Китай начал расследование крушения самолета China Eastern Airlines, который резко снизился с крейсерской высоты и врезался в горный склон со 132 пассажирами на борту. Катастрофа Boeing 737-800 стала первым авиапроисшествием со смертельным исходом в Китае с 2010 года в стране.
Существуют общемировые стандарты, регулирующие расследования авиакатастроф, но практическое управление ими различается в зависимости от страны, где произошло событие.
Китай возглавит расследование, потому что крушение произошло на его территории, а США примут участие, потому что самолет был спроектирован и изготовлен там.
Цепочка управления по-китайски
Государственный совет Китая во главе с премьер-министром Ли Кэцяном, создал следственную группу во главе с CAAC - Управлением гражданской авиации Китая и Министерством по чрезвычайным ситуациям. В поисково-спасательных работах также участвуют представители других министерств.
Чжэн Лэй, заведующий кафедрой авиации в Технологическом университете Суинберна в Австралии, сказал, что участие высоких руководителей различных ведомств означает, что правительство серьезно относится к расследованию, а также поможет улучшить сотрудничество в рамках разветвленной бюрократии Китая.
CAAC в сравнении с зарубежными аналогами
CAAC в Китае выполняет двойную роль: авиационного регулятора и расследователя авиационных происшествий. Для сравнения в США эти полномочия делят FAA - Федеральное авиационное управление и NSTB - Национальный совет по безопасности на транспорте.
Американский авиационный аналитик Роберт Манн сказал, что двойная роль CAAC не редкость, такое совмещение полномочий распространено в мире. Объединенные Арабские Эмираты и Филиппины, например, имеют такую практику.
Кристофер Харт, бывший глава NTSB, сказал, что, по его мнению, важно иметь отдельные органы, потому что факторы, лежащие в основе несчастных случаев, часто включают ошибки и упущения регулятора, которые с меньшей вероятностью будут включены в заключение, написанное этим регулирующим органом.
Тем не менее, отчет Государственного совета Китая о последней смертельной катастрофе с участием регионального самолета Henan Airlines Embraer в 2010 году действительно указал на недостатки в надзоре CAAC.
Когда Китай предоставит информацию публично?
Согласно международным стандартам, предварительный отчет об авиапроисшествии должен быть предоставлен в ИКАО в течение 30 дней.
Такие первоначальные отчеты, как правило, являются краткими, в них излагается информация, известная на сегодняшний день из записей технических служб, ОРВД и черных ящиков, если они обнаружены, а не причина крушения.
Нет требования немедленной публикации предварительного отчета, хотя Индонезия, Эфиопия, Пакистан и Иран сделали это после недавних аварий. Индия не публиковала предварительный отчет о катастрофе самолета Air India Express в 2020 году.
Энтони Брикхаус, эксперт по безопасности полетов в Авиационном университете Эмбри-Риддл, выразил надежду, что CAAC, учитывая глобальный интерес, представит публичный 30-дневный отчет.
Мао Яньфэн, официальный представитель CAAC, в пятницу сообщил журналистам, что следственная группа будет следовать международным и китайским правилам, но он не сказал, будет ли отчет обнародован.
Окончательный отчет должен быть представлен в ИКАО в течение года, хотя иногда это занимает больше времени.
По словам аналитиков, Китай является крупнейшим в мире оператором В737-800, в эксплуатации находится более 1200 самолетов, поэтому он может быстрее обнародовать информацию о безопасности, связанную с этой моделью.
Какие шаги предпримет Китай дальше
В большинстве стран отчет об авиационном происшествии содержит рекомендации по безопасности для авиакомпании, авиапроизводителя и регулирующего органа, но не определяет виновного и не требует наказания.
После аварии могут быть возбуждены уголовные дела.
В заключительном отчете Государственного совета о крушении самолета авиакомпании Henan Airlines в 2010 году рекомендовалось понижение в должности многим должностным лицам авиакомпании и регулирующих органов, а также судебное преследование командира экипажа, который выжил в авиакатастрофе, в результате которой погибли 44 из 96 человек на борту.
Профессор Чжэн из Суинбернского университета сказал, что карательный подход - обычное явление в Китае, где всегда было желание наказать виновных.
По словам аналитика Morningstar Ченг Вэна, в зависимости от результатов расследования авиакомпания China Eastern также рискует столкнуться с серьезными последствиями, включая штрафы, "заземление" самолетов и неблагоприятное отношение при подаче заявок на новые маршруты и места в аэропортах.
Источник: REUTERS
Перевод: АвиаОбоз
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz
Читайте еще на канале
- Авиакатастрофа в Китае может помешать возвращению В737MAX
- Boeing: новый вызов после крушения китайского авиалайнера
- Куда летают самолеты олигархов? Подросток из США отслеживает джеты известных российских бизнесменов
- Россияне застряли за границей из-за отмены рейсов и неработающих карт