В Москве в Третьяковской галерее в 2021-2022 проходила выставка работ Михаила Александровича Врубеля.
Я очень хотел сходить на неё, но сначала обстоятельства, потом билетов не было, выставку продлевали, но уже как-то настроения не было идти.
Я посмотрел много видео о выставке, о художнике, почитал статьи. Хочется просто об этом поговорить, отвлечься от ежедневного. Интересно узнать мнения о его весьма необычных работах.
Врубель родился в Омске в 1856 году. Его отец был военным, поэтому детство М.А. проходило в разных городах и в Омске, и в Харькове, и в Саратове.
В семье было 4 ребёнка, почти все погодки. От частых родов и сурового климата мать Врубеля умирает, когда М.А. было всего три года.
Ребенком он был слабым. Как пишут, начал ходить только в 3 года.
Посмотрев на весь период жизни художника, могу сказать, что он был большим везунчиком на людей. В 1863 году отец Врубеля женится второй раз на Е.Х. Хассель, которая заботилась о его детях так, будто они были ее собственные. Она установила жёсткий режим дня и питания, который помог маленькому Михаилу стать здоровым ребёнком. Не чудо ли?!
Врубель был одаренным учеником. Ему какое-то время довелось учиться в Петербургской гимназии, а основное своё гимназистское время он провёл в Одессе. Учебу окончил с отличием и приобрёл много навыков, в том числе знание иностранных языков и изобразительного искусства. После поступил в столичный университет на юридический факультет, так как в его обществе это считалось самым престижным направлением.
Врубель был человеком увлечённым светской жизнью, от чего все его работы так или иначе связаны или с театром, или с литературой. Так вот с того времени сохранилась одна из его первых работ, написанных тушью - это эпизод встречи главной героини с сыном из романа Анна Каренина. По-моему это отличная иллюстрация, которая соответствует написанному Толстым.
Врубель был человеком экспрессивным, и, конечно, работа юриста была противна его природе. Он видит в себе творческий потенциал и идёт учиться в академию художеств.
В академии случаются очередная судьбоносная встреча с педагогом П.П. Чистяковым, который даёт рекомендацию А.В. Прахову о привлечении Врубеля к реставрации Кирилловской церкви в Киеве (ни много, ни мало 1139 года строительства).
Работа в церкви была проделана во врубелевском стиле, что подверглось критике, т.к. не соответствовало канонам церковной росписи. Чтобы оценить ее по достоинству, надо видеть своими глазами, а судя по картинке пока не понимаю, вроде интересно, а вроде и странно.
А теперь, действительно, странный эпизод из жизни Врубеля…
Он, будучи под покровительством Прахова, работает в Киеве, имеет действительно крутой заказ, но при этом не может обуздать своих чувств, и начинает вести себя, мягко говоря, дурно. Врубель влюбляется в жену своего работодателя Эмилию Прахову.
Долгое время он мучает всех признаниями в любви к этой женщине. Прахов терпел это стойко, но в конце концов терпение лопнуло и Врубеля отправляют «остыть» в командировку в Италию для изучения византийского искусства.
Не помогло. По возвращении он снова пристает к Праховой с предложениями руки и сердца, на что получает жёсткий отказ.
Все эти страсти воспроизводятся в искусстве, и Врубель изображает на иконостасе Кирилловской церкви Богородицу очень похожую на Э.Л. Прахову.
На мой взгляд подучилось шедеврально. Но представьте раздражение людское, знавших в лицо Эмилию Львовну, когда они приходили в церковь и молиться приходилось им не Богородице, а Праховой) Забавно-забавно…
Дальше жизнь Врубеля принимает очень легкомысленный характер. Так до 1889 Врубель практически не сделал ничего полезного ни для творчества, ни для карьеры. Но вот что меня удивляет, то ли он огромный счастливчик по жизни, то ли безгранично талантлив, но его рукам снова находит применение А.В. Прахов, но уже не в качестве основного мастера, а скорее подмастерья на второстепенные работы. Врубель работает над орнаментами во Владимирском соборе Киева и другими не основными работами по оформлению храма.
Когда он получил предложение этой работы, то его тоже попросили представить эскизы фресок. Врубель сделал несколько работ, которые были отвергнуты в силу того, что они не соответствовали общей концепции храма. Даже была выражена мысль, что для работ Врубеля нужен отдельный храм. Лестно слышать. Что ж, я бы хотел посмотреть на такое сооружение.
Есть в этом мистика… даже небольшой холодок по коже от этого света чувствуется...
Спустя время Врубель отправится в Москву, где случится ещё одно знакомство всей его жизни - знакомство с С.И. Мамонтовым. Вероятно, под его покровительством Врубель попадёт в список художников, которые создадут иллюстрации к юбилейному двухтомнику М.Ю. Лермонтова. Врубелю достаётся поэма Демон.
Ещё со школьной скамьи мне тяжело давался демон, я пытался его перечитать недавно… с большим трудом мне это удалось. Вероятно, я не поклонник этого произведения, а вот Врубель был давним почитателем образа демона. Думаю, поэтому ему так удивительно интересно удалось проиллюстрировать эту поэму. А вот критики того времени посчитали его работу нелепой и уродливой.
Одновременно с этими рисунками случается кульминация - рождается полотно Демон сидящий. Ключевое произведение Врубеля, но, отнюдь, не мое самое любимое. Комментарии излишни - просто полюбуйтесь этим шедевром (лучше, конечно, в галерее).
Продолжение следует)
#Врубель #москва #киев #искусство #живопись #картины