локальную культуру, но каждый священник XVI в. искренне верил, что, распространяя истинную веру, он спасает человеческие души. Для современников этот поступок был преблагим.

При Макарии была произведена реставрация новгородских икон и церквей, был отлит большой колокол для кафедрального Софийского собора. А ведь София всегда оставалась символом Новгорода! Переезжая в Москву, Новгородцы и здесь умудрились построить свой храм св. Софии, по которому сейчас мы именуем Софийскую набережную. Именно в Софии молился Александр Невский перед своими главными сражениями. Распространяя власть Москвы в Новгороде, Макарий стремился к благоустройству города (как похорошел Новгород при Макарии!). Тем самым он пытался показать, что все перемены - к лучшему.

Храм святой Софии в Новгороде
Храм святой Софии в Новгороде

В 1535 г. по его указанию во Пскове был построен архиепископский дворец, в котором работали писцы и книжники, собранные митрополитом Макарием. В Новгороде у будущего митрополита появилась идея, которую он решит воплотить в жизнь - создание гигантского обобщающего труда с житиями святых. Для этого он создал нечто подобное собственной "академии".

Но не только книги интересовали Макария! О широте его технических интересов свидетельствует поддержка им строительства в Новгороде на р. Волхов первой водяной мельницы, правда, окончившегося неудачей: мельница была смыта весенним паводком.

Итак, в Новгороде Макарий развернул бурную деятельность, но главные события его жизни все еще ожидали впереди...

Список литературы:

  • Голубинский Е. Е. История русской церкви. Т. 2, 1-я пол. С. 744—875;
  • Зимин А. А. О политической доктрине Иосифа Волоцкого // ТОДРЛ. М.; Л., 1953. Т. 9. С. 171, 176—177
  • Насонов А. Н. История русского летописания XI — начала XVIII века: Очерки и исследования. М., 1969. С. 253—254, 326—327, 336—337, 353—359, 390—393, 456—471, 487