Двадцать лет искала себя. Бросила. Гиблое это дело, знаете ли. Ведь если времени не существует, то даже найдя через секунду придется искать снова.
⠀
Экзистенциалисты загнули еще сложнее, говорят мы только к смерти обретаем свое Я, тогда мы видим конечный продукт, а до этого – нет, мы лишь проект человека. Сартр говорит: «Ад – это другие». И здесь не про ненависть к человечеству, а про то, что любой взгляд другого объективирует вас, сейчас это любят называть – навешивает ярлыки.
⠀
Может не зря буддисты – отшельники уходили подальше от людей, в идеале забирались на самую высокую гору и сидели медитировали на ней годами в целях самопознания. Или этот метод уже не работает? И современный человек, наоборот отправляется в путешествие, ищет новых знакомств, изучает себя через других.
⠀
Здесь стоит вспомнить «Стадию зеркала» Жака Лакана. По теории французского психоаналитика именно в момент обнаружения и узнавания собственного отражения мы формируем понимание своего Я. Это происходит у детей от 6 до 18 месяцев. То есть настоящее самопознание возможно только при участии третьей стороны, от которой мы могли бы буквально отразиться.
⠀
Вспомнился мультфильм «Ежик в тумане». Где филин, бродивший за ежиком попятам, подсвечивал ему негативную его сторону. А пес, принесший узелок с вареньем, наоборот бескорыстную заботу о других. Что интересно, именно филин, являющийся повсеместно символом разума и мудрости, пугает ежика, а в итоге ежик вообще выкрикивает ему: «Псих!».
⠀
Затем пришел на ум фильм «Сбежавшая невеста», где Джулия Робертс не могла понять какую яичницу она любит, потому что всегда «любила» то, что любит мужчина рядом с ней. Что-то в данном случае наличие другого человека рядом не очень то помогало ей понять себя.
⠀
Так все-таки что лучше: окружить себя людьми-зеркалами или уйти на гору в ретрит? Есть ли здесь вообще универсальный рецепт?