Найти в Дзене
Как это было

На самом ли деле это подвиг? Три судьбы декабристок

В Сибири.
В Сибири.

Уже 2 века истории декабристок являются примером верности и преданности. Всего в Сибирь уехало 19 женщин. И только 11 из них были жёнами. Остальные матери и сёстры.

Ореол величия, созданный вокруг них, по праву принадлежит всем 19-и. Но у каждой из них был свой путь. Кто-то развёлся, а кто-то остался с мужем до конца. Не нам их судить. Просто узнаем, как это было на самом деле.

Эти женщины понимали и отдавали себе отчёт, что будут лишены всех прав и привилегий дворянства. У них забрали всё имущество и наследственные права.

На содержание выдавалось минимум средств, на которые едва можно было существовать. Свидания с мужьями происходили только 2 раза в неделю и только под присмотром. Если у них появлялись дети, то они считались обыкновенными крестьянами.

Это не полный список лишения прав, но даже одни эти кажутся чудовищными. И самым ужасным для женщины являлось невозможность взять с собой уже рождённых детей, а значит и вероятность никогда уже больше не встретится с ними.

Екатерине Трубецкой было всего 26 лет, когда она решила ехать за мужем. Все кто знал эту пару, говорили, что их соединяет настоящая любовь. Екатерина не раздумывала и добилась разрешения на поездку, сразу после приговора.

Трубецкая Екатерина Ивановна.
Трубецкая Екатерина Ивановна.

Её уговаривали остаться сам император Николай и его жена Александра Фёдоровна. Но понимая, что Екатерину не уговорить, император обещал вспомнить о Трубецких впоследствии.

Дорога была очень трудной, добиралась Екатерина вместе с каторжниками. На весь путь ушло примерно полгода. До ссылки у Трубецких детей не было, и только в Сибири появилась первая дочь Александра.

По решению императора Екатерине разрешено было жить с детьми в Иркутске, а Трубецкому иногда приезжать к ним.

После дочери родилось ещё 8 детей, но только четверо из них выжили. Также Трубецкие воспитывали 3-х приёмных детей.

Незадолго до помилования и возможностью возвращения Екатерина умерла. Князь Сергей Петрович хотел даже остаться, что бы всегда быть рядом с супругой, но покинул Сибирь только из-за образования детей.

Вернувшись из ссылки, он больше не женился. А.Н. Белоголовый в своих воспоминаниях так говорит о княгине Трубецкой: «Это была олицетворенная доброта, окружённая обожанием не только товарищей по ссылке, но и всего местного населения, находившего всегда у ней помощь словом и делом».

А вот у Марии Николаевны Волконской судьба сложилась по-другому. Её муж, Сергей Григорьевич был самым старшим из декабристов. Мария была младше мужа на 18 лет. Их совместная жизнь до ссылки нельзя было назвать духовной и счастливой.

Мария Волконская.
Мария Волконская.

Но узнав, что муж арестован и находится в крепости, она резко переменилась к нему. Теперь она считает, что нужна мужу и готова ехать за ним в Сибирь, чтобы разделить все тяготы жизни.

Этот её поступок называли героическим, и многие дворянские семьи поддерживали Марию в этом начинании. Даже поэт Пушкин выразил ей своё восхищение и написал стихотворение «Во глубине сибирских руд».

И только её родители были в ужасе, ведь она оставляла с ними малолетнего сына. Впоследствии сын погибнет, не дожив до 2-х лет.

Сама поездка для юной, изнеженной барышни была подвигом. Но вряд ли она понимала, какая жизнь её ждёт. Как она признавалась в своих воспоминаниях, что не рассчитывала надолго поселиться в Сибири. Вот как вспоминает она о встрече с мужем:

«Бурнашев предложил мне войти … Сергей бросился ко мне; бряцанье его цепей поразило меня: я не знала, что он был в кандалах … Вид его кандалов так воспламенил и растрогал меня, что я бросилась перед ним на колени и поцеловала его кандалы, а потом — его самого»[53].

Через некоторое время жизни в ссылке, Мария поняла, что не любит мужа. Но назад дороги уже не было. После освобождения Волконского от работ на рудниках, он увлёкся сельским хозяйством.

Мария же открыла свой салон. Казалось, что у них уже нет ничего общего, кроме детей. Их в ссылке родилось трое и только двое остались живы сын и дочь. Так она и уехала в Каменку, в имение Раевских, своих родителей, не дождавшись конца ссылки мужа. В 1856 году, после амнистии, Волконский вернулся один.

Ещё одна очень интересная судьба жены декабриста Аненкова – француженки, Полины Гёбль. Она была родом из обедневшей дворянской семьи и приехала в Россию, чтобы помочь ей.

Полина Аненкова.
Полина Аненкова.

Сначала она была модисткой, а впоследствии стала содержать публичный дом. Там она и познакомилась с Иваном Александровичем и влюбилась. Через полгода, когда Аненкова сослали, она поехала за ним. Там они повенчались.

В Сибири у них и возникла настоящая любовь. Полина была идеальной женой. Как могла, помогала мужу и другим ссыльным. Она родила ему 18 детей. Но выжило всего 6.

Вот такие три разные судьбы жён декабристок, которые уже много лет будоражат воображение и являются примером приношения себя в жертву, во имя любви.

Дорогой читатель! Если вам было интересно, подписывайтесь на канал, что бы не пропустить следующие выпуски.