За пару недель из аптек выгребли вчетверо больше лекарств, затаривание, по мнению Росздравнадзора, уже пошло на спад – минус 5-10% от ажиотажного спроса. Минздрав уверяет, что достаточно лекарств для плановой терапии. Росздравнадзор увещевает, на год хватит запаса фармсубстанций. Но фармпроизводители пугают дефицитом и им верят, потому что проблемы есть. Какие проблемы?
Не надо паники, успокаивает министр Мурашко, ибо «препараты как отечественного, так и иностранного производства есть в достаточном количестве уже сегодня на складах у оптовиков. Поэтому поставки оптовиками сейчас ведутся очень активно. Логистическая сеть дополнительно развернула свои мощности, в том числе по доставке». Безрецептурные препараты не станут отпускать по рецептам, чтобы не создавать дополнительную нагрузку на здравоохранение, покупатель должен опомниться и отступиться от аптечных прилавков.
Для купирования возможных дефицитов Госдума приняла поправку в закон о разрешении завоза лекарств без смены иностранной упаковки и без русскоязычной инструкции. Не надо будет терять время и деньги на переупаковку ранее зарегистрированных в России лекарственных средств. Это ещё не параллельный импорт, когда из третьих стран официально завозят санкционные товары, но его компонент. Далее планируется разрешить ввоз незарегистрированных в РФ лекарств, а этот шаг - всамделишный параллельный импорт.
Начала действовать поправка о товарах, в отношении которых не работает патентная защита. Упрощённый порядок регистрации освобождённых от груза «интеллектуальной собственности» лекарств позволяет импортировать даже дженерики, не признанные законными по причине действия патента на оригинальное средство. Дистрибуторам запрещено придерживать товар, если в договоре на поставку предусмотрено соблюдение предельных сроков отгрузки. Меры государственной поддержки всей цепочки лекарственных поставок ещё не исчерпаны.
Фармсубстанции планируется напрямую поставлять с их родины – Китая и Индии, но есть одна проблема, которую непросто разрешить – это стандартные эталонные образцы для каждой серии лекарственного препарата, например, при производстве азитромицина нужно полтора десятка таких эталонов. Стандартные образцы поставляли из Европы и США, наложившие эмбарго не только на Россию с Белоруссией, но также Украину и Молдавию.
Пока у фармпроизводителей есть эталоны на несколько месяцев работы, но необходим собственный российский банк стандартных образцов лекарств. Работа будет начата не с нуля, с начала 2020 года функционирует Национальный центр стандартных образцов (НЦСО), создана метрологическая служба в Национальном центре экспертизы средств медицинского применения (НЦЭСМП), десятки эталонов выпускают Эндофарм и Активный компонент.
В продаже около полутора сотен собственных стандартов, но только по списку ЖНВЛП надо разработать, аттестовать и валидировать почти 800, причём по поручению правительства проблему необходимо закрыть до конца 2022 года, когда на складах исчерпается запас эталонов. Правда, есть возможность доставки той же американской и европейской фармакопейной продукции от друзей по Евразийскому экономическому союзу - Казахстана или Армении.
История показывает, что для россиян не существует непреодолимых проблем, быстро найти оригинальный по всем меркам выход – наш путь и выбор.
Больше информации обо всех изменениях, происходящих в российском здравоохранении, вы можете получить на портале МирВрача