Несколько лет назад эта статья была мною написана для центральной краевой газеты "Алтайская правда". Правда, тогда редакция ее от печатания отвергла. При этом мне кажется, что все это тогда написанное своей актуальности не потеряло.
Производство зерна обеспечивает основное поступление от растениеводства в бюджет Алтайского края. Однако уровень его производства из года в год является недостаточным, и терять столь значительные поступления в ВРП край не имеет права. При этом необходимо сказать, что реальных успехов по увеличению сборов зерновых культур в истории края было крайне не много, это 1955-1957 годы когда было распахано вековое плодородие Алтайской целины, и засеяно зерновыми 78 % пашни, то большинство полей новины давали урожай пшеницы тогда по 2 тн/га, но были и поля с урожайностью и 3, и 4 тн/га. Хотя общая средняя урожайность за эти годы годы была не велика 1,2 - 1,3 тн/га, но на фоне значительного роста хлебозаготовок край выглядел вполне не плохо.
Но дармовое плодородие быстро закончилось и через 3-4 года и Алтай снова вернулся к своей привычной урожайности 0,8-1,0 тн/га. В 1966-1970 гг средняя урожайность была 1,05, а в 1971-1975 1,33 тн/га и такой она оставалась до середины 80х годов. И единственный луч света в крае это 1972 год, когда была получена урожайность 2 тн/га. Положение начало меняться только с 1985 года с приходом в край первым секретарем Попова Филиппа Васильевича. Когда начальники крайсельхозуправления Нартов Д.Е., а в последствии Назарчук А.Г. (обои выпускники агрономического факультета Алтайского сельскохозяйственного института) начали наводить порядок в отрасли, требуя элементарного соблюдения агротехники и в первую очередь увеличения объемов применения органических и минеральных удобрений.
В результате принятых ими мер урожайность стала расти и за 1986-1988 годы составила уже 1,47 тн/га, но в связи с дальнейшими организационными изменениями форм собственности хозяйств края она снова скатилась до 1,0 - 1,2. И только последние годы, подойдя к намолоту 5 миллионов тонн, край смог приблизится к урожайности всего 1,3 тн/га, которая значительно ниже урожайности соседних с нами регионов. И в итоге на этом участке край проработал 30 лет и проработал впустую. Но я не буду обвинять в этом рядовых специалистов, хотя и на них лежит тоже часть вины, но руководители отрасли, наверное, все таки должны сделать для себя выводы. При этом надо честно сказать, что такая "рекордная" урожайность никоим образом не может соответствовать потенциальным возможностям Алтайского края.
Сошлюсь на работу великого российского почвоведа профессора В.В.Докучаева, в 1880 году в своей статье "По вопросу о Сибирском черноземе" он пишет; Барнаульский, Кузнецкий и Бийский округа могут назваться житницей Западной Сибири, здесь местами чернозем доходит до 4 футов (1,22 м), урожаи пшеницы и ржи при посеве в 9 пудов, равняются от 100 до 250 пудов сбора, овес до 350 пудов, с некоторых почв снимают до 10 жатв без отдыха. А вот данные, обнаруженные в архивах уже нашим современником, профессором кафедры общего земледелия НГАУ А.А. Коневым: "Без науки и средств химии, по данным географа Миддендорфа, крестьяне села Кочки в 1868 г. получили свой обычный урожай озимой ржи 350 и овса 600 пудов с десятины (5,8 и 10,1 тн/га), сейчас это районный центр Новосибирской области с совершенно другим уровнем урожайности.
Крайне интересные данные можно получить изучая алтайское колхозное опытничество, а в первую очередь Ефремовское движение, участники которого перед Войной получали на опытных участках рекордные урожаи зерновых культур. В 1936г. Михаил Ерофеевич Ефремов, руководитель звена рекордного урожая в колхозе «Искра» Белоглазовского р-на (сейчас в составе Шипуновского района), который тогда никакой зоной рискованного земледелия не считался, получил на участке яровой пшеницы в 4га по 366 пудов (6,0 тн/га) зерна с гектар1937 год стал годом широкого развития ефремовского движения, полностью развеявшим сомнения тех, кто еще не верил в рекордный урожай, полученный Михаилом Ерофеевичем. Заведующий хатой-лабораторией колхоза «Молодая Гвардия» Белоглазовского р-на Иван Ефимович Чуманов получил урожай яровой пшеницы 8,6 тн/га., что было в то время мировым рекордом урожайности яровой пшеницы. Иван Никитич Ракитин, с которым соревновался Ефремов, собрал урожай 7,98 тн/га. Необходимо сказать, что средний урожай пшеницы в СССР в 1937 году составлял всего 1,01 тн/га. Но наивысший известный в СССР урожай яровой пшеницы 10,1 тн/га был выращен в 1938 году на опытном участке звеньевой колхоза имени Политотдела, Андреевского района Алтайского края А.С. Сергеевой. В те же годы в США максимальный урожай пшеницы теоретически рассчитанный профессором Н.Е. Гансеном в 10,7 тн/га, реально же на площади 2 га было получено 8,1 тн/га. Но вот об этих результатах наши руководители отрасли почему то всегда скромно умалчивают.
Замечу как агрохимик, что все эти результаты были получены практически без применения минеральных удобрений, единственное, как тогда называлось "местное удобрение" это была древесная зола, что применялась вместе с навозом.
Моя бабушка Арбузова Анна Николаевна 1906 года рождения, которая во время войны работала в колхозе "Флора" (г. Бийск) и рассказывала мне молодому агроному, как они во время Войны сеяли "по лущевке": На фронт из колхоза забрали все; лошадей, мужиков, трактора, автомашины, остались одни старики, мы бабы, да малолетки. А то сеять надо, и мы сеяли без вспашки, пройдет лущильник, если сеялки нет, руками закидаем и забороним, а если была возможность, то забороним еще раз по всходам. И самое главное, говорила она, извечная крестьянка, урожайность то не падала. А когда Война кончилась мужиков, что не поубивали, вернули и заставили пахать. Единственного человека (может быть, единственного, просто о другом пока не знаю) которого не заставили пахать был Терентий Семенович Мальцев директор Шадринской Опытной станции, который с 1954 года по 1994 сеял только по лущевке. Правда, сначала он раз в 5 лет обрабатывал поле безотвально плугом с уплощенной стойкой собственной конструкции и снятым отвалом, но позже он от этого откажется. За 40 лет урожайность зерна ( а в основном у него была яровая пшеница) составляла в среднем 2,5 тн/га. Но при этом необходимо отметить, что уровень плодородия Курганских полей гораздо ниже Алтайских черноземов, а по уровню обеспеченности осадками 300-350 мм за год, это уровень всего лишь нашей восточной Кулунды, где наши хозяйства имеют урожайность зерна в два раза меньше "мальцевской".
Теперь более конкретно о системе земледелия агронома Мальцева, и здесь необходимо отметить, что при замечательных результатах на полях Шадринской Опытной станции и колхоза "Заветы Ленина" и даже при поддержке самого Никиты Сергеевича Хрущева, в ту пору генерального секретаря ЦК КПСС, внедрить такую замечательную технологию в засушливой зоне СССР, увы, не получалось. Поскольку местные партийные и советские органы упорно "держались" за старое, за традиционную плужную технологию, пока не допахали целину до черных бурь. Правда, необходимо сказать, что по инициативе руководителя сельхозотдела крайкома А.В. Георгиева в 1954 - 1956 годах, все же предпринимались попытки освоить в крае эту технологию Мальцева, но, увы, все таки безрезультатные. И только когда в начале 70х в край стала поступать целиноградская противоэрозионная техника и в том числе культиваторы-сеялки СЗС-2,1(СЗС-9), то на их основе мальцевскую технологию вполне можно было внедрить, но и здесь районное звено не позволило это провести, заставляло хоть безотвально, но все равно пахать зябь, что именно у Мальцева и исключалось.
В 1984 году работая агрономом я получил вполне успешные результаты при посеве сеялкой СЗС 2,1 озимой ржи как в приготовленную для посева почву, так и прямой посев в необработанную почву. В 2004 году в ООО"Верх-Обское" (директор Замоцный Ю.А., инженер Ботгауэр В.Д) по моему проекту был изготовлен универсальный культиватор сеялка УКС1,5 рабочая модель с захватом 1.5 м, которую мы успешно испытали в производственных условиях. В 2014 году появился эскизный проект комплекса УКС с шириной захвата 7-8 м выполненный конструкторами Бийского технологического института и ООО" ПО"Спецавтоматика" и представлен на конкурс "Новый Алтай". Но там мы тогда только приняли участие, а приз получила другая сеялка.
Кроме абсолютного практического 40-летнего опыта Терентия Семеновича Мальцева мы имеем еще также более 20 летний опыт возделывания зерновых в хозяйстве Пензенской области "Пугачевское" которым руководит Анатолий Иванович Шугуров, обеспеченность влагой у него несколько выше, чем у Мальцева, что соответствует центральной части Алтайского края, правда по уровню плодородия алтайские поля безусловно выше, но несмотря на это урожайность шугуровских полей, также без минералки и ядохимикатов составляет минимум 3 тн/га при себестоимости всего 0,5-0,8 тысяч рублей тонна. Близкие урожаи по этой технологии есть и в хозяйствах Алтайского края у Устинова В.И. Косихинский район, Пляко И.В. "Курай-Агро" Бийский район, хозяйство Бойферта П.Я. из Целинного района.
Почему я настолько подробно останавливаюсь на минимальной обработке почвы, что агротехнологию системы Мальцева нам в Алтайском крае можно рассматривать как промежуточную при переходе на биологическое земледелие, поскольку переход на биологическое земледелие связан с использованием СХМ несколько другого уровня.
Если при планировании производства зерна площадь посева зерновых в крае 3, 6 миллиона га условно разделить приблизительно на 3 равновеликие части по 1,2-1,25 миллионов га; это предгорная зона, центральная часть края и Западная Кулунда с районами близкими к ней по осадкам. И если идти от многолетнего опыта Терентия Семеновича Мальцева то средней минимальной урожайностью на центральной части края, также как у Мальцева без применения удобрений, должно быть 2 тн/га, в предгорной зоне 2,5 и в зоне Кулундинских районов не ниже 1,5 тн/га, хотя отдельные хозяйства могут получать и там свыше 2 тн/га. При этом подходе валовой сбор края должен увеличится до 7,0-7,5 миллионов тонн. Но и это только программа-минимум, если Алтайский край доведет посевы озимых культур хотя бы до 1,8 - 2,0 миллионов га, то у нас есть полная уверенность, что к общему валовому сбору мы добавим минимум 2 миллиона тонн зерна. И еще дополнительно минимум 1-2 миллиона тонн можно получить применяя минеральные удобрения, микроэлементы, а также микробиологический азот бобовых предшественников и зеленого удобрения.
В результате предложенных мероприятий общий валовой сбор в крае должен увеличится как минимум до 10 миллионов тонн и это в обозримом будущем далеко не предел. При этом затраты на выполнение этой программы для края вполне посильные и ей нужно только начать конкретно заниматься. Я думаю, что "практику" когда край ежегодно не получает минимум 5 миллионов тонн зерна и теряет минимум 40-45 миллиардов поступлений необходимо признать неприемлемой. Тем более, что отравленное на экспорт это зерно может обеспечить краю никак не меньше 1 миллиард долларов поступлений.
Но и это не все. Несмотря на существующую неприглядную картину новаторы края смогли наработать за эти годы значительный инновационный задел и это своего рода "гудвилл" для Алтайского края. И это при том, что Алтайский край наряду с еще двумя территориями России (Дальний Восток и Приокская пойма) обладает уникальной возможностью обеспечивать гигантизм растений, и это свойство способно сохраняться несколько поколений в семенах выращенных на благословенной алтайской земле. Об этом безусловно можно много говорить, но я остановлюсь только на некоторых значительных наших алтайских наработках.
1. Технология посева зерновых агронома Е.И. Ракши с использованием минимальной обработку почвы была проведена в Шипуновском районе еще в 1949 году. Посев он проводил культиватором-сеялкой собственной конструкции защищенной позже авторским свидетельством СССР за № 3111/448831 1952 года. В первый же год испытания его технология дала дополнительную прибавку 0,7 тонн зерна пшеницы с гектара. Фактически Евгений Игоревич это наш Алтайский Мальцев, которого руководство края, к своему сожалению не увидело, хотя информация по его изобретению была опубликована в журнале "Огонек" № 17 от 23 апреля 1950 года. Предложенный им культиватор-сеялка гораздо более лучше подходил для обработки склоновых земель, которые по водной эрозии являются проблемными для большинства зон края. В 1960 годах отделом механизации Красноярского НИИСХ которым тогда рукводил Е.И. Ракша была спроектирована и изготовлена опытная партия сеялок-культиваторов СКСР-20н, посев зерновых которыми повышал урожайность зерновых на 0,5-0,8 тн/га. Сеялка СКСР-20н была положительно оценена Министерством сельского хозяйства СССР, однако с ее промышленным производством возникли трудности. Министерство тракторного и сельскохозяйственного машиностроения очень долго не могло найти завод, несколько раз меняли решение, в итоге остановились на заводе "Целиноград Сельмаш". Не учитывая то, что завод уже выпускает аналогичную сеялку СЗС-9 (СЗС-2,1), которую целиноградцы тупо "срисовали" с канадской сеялки НД-912 фирмы "Нобэл". При этих обстоятельствах, конечно, производство красноярской сеялки затянулось, пошел массовый брак и в итоге земледельцы ее так и не получили. Печально, но часто у нас получается как всегда. И еще маленькая дополнительная информация, в 1955 году Е.И. Ракша будет назначен директором целинного зерносовхоза "Урожайный" в Советском районе. Плодовый сад, который там заложил Евгений Игоревич имел площадь 70 гектаров. И гордости края - "Лебединому заказнику" мы тоже обязаны именно ему.
2. В 1956 году применение фосфоробактериальных удобрений под посевы зерновых в Алтайском крае (данные крайкома КПСС) проводилось на площади 2 миллиона гектаров. При этом надо сказать, что к сожалению,
предложенный агроприем был не дооценен производственниками и дальнейшее внедрение было прекращено. Алтайских данных по зерновым культурам я пока не нашел, но результаты применения бактериальных удобрений на огурцах (системные агрохимические опыты проводились на Западно-Сибирской овоще-картофельной станции), более чем положительные.
Применение бактериальных удобрений при возделывании зерновых в опытных учреждениях Урала также показало, что прибавка урожая зерновых может быть достигнута в пределах 0,15 - 0,5 тн/га. Применение фосфоробактерина на черноземных почвах Кустанайской области, а это по осадкам наша алтайская Кулунда, является эффективным агроприемом, повышающим урожаи яровой пшеницы, в благоприятные по гидротермическим условиям годы, в среднем на 0,26 тн/га. В перспективе это вполне реальная возможность эффективно использовать эти удобрения на зерновых и других культурах.
3. Технология увеличения запаса влаги профессора Алтайского сельхозинститута В.Е. Горяева. Изобретение относится к сельскохозяйственной мелиорации и может использоваться для повышения плодородия почв в зонах с выраженным промерзанием грунта в зимний период,. Цель изобретения - повышение плодородия почвы путем стабилизации в ее корнеобитаемом слое запасов влаги, накопленной за период естественного промерзания. Создание в зимний период в почве сквозных полостей способствует проникновению атмосферного воздуха в подмерзлотный слой и обеспечивает сохранение запасов почвенной влаги в подвешенном состоянии в весенний период. Особенно ценна технология Горяева в наших Кулундинских степях с глубоким залеганием грунтовых вод. Влагозарядка почвы вне зависимости от снежного покрова при использовании этой технологии повышается на 25-30%.
4. Крайне перспективны опыты агронома В.В. Теплова по выращиванию озимых и яровых зерновых в смешанных посевах проведенных им в 1990-1992 годах в Смоленском районе. Во время Великой Отечественной Войны в Сибирском НИИ зернового хозяйства (г. Омск) по идее президента ВАСХНИЛ Т.Д Лысенко проводились опыты по выращиванию озимой пшеницы путем прямого посева в стерню обмолоченной яровой пшеницы, выращиваемой по чистому пару. При этом способе посева разные сорта озимой пшеницы и некоторые сорта озимого ячменя перезимовали и обеспечили вполне нормальный урожай, в лучшем варианте было 3,2 тн/га. Однако уязвимой стороной предложенной технологии была повышенная засоренность посевов способов борьбы с которой в тот сложный военный период найдено не было. Уйти от засоренности мог позволить весенний посев одновременно озимых и яровых культур, что применяли наши предки еще в 15 веке (правда, позже эта технология утеряна, но это уже отдельная история). Опытные посевы в Смоленском районе показали значительную экономичность предложенной технологии и особенно для нашей Кулунды.
5. Крайне эффективным для нашего края может быть и использование исследований красноярского ученого академика ВАСХНИЛ Р.Б. Кондратьева по влиянию уровня содержания фосфора в семенах на их урожайные качества. Достаточна близка к подходам профессора Кондратьева и технология активации семян зерновых культур в модификации Бийского технологического института и ЗАО "ПО"Спецавтоматика"(г.Бийск) позволяющая дополнительно к фосфору также обеспечивать обогащение семян и любым набором микроэлементов. При этом предварительные опыты и расчеты показали, что эта технология может обеспечить прибавку зерновых 0,3-1 тн/га. И если даже только эти перспективные разработки будут внедрены, а это при желании можно сделать в среднесрочной перспективе, то край получит экспортный потенциал зерна минимум 10 миллионов тонн, вполне сопоставимый со всем зерновым экспортом Российской Федерации. При том это край может производить органическое, экологически безупречное зерно с низкой себестоимостью, которое можно реализовывать на период освоения внешнего рынка со значительным дисконтом.