Найти в Дзене

Культура без границ

Ко дню работников культуры Культура не знает границ – она достояние всего мира, хотя сегодня в Европе и Америке, похоже, об этом позабыли. Но, в отличие от наших соседей, мы помним и чтим не только русских художников, поэтов, композиторов и т. д. Россия всегда отдавала и отдает дань уважения таланту, какой бы национальности он не был. 18 марта в Приозерской детской школе искусств состоялся небольшой концерт, посвященный Эркки Мелартину – знаменитому финскому композитору, который родился на берегу Ладожского озера в Кексгольмском уезде. В музее-крепости «Корела» хранится уникальный экспонат – вторая часть сборника «Хоровые песни Кексгольмского уезда», изданная в 1908 году, автором которого как раз и является Э. Мелартин. Именитый финский композитор родился 7 февраля 1875 года в 6 километрах от уездного города Кексгольма в деревне Остамо (совр. поселок Судаково) в семейном поместье на берегу живописного озера Остамонярви (ныне Судаковское). Отец Мориц Мелартин – чиновник от Выборгского г

Ко дню работников культуры

Культура не знает границ – она достояние всего мира, хотя сегодня в Европе и Америке, похоже, об этом позабыли. Но, в отличие от наших соседей, мы помним и чтим не только русских художников, поэтов, композиторов и т. д. Россия всегда отдавала и отдает дань уважения таланту, какой бы национальности он не был.

18 марта в Приозерской детской школе искусств состоялся небольшой концерт, посвященный Эркки Мелартину – знаменитому финскому композитору, который родился на берегу Ладожского озера в Кексгольмском уезде.

В музее-крепости «Корела» хранится уникальный экспонат – вторая часть сборника «Хоровые песни Кексгольмского уезда», изданная в 1908 году, автором которого как раз и является Э. Мелартин.

-2

Именитый финский композитор родился 7 февраля 1875 года в 6 километрах от уездного города Кексгольма в деревне Остамо (совр. поселок Судаково) в семейном поместье на берегу живописного озера Остамонярви (ныне Судаковское). Отец Мориц Мелартин – чиновник от Выборгского губернского правления, составлявший подушные списки населения. Мальчика нарекли шведским именем Эрик Густав Мелартин, однако сам он впоследствии предпочитал финское имя Эркки. Вскоре семья перебралась в имение Тапиола, располагавшееся когда-то на месте современного многопрофильного реабилитационного центра, известного местным жителям как детский дом-интернат для умственно отсталых детей. Первые школьные годы прошли в Кексгольме, где Мелартин посещал начальную школу, располагавшуюся тогда на углу современных улиц Жуковского и Калинина.

Музыкальному искусству Мелартин обучался в институте в Гельсингфорсе, затем продолжил образование в Вене. По возвращении в Финляндию до 1906 года преподавал в родном институте. В 1908–1910 годах молодой композитор дирижировал основанным им в Выборге симфоническим оркестром. Он также основал оркестровую школу в Выборге, где работал директором и педагогом до 1911 года. Часто приезжал с гастролями в родной Кексгольм. Так, в 1904 году выступал с духовым оркестром Добровольной пожарной дружины, а в 1908 году приехал из Выборга уже со своим оркестром. Почти до конца жизни, с 1911 по 1936 год, Эркки Мелартин возглавлял Хельсинкский музыкальный колледж, ныне известный как Академия Сибелиуса. Будучи открытым и вдохновляющим учителем, Мелартин воспитал новое поколение композиторов, самыми известными представителями которого являются Аарре Мериканто, Юрье Килпинен, Вяйне Райтио, Илмари Ханникайнен, Ууно Клами, Сулхо Ранта и Хельви Лейвиска. С 1928 по 1937 год Мелартин возглавлял ассоциацию композиторов «Теосто».

Эркки Мелартин был одним из самых плодовитых финских создателей музыкальных произведений, в его творческой биографии их насчитывается более тысячи. Песни Э. Мелартина отличаются редким стилистическим разнообразием: от лирических, вдохновленных природой картинок настроения до импрессионистских, а иногда и весьма экспрессионистских произведений. Его выбор текстов отражает широкое образование, поскольку он одинаково хорошо разбирался как в финской, так и в иностранной поэзии. Как композитора Э. Мелартина вдохновляло многое: родная природа Карельского перешейка, простые народные песни, знаменитый карельский эпос «Калевала». Страстный любитель путешествовать, Мелартин вдохновлялся поездками по Центральной и Южной Европе, Северной Африке, Египту и особенно по Индии. На его творчество в разное время оказали влияние Рихард Вагнер, Эдвард Григ, Густав Малер. Проживая в Выборге, композитор написал знаменитую оперу «Айно» (1909) – легенду о северной деве, очаровавшей своей красотой главного героя «Калевалы» Вяйнямейнена.

Эркки Мелартин был разносторонне талантливым человеком. Его хобби варьировались от изобразительного искусства до литературы, философии, теософии, садоводства и фотографии, не говоря уже об открытках и марках, которые он страстно коллекционировал. Он также был художником и писателем-беллетристом.

Долгое время имя Эркки Мелартина и его произведения находились в тени прославленного на весь мир финского композитора Яна Сибелиуса. Однако уже с конца 1990-х годов в Финляндии стали возводить в ранг достойных внимания многие творческие имена, среди которых по праву значится и Эркки Мелартин. Так, Музыкальный колледж Савонлинны организует общенациональный конкурс камерной музыки, в репертуар исполнителей обязательно входят произведения Мелартина.

По материалам https://vk.com/korela_fortess

Подготовила Татьяна Чумерина