Кто обязан содержать общее имущество многоквартирного дома?
Отсутствие ремонта в подъезде многоквартирного дома очень распространенная ситуация в сфере ЖКХ. Согласно жилищному кодексу РФ собственник жилья имеет право самостоятельно ухаживать за своим имуществом, также он имеет полное право передать управление имуществом организации специализирующейся на данном виде деятельности. Как правило, жильцы всегда заключают договор с управляющей компанией, ведь самостоятельное управление это не просто, и времени на это не всегда хватает, лучше передать управление организации которая все сделает профессионально, ведь каждый должен заниматься своим делом.
Если заключен договор управления МКД, то УК, согласно поручению собственников жилья, на протяжению согласованного срока, за определенную плату обязуется выполнять комплекс работ по надлежащему содержанию, ремонту имущества дома и также предоставлять услуги по коммунальному обслуживанию дома. В договоре управления многоквартирного дома с УК обязательно должно быть указано, что одной из обязанностей УК является содержание общего имущества МКД. Если в договоре нет этого пункта то это незаконно. Оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в рамках договора управления по заданию собственников и за определенную плату входит в обязательный перечень работ, выполняемых данной организацией, который утвержден постановлением правительства.
Содержание это комплекс мероприятий по осмотру, поддержанию в надлежащем состоянии и работоспособности имущества.
К общему имуществу дома относятся: помещения общего пользования, в том числе лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и другое, крыши, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома, земельный участок, на котором расположен дом, внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, отопления, электроснабжения и другое.
Подъезд, относится в общедомовому имуществу и значит УК обязана содержать его в надлежащем состоянии.
У собственников дома (в случае заключения договора с УК) есть установленная договором управления домом обязанность регулярно вносить плату за содержание и ремонт общего имущества дома. Так и у УК в силу закона существует обязанность по оказанию услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в рамках договора управления.
Таким образом, если плату за содержания мест общего пользования УК собирает регулярно, следовательно, она должна на регулярной основе следить за состоянием имущества.
Если подъезд дома находится в неудовлетворительном состоянии, то УК нарушает положения законодательства, а также договора управления.
Алгоритм действий для осуществления ремонта подъезда управляющей компанией.
Начать борьбу за ремонт подъезда необходимо с изучения договора. Нужно выяснить, какие конкретно работы должна провести организация, и в какие сроки.
1. Первый шаг – претензия в адрес УК.
Она должна содержать:
- описание состояния подъезда;
- требование произвести ремонтные работы с указанием сроков работ;
- подписи собственников жилых помещений.
Пишется она ни имя руководителя управляющей компании. Чем больше собственников подпишут жалобу, тем лучше. Можете вручить ее уполномоченному сотруднику УК, или отправить почтой, заказным письмом с уведомлением. Обязательно пишите жалобу в двух экземплярах, если вручаете ее в руки, то на вашем экземпляре должны поставить входящий номер, дату приема жалобы и роспись лица принявшего жалобу. Если отправляете заказным письмом, то также пишите жалобу в двух экземплярах, один оставляем у себя, а второй отправляем в конверте, уведомление которое вы получите будет подтверждением того, что жалобу вы отправляли и УК ее получила. Уведомление или второй экземпляр жалобы пригодится вам, если вы будет подавать в суд или жаловаться в вышестоящую инстанцию на УК и копия жалобы будет подтверждением тому, что вы пытались урегулировать проблему мирным путем и в досудебном порядке. Ведь иначе УК будет просто затягивать время и сообщать, что никаких жалоб от Вас она не получала и дальше продолжать бездействовать. Часто УК заявляют, что не будут ремонтировать подъезд, так как у части жильцов есть долги по оплате услуг УК, но это также уловки УК, это не является основанием не проводить ремонт в подъезде.
2. Если жалоба не сработала и никакой реакции со стороны УК не поступило, то, пишите аналогичную жалобу в Госжилинспекцию, это надзирающий орган который следит за тем как выполняет свои обязанности УК. В жалобе укажите требования провести проверку вашей УК и привлечь ее к административной ответственности, за то, что она не соблюдает правила содержания жилых помещений. Жалоба в данном органе рассматривается в течении 30 дней и после чего выносится предписание об устранении проблемы. Если УК не выполнила своих обязательств, то на нее наложат административный штраф.
Также есть право обратиться и Роспотребнадзор, сославшись на Закон о защите прав потребителей, а именно на главу 3 данного закона, которая дает представление о том как отстоять свои права при некачественно предоставленной услуге.
В жалобе в контролирующие органы необходимо указать:
- описание состояния подъезда;
- указание на то, что в добровольном порядке УК отказывается урегулировать спор;
- требование о проведении проверки деятельности УК.
3. Если не подействовала жалоба в Госжилинспекцию и Роспотребнадзор, то жильцы могут провести собрание отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если УК не выполняет условия данного договора, также жильцы вправе выбрать другую УК или изменить способ управления многоквартирным домом, на свое усмотрение. К примеру жильцы могут выбрать компанию по управлению домом из списка компаний которые имеют хорошую репутацию на рынке данных услуг и заключить договор с ней.
Также вам никто не запрещает обратиться в прокуратуру или суд с иском, все зависит от того, на сколько серьезная ситуация возникла и на сколько серьезные нарушения были допущены со стороны УК и на сколько серьезно нарушены права жильцов, был ли причинен ущерб вашему имуществу неправомерными действиями или бездействиями УК, в суде справедливость можно попробовать восстановить. Можно сначала обратиться в прокуратуру с коллективным обращением, прокуратура сама может инициировать судебное разбирательство, можно просить прокуратуру представлять Ваши интересы в суде.
4. Урегулирование спора в судебном порядке.
Если хотите самостоятельно обратиться в суд, то готовить иск лучше с опытным юристом. Расходы на него в случае выигрыша УК возместит. Заявление подается в районный суд по месту нахождения УК или по месту жительства жильцов (это на ваше усмотрение), проще наверное в суд по месту жительства жильцов подать.
5. Контроль за качеством ремонта.
Ещё надо понимать, что добиться ремонта это только часть дела. Вторая часть – проконтролировать качество этого ремонта и не подписывать акт приемки если есть в ремонте имеются недостатки.
Надеюсь, мы смогли Вам помочь. Всем добра!