Что-то захотелось мне на днях, переместиться во времена начала моей юности (хотя, в общем-то, я и сейчас не старый:-)), начала 00-х годов. Именно в те уже далекие времена, меня захватила и унесла волна собирательства, изучения, лечения ламповой техники. Хотя, про задатки сего, как многие считают "недуга", начались несколько раньше, но про это в другой раз...
Как многие читатели помнят, в те года не было интернета, слово "смартфон" вообще не существовало как и многие др. термины. Информацию для покупки той или иной вещи, можно было раздобыть двумя способами:
- объявления, вручную написанные или отпечатанные на машинке, в редкую стежку напечатанные на матричном принтере, размещенные на специальных досках возле проходных мест.
- в специальной газете (некоторые из них до сих пор живы)...
В моем регионе было два столпа: "Моя реклама" и "Из рук в руки", это как сейчас "Авито" и "Юла". Первый столп был более могучий, второй шел в дело тогда, когда в первом было неинтересно )
И вот мы в 2002 году (обалдеть, ровно 20 лет прошло). Открываю "мою рекламу" и вижу объявление примерно такого содержания: "Продам р-п "балтика" хор. сос. раб. 55-ХХ-ХХ" Мне, как юному радиогубителю, стало дико интересно, ибо что такое "Балтика" я знал, следовательно, начал прорабатывать это направление. Как я уже говорил, мобильной связи или не было вообще или она была в зачатке, телефон указан городской, значит нужно ждать до вечера и звонить. А до этого, были часы изнуряющего ожидания.
И пока я сижу в 2002 году в ожидании вечера, я же сегодняшний, несколько просвещу Вас что такое "Балтика", и почему меня в те года (да что греха таить и сейчас) заинтересовал этот радиоприемник.
"Балтика"- это довольно массовый в 50-х годах, 4-х диапазонный радиоприемник, выпускавшийся тремя радиозаводами: "ВЭФ" Рига, "ЗИЛ" Горький и "ЗИШ" Харьков. с 1950 по ~1956 год. Также, в процессе серийного выпуска, схема приемника эволюционировала, что дало миру 3 полноценных поколения этого, не побоюсь слова, "красивого" радиоприемника. Сейчас бы это назвали "рестайлингом". Если схематические решения менялись, то внешность всегда оставалась единой, дизайн очень своеобразный и запоминающийся, душевный и уютный. Кстати, форму корпуса, Балтика берет от своих далеких довоенных предков, таких как "ВЭФ СУПЕР M-517'' 1940 года. Вот как-то так. Грузить читателя полной историей развития сего изделия сейчас нет смысла, но при этом есть задел на будущее )
И вот настал вечер! Созвонившись с продавцом, я оговорил цену, она меня более чем устраивала, в виду того что в те года, такие диковинные вещи "реаритетами" не считали и, бывало, просто выкидывали на мусорку. Договорились на утро следующего дня. Благо ехать было не так уж далеко, насколько я помню, около 7 остановок автобуса.
Приехав утром на указанный адрес, я приобрел сей приемник, как сейчас помню эту несказанную радость. В общем, одна мечта сбылась! И что же я приобрел? Радиоприемник 2-ого поколения, произведенного Рижским заводом "ВЭФ" в конце 1952 года. Официально, эту разновидность стоит называть как "ВЭФ "Батика-52". Справедливости ради замечу, что Рижский завод "ВЭФ" был как основоположником производства данной модели вцелом, так и самым продуктивным производителем. Так что Балтику производства ВЭФ, можно легко найти и сегодня. Реже встречается Горьковская Балтика и совсем редко (даже я таковой еще не нашел) Харьковского завода. Видимых различий между ними практически нет. Неосведомленный человек не поймет подвоха, а "подкованный", увидит массу отличий и тонкостей
На тот момент, от такого приобретения я был в восторге. Я уж не скажу точно какие ремонты я производил в самом начале, но то что я ее чистил пылесосом это 100%. Примерно в тех же годах, "Балтика" участвовала как "ретро" экспонат на выставке посвященной "7 Мая" в колледже, где я учился. Жаль только, что фото свидетельств тех событий не сохранилось.
Следующее фотоупоминание сего радиоприемника соотносится с началом моей самостоятельной, семейной жизни. И да, Красотка была рядом.
В 2013 году, +/-, мною был произведен первый, можно так сказать, глобальный ремонт: я заменил лампу оконечного каскада 6П3С, ввиду того, что родная лампа выпуска 52 года потеряла вакуум (что-ж поделать, возраст) и заменил резистор в цепи питания.
В виду того, что моя, или уже можно сказать НАША коллекция росла, в начале 2014 года был открыт, своего рода, "показ" коллекции. В дальнейшем, все это переросло в стационарную экспозицию, которую я, может гордо, а может и вправду это так, называю "Музей". До сих пор говорю спасибо своему начальству на работе! Естественно, без такой Красотки это мероприятие никак не состоялось бы. В общем, с тех самых пор, "Балтика" жила и числилась как экспонат. Периодически я ее включал и она работала как усилитель. Но недавно, радиоприемник на знакомый НЧ фон готовности воспроизвести сигнал, ответил молчанием... Что ж, значит время пришло, внес ее в специальную ведомость для производства ремонтных и регламентных работ.
Дождавшись своей очереди (ремонтных работ требуют многие наши экспонаты, также, никто не отменял сторонние заказы клиентов мастерской), я произвел вполне стандартные профилактические работы, а именно:
- Чистка от пыли шасси, корпуса и динамика (последний у них ой-какой капризный)
- Замена электролитических конденсаторов в блоке питания, чтобы не было происшествия, как с другим аналогичным радиоприемником:
- Замена всех, на сегодняшний момент ветхих, бумаго-битумных емкостей, как проходных, так и по питанию блоков.
- Смазка осей КПЕ и систем верньерного механизма.
- ТО регулятора громкости и сетевого выключателя.
Специально для Вас, читатели, я перед возвращением красотки в ее привычное место, устроил данную фотосессию, так скажем на память.
Теперь каждый посетитель может лицезреть эту красотку своими глазами, и, при желании, послушать ее теплый, ламповый, серединистый звук.
В общем-то как всегда хорошая история с хорошим концом!
P.S. Многие читатели скажут: "вот корпус не покрашен, видно как он деградирует!" Что сказать... Да, корпус я этому экземпляру никогда не красил, ибо для меня он, да и вцелом радиоприемник , ценен именной таким. Снедостатками и потертостями (хотя, сказать по правде, косяков не так уж и много). Встречал более печальные корпуса. Но, если когда-нибудь дойдет дело, устрою капитальный ремонт с покраской корпуса, опыт такого дела у меня есть )