28,4K подписчиков

Психоакустика Bose // Сериал, эпизод 7

1,2K прочитали

Еще одним членом клуба неугомонных мастеров был доктор Амар Боуз, родившийся в семье индийских иммигрантов в Филадельфии в 1929 году. В детстве его двигало любопытство. В нежном возрасте он, по-видимому, «воткнул отвертку в розетку и катался по полу». К счастью, к тринадцати годам он перешел к более безопасным занятиям, ремонтируя радиоприемники, помогал деньгами своей семье. Он даже умудрился сделать телевизор из деталей масляных горелок.

Амар Боуз и прозрачная модель 901-й серии, 1960-е
Амар Боуз и прозрачная модель 901-й серии, 1960-е

Эта его любознательность, безусловно, способствовала успеху бренда Bose и, в конечном итоге, повсеместному распространению его аудиотехники. Во время учебы в Массачусетском технологическом институте любопытство Амара Боуза начало сужаться, и в конце концов он сосредоточился на аудио. Как он сказал журналу Discover в интервью 2004 года:

Я учился игре на скрипке с семи до четырнадцати лет. Я любил музыку и на девятом году института решил купить Hi-Fi. Решив, что все, что мне нужно сделать, это посмотреть на спецификации, я купил то, что хорошо выглядело, включил это и через пять минут выключил, настолько плохой был звук. Мне было очень любопытно узнать, почему. Весной 1956 года я поехал преподавать в Индию по стипендии Фулбрайта и по ночам читал об акустике. В концертном зале до вас напрямую доходит лишь крошечная часть звука; большая его часть приходит после множества отражений от поверхностей помещения. При каждом отражении поглощается только около двух процентов звука, так что отражений много, очень много. Тем не менее, люди разрабатывали громкоговорители, излучающие только вперед. В течение многих лет мы проводили эксперименты с Бостонским симфоническим оркестром, измеряя углы падения звука, достигающего ушей публики, а затем отвозили эти измерения в Массачусетский технологический институт и анализировали их.

Другими словами, доктор Боуз буквально и образно мыслил нестандартно, и, что более важно, не ограничивал себя общепринятыми нормами размещения динамиков на передней панели, направленной к слушателю. Его целостный подход был больше сосредоточен на психоакустике, которая подчеркивает то, как люди чувствуют и воспринимают музыку на многих уровнях, включая психологические, акустические и электрические принципы.

Bose 2201, 1966 г.
Bose 2201, 1966 г.

К 1966 году Боуз создал свой первый громкоговоритель 2201. Разработанный для размещения в углах комнаты для увеличения отдачи помещения, он содержал необычный фасеточный набор динамиков, направленных таким образом, чтобы они отражали звук от всех поверхностей помещения, в отличие от направленных исключительно на слушателя стандартных конструкций. Боуз полагал, что только небольшой процент звука достигает слушателя, когда драйверы направлены вперед, в отличие от массива динамиков, расположенных так, чтобы отражаться от стен, потолков и полов, тем самым создавая более обволакивающий стереозвук.

Bose 901, 1968 г.
Bose 901, 1968 г.

После выпуска 2201 Боуз расширил свои исследования, в результате чего он сделал еще больший акцент на отраженном звуке. Модель, в которой были учтены эти изменения имела индекс 901. С восемью ненаправленными драйверами и одним направленным, 901-е полностью реализовали концепцию Боуз.

901-е сзади
901-е сзади
Bose 901, 1968 г.
Bose 901, 1968 г.

Выпущенные в 1968 году, 901-е стали определяющим продуктом для бренда Bose. Они производились в течение длительного времени и пользовались популярностью у большого количества фанатов. Хотя 901-е придутся по вкусу не каждому меломану, они, несомненно, оставили неизгладимый след в дизайне громкоговорителей, но, что еще более значительно – в крайне насущном исследовании психоакустики в Hi-Fi.