У наших государственных руководителей психология похожая. Ранее министр обороны Сергей Шойгу предлагал в Сибири построить новый город миллионник, теперь новый курортный город планирует построить в Крыму его глава Крыма Сергей Аксёнов. Пока ведется обсуждение и выбор площадки. Об этом он доложил Владимиру Путина.
Могут построить в Симферопольском районе, где-то между Саками и Евпаторией. Окончательно не решили.
Политолог Алексей Анпилогов вспоминает, что Крым прежде был некой «серой зоной» Российской Федерации:
- Не с точки зрения нашего законодательства - никаких препятствий к работе банков, страховых компаний, крупных корпораций не было. Но российский бизнес часто рассматривал Крым как зону, где невозможно полноценно заниматься бизнесом, коммерческими операциями с точки зрения различных международных институтов. В итоге там не были доступны какие-то сервисы, присутствововавшие на остальной части России.
И был страх санкций. Это не раз звучало в заявлениях того же самого руководителя «Сбера» Германа Грефа, глав других российских компаний, которые зависели от международного финансового рынка. В частности - от заимствований на западе.
Первое неудобство с годами чувствовалось все меньше и меньше. В самом начале, в Крыму даже не работали банковские карты. До 2015 года я сам жил в Крыму и помню, что ни Visa, ни Mastercard не функционировали. Теперь этот фактор - полностью нивелирован за счет организационных мер, предпринятых Россией. В частности произошел перевод всей финансовых инструментов на Национальную систему платежных карт. Соответственно банкам в Крыму - никаких неудобства для открытия своих подразделений не осталось. Но оставался страх санкций. И вот президент Путин заявил, что фактор санкций… фактически исчез. Снявши голову, по волосам не плачут.
Если вам с запада заявили: «Мы вашу голову нигде не хотим видеть», имеет смысл выдать все банковские сервисы двум с половиной миллионов физических лиц, которые находились в крымской серой зоне.
То же самое касается «Российских железных дорог», которые под различными поводами осуществляли железнодорожное сообщение не совсем прямыми путями. То же самое касается авиакомпаний. Они разделяли свой флот, на тот, который летал на полуостров и тот, который летал за рубеж. Они стремились не допустить ареста воздушных судов.
Сейчас недружественные страны и тек закрыли для нас небо. Можно летать в Крым любым самолетом, проблем нет. Я считаю верным замечание президента о реальных и мнимых проблемах. По большей части - мнимых. Они сейчас, по сути, исчезли.
«СП»: Можно сказать, что мы в финансовом смысле как бы умерли и далее можно жить «как в раю». Или все-таки «как в аду»?
- Мы не умерли, а наоборот начали жить новой жизнью. То, что было до этого – некое состояние «не жизни ни смерти» для многих российских компаний. Я не считаю это ненормой. В Крыму живут такие же российские граждане, с таким же объемом прав и обязанностей, как везде. Жители Крыма служат в армии, платят налоги. И при этом количество разных удобств для них - было ограничено. Допустим, МТС осуществлял роуминг как за границу. Пусть он был бесплатный, все равно - роуминг. Официально этого оператора в Крыму как бы не было, работали его аффилированные структуры. Теперь мы живем полной жизнью на своей собственной земле…
Некоторые банки попали в санкционные списки лишь потому, что они в десятке финансовых учреждений России. «А нас-то за что?» - вопрошают их владельцы из Лондона. За то, что вы ребята в Лондоне, а не в Симферополе. Отчасти поэтому уровень обеспечения банковскими услугами в Крыму был отнюдь не первоклассный, а скорее средний.
«Царь батюшка» явно нацелился сделать из Крыма что-то вроде Тайваня. А вот его «холопы» все еще мечтают исхитриться, изменить что-то в учредительных документах, в структуре владения и – так попытаться выйти из-под западных санкций. Они все еще надеются стать той самой хитрой гайкой, на которую не найдется своего ужасного ржавого болта.