Найти в Дзене
Дальние горы

На крайнем юге Дальнегорья. Дикие скалы на безлюдных япономорских берегах России.

С виду, Приморский край один из самых маленьких на Дальнем Востоке. Но природа в этом небольшом юго-восточном уголке России настолько разнообразна, что впору отдельным районам края давать шутливые географические прозвища. Ханкайщина на Приханкайской низменности у самого большого дальневосточного озера Ханка. Или Хасанщина - в самом южном административном районе края, куда летом устремляется поток пляжников-отдыхающих.

Дальнегорский городской округ можно назвать Дальнегорьем. Эта территория расположена в середине восточного побережья Приморского края, примерно на пол пути между южной Находкой и северной Самаргой. Территория гористая, расположена далеко от Владивостока, поэтому такое название вполне ей подходит.

Дальнегорский городской округ - синий район на восточном побережье
Дальнегорский городской округ - синий район на восточном побережье

Здесь, на площади 5342 кв. км, в свою очередь, тоже имеются и тайга, и гольцы с брусничниками и кедровым стлаником, и таёжные непроходимые мари с лиственницей и голубичниками, и богатые кедро-во-широколиственные леса, и прибрежно-морские широколиственные дубняки. Таёжный север Дальнегорья интересен прежде всего охотникам и рыбакам. А мы спустимся на самый-самый юг района, на побережье Японского моря.

с. Монастырка
с. Монастырка

Добраться туда теперь непросто. После того, как немногочисленные въезды на территорию заказника Чёрные Скалы перегородили шлагбаумами, можно пройти лишь пешком, или прийти по морю. Путь начинается в с. Мономахово, в паре км за ним сворот вправо, в сторону п. Смычка. Затем несколько километров грунтовки до с. Монастырка. За ним грунтовка переходит в полевую дорогу с бродами через речки.

Полевая дорога вверх по Монастырке, на крайний юг Дальнегорского района
Полевая дорога вверх по Монастырке, на крайний юг Дальнегорского района

После верхнего брода через Монастырку, дорога становится сугубо лесной, проходимой только для джипов. Но, как уже было сказано, теперь уже и не для них.

Дорога по Океанской пади. Какая-то зверушка. Крошка-енот?
Дорога по Океанской пади. Какая-то зверушка. Крошка-енот?

По дороге, на грязи, встречается множество звериных следов - от копыт кабанов и пятнистых оленей, до когтистых тигриных лап. Интересно идти и изучать по ним здешних обитателей. А они, в свою очередь, изучают тебя, притаившись в густых зарослях по обочине дороги.

Тигровые лилии по обочинам.
Тигровые лилии по обочинам.

Наконец, выходим в устье ручья Океанского. Пешком, дорога сюда займёт пол дня - день, в зависимости от тяжести рюкзака, физ. подготовки, и как далеко вас подвезут на машине. Если идти от шлагбаума на верхнем броде Монастырки, то за пол дня доберётесь точно.

Ручей Океанский недалеко от устья.
Ручей Океанский недалеко от устья.

Пляж в устье Океанской пади для купания не слишком приспособлен. Он состоит из круглых, окатанных морем валунов и гальки, сложенных штормовыми волнами во множество ярусов, спускающихся ступенями к урезу воды.

Пляж Океанской пади
Пляж Океанской пади

Лишь в устье ручья попадаются прослойки песка и мелкой гальки. Здесь, обычно и останавливались немногочисленные отдыхающие, которым не жалко было бить свои машины, добираясь сюда по таёжным дебрям.

Отсюда, если свернуть влево, будет м. Чёрная Скала, по которому и назван заказник. Туда мы ещё сходим в следующем посте, а пока свернём направо - на крайний юг Дальнегорского ГО, или, если высказаться романтичнее - Дальнегорья.

Сразу же, обернувшись вправо, у путешественника непроизвольно вырывается присвист и выдох восхищения - О-о-о! Южную часть пляжа венчает, возможно и не самый высокий обрыв Приморья, но один из самых, на мой взгляд, красивых.

Южная оконечность пляжа Океанской пади
Южная оконечность пляжа Океанской пади

Представьте себе сопку Орлиное Гнездо в центре Владивостока, на которой расположена телевышка. Её высота 199 м над уровнем моря. Аккуратно, ножом, срежьте эту сопку через вершину. Получится примерно такой обрыв, как здесь. Его высота чуть более 200 м, и вершина иногда теряется в облаках.

На знаменитом мысе Тобизина на о. Русском, обрывы в 4-5 раз ниже, и всё равно вызывают восхищение у приезжих. С них прыгают клиффдайверы и роупджамперы.

Под двухсотметровым обрывом.
Под двухсотметровым обрывом.

Здесь же получился бы хороший стенной скалодром для тренировок альпинистов. Или виа феррата с прекрасным видом на открытое море и дикое побережье. Клиффдайверам здесь, конечно, делать нечего. Здесь уже нужен парашют. Вид с кромки обрыва, примерно как с балкона 67-го этажа, выходящего прямо на пляж.

Побережье к югу от Океанской пади. Вдали - ск. Щель.
Побережье к югу от Океанской пади. Вдали - ск. Щель.

Как вы уже заметили, на фотографиях разная погода. Там, где пасмурно - июль, где голубое небо - сентябрь. Дальше к югу побережье всё такое же скалистое. Кое-где видны упавшие сверху камни, оставившие воронки в гальке. Подолгу стоять в палатках под обрывами, устраивать лагеря, не рекомендуется.

Старый кратер около двух метров в диаметре.
Старый кратер около двух метров в диаметре.
Оглянувшись назад, к Океанской.
Оглянувшись назад, к Океанской.

Через несколько километров приходим в самую южную долину Дальнегорья - в Глухую падь. Географически, это "Сочи" Дальнегорска. Фактически - глухой закуток, где вообще никого не бывает, куда нет никаких дорог. Глухая Падь - действительно весьма безлюдное и уединённое местечко.

Глухая падь.
Глухая падь.

Какой-то отшельник соорудил себе здесь "палатку" из плавняка, обтянутого пищевой плёнкой. "Жилище" было давно покинуто. Я робинзонил здесь просто на пляже, под открытым небом. В сентябре, знаете ли, ночное небо намного интереснее и безопаснее июльского. Вместо дождичков звездопады.

Дикие пляжи Глухой пади.
Дикие пляжи Глухой пади.
На входе в Глухую падь.
На входе в Глухую падь.

А теперь пройдём уж на самый-самый южный пляж, на границу с Кавалеровским районом.

Первое, что бросается в глаза - интересная скала. Сразу видно, что она словно изуродована мечом великана, рубанувшего берега Приморья сплеча.

Скала Щель. Дубняки, словно бахрома, укутывают прибрежные сопки.
Скала Щель. Дубняки, словно бахрома, укутывают прибрежные сопки.

Галечниковый пляж сюда тянется от самой Глухой Пади, не прерываясь. Своего рода местная набережная. Когда надоест сидеть на таборе, приятно неспешно прогуляться до Скалы и назад, по мягко шуршащей под ногами гальке, вдоль моря с настолько прозрачной водой, словно это родник, уходящий за горизонт.

Оглянувшись назад, к Глухой пади.
Оглянувшись назад, к Глухой пади.

Если подойти к самой скале Щель, то можно увидеть, что это тектоническая трещина, расширившаяся в результате эрозии. Если стоять прямо напротив, то скала выглядит уже не столь эффектно. Обычный обрыв.

Скала Щель.
Скала Щель.

Осенью к берегу близко подплывают медузы. Вот, покалеченная цианея, у самого берега. Кинул рядом тапок для масштаба. Попадаются экземпляры более метра.

Цианея.
Цианея.

Из братьев-млекопитающих, берега оживляет любопытная ларга. Эта пятнистая нерпа коренной житель здешних берегов. Когда отдыхаешь на безлюдном берегу, ты словно у неё в гостях. Сначала ларги настороженно наблюдают за тобой издалека. Потом привыкают.

Балдёж на мысе у ск. Щель.
Балдёж на мысе у ск. Щель.

Но если подходишь к их лёжкам на прибрежных скалах, они близко не подпустят. На берегу они чувствуют себя неуютно. Другое дело в воде. Могут вынырнуть напротив костра, где ты готовишь себе завтрак. Когда к ним оборачиваешься, они в ту же секунду отворачиваются, делая вид, что просто любуются рассветом. Вроде: "а что, мы ничего! Так, мимо проплываем просто".

Утренний берег.
Утренний берег.

Самая южная точка Дальнегорья
Самая южная точка Дальнегорья

А самая южная точка Дальнегорья по совместительству является и самой восточной точкой Кавалеровского района. Туда мы заглянем как-нибудь в другой раз.