Найти в Дзене

Куда и как часто путешествует молодежь [Результаты исследования]

Оглавление

Чуть меньше месяца назад я затеяла у себя на канале исследование удовлетворенности молодежи количеством путешествий в их жизни.

Всё началось с подшучиваний друзей на тему того, что я путешествую слишком часто. А я езжу куда-то около двух раз в год и не считаю это частым. Поэтому я решила узнать, как часто молодежь типа меня выбирается за пределы своих родных городов и довольна ли таким раскладом вещей.

Я думала, что опрос наберет около 50 ответов, и не занималась его продвижением. Но за пару дней набралась сотня анкет, и я поняла, что проблема актуальная. Тогда я разместила информацию об опросе в группах ВК, фейсбуке, в нескольких телеграм-каналах. В итоге за месяц накопилось 482 ответа, а это уже какая-никакая статистика.

Для социологов: я понимаю, что это нерепрезентативно, я понимаю, что в среднем по России ситуация СОВСЕМ не такая, и я знаю, что 72% россиян не имеют загранпаспорта. Это исследование очень тонкой прослойки населения, которое ценит наличие путешествий в жизни. Пол-возраст-доход этой целевой аудитории будет ниже.

Итак, к результатам.

Давайте сразу начнем с профиля людей, которые участвовали в этом опросе.

Получилось примерно равное распределение молодых людей и девушек.

-2

Аудитория подобралась достаточно молодая: 18-35 лет.

-3

Большинство работает. Что неудивительно, надо же где-то брать средства на путешествия. Если честно, мне было очень интересно, сколько будет удаленщиков и фрилансеров. Более четверти — вот он, современный диджитализованный мир.

Доход респондентов.

Я перевела все ответы в российские рубли. Если грубо считать среднее арифметическое, получается, что доход среднего респондента на одного члена семьи 70408 руб. в месяц. Но потом я подумала, что имеет смысл нормализовать значение, поэтому я удалила ответы 5 человек с доходом более полумиллиона и менее 5000 руб. в месяц, чтобы получить более адекватную цифру. Однако, она отличается от просто среднего значения не кардинально и составляет 64789 руб.

Не удержалась и посмотрела отдельно средний доход мужчин и женщин. Есть догадки?

Средний доход женщин 70075 руб., а мужчин — 70775 руб. Больше на 700 рублей, какая прелесть!

Ладно, едем дальше.

Частота путешествий

-4

Как и ожидалось, большинство ездит 1-2 раза в год. Очень порадовал довольно большой процент респондентов, путешествующих 3, 4, 5 и более раз в году.

32% ответивших удовлетворены частотой своих путешествий. Внутри этих 32% четверть путешествует более 5-ти раз в год, 40% покидает родной город 3-4 раза в году, треть — 2 раза.

10,6% респондентов считают, что они путешествуют слишком часто. Почти все ответившие в этой категории путешествуют 5 и более раз в год.

Ну и наконец, 57,4% респондентов хотели бы путешествовать чаще. Две трети из них путешествует 1-2 раза в год, 11% не путешествует вообще, 13% путешествуют 3 раза в год, а оставшиеся 10% предпочли бы жить в путешествии.

На вопрос "Если бы у тебя была возможность, сколько раз в году ты бы путешествовал(а)?" подавляющее большинство ответило "Жил(а) бы путешествием". Особенно интересно, что так ответили и те, кто в предыдущем вопрос сказал, что удовлетворен количеством путешествий или что их слишком много. Если немного поспекулировать этой информацией, можно предположить, что путешествия привлекают большинство респондентов и они стремятся путешествовать больше, игнорируя факт, что уже ездят достаточно (по их собственным словам). Возможно, образ путешественника сейчас очень романтизирован и многие стремятся соответствовать этому статусу.

Продолжительность путешествия

-5

Большая часть ответивших находится в путешествии не более двух недель. Но, видимо, это не плохо, потому что 46% респондентов удовлетворено такой продолжительностью. 10% находит продолжительность своих путешествий чрезмерной, а оставшиеся 44% не прочь задержаться в других местах дольше.

Давайте посмотрим, как долго длятся путешествия той части респондентов, которые неудовлетворены их продолжительностью. 70% респондентов этой группы находятся в путешествии неделю или меньше, четверть — две недели и 5% — более трех недель.

Желаемую продолжительность оцифровать не представляется возможным, потому что там в ответах диапазон от 4-х дней до бесконечности. Ответы производят впечатление, что большинство респондентов отлично знают свою идеальную длительность поездки в зависимости от ее типа (посещение города (короче), пребывание на курорте (длиннее)) или степени удаленности от родного города (чем дальше, тем дольше).

Типы путешествий

-6

Большинство респондентов предпочитают самостоятельно передвигаться по миру, ходить, смотреть и изучать новые места. Чаще всего самостоятельный туризм комбинируется с другими типами путешествий. Например, самостоятельный и пляжный или самостоятельный и активный. Помимо предложенных вариантов, люди также путешествуют, чтобы навестить родственников или друзей, на спортивные соревнования и автостопом.

Направления путешествий

Подбираемся к самому интересному. Куда же ездят респонденты?

-7

Европа — самое популярное направление. Россия и Азия набирают по 20+%, затем, с большим отрывом, идут Америки, Африка, Австралия и страны Карибского бассейна. Все более или менее логично. Чем удаленнее регион, тем меньше россиян его посещает. Но как быть с Африкой? Люди перестали ездить в Египет, Тунис и Марокко? Я, видимо, совсем отстала от жизни :)

А теперь самая сложная для анализа часть — сбор статистики по городам и странам, которые посетили респонденты за прошлые 2 года.

На анализ этой части я потратила очень много времени, потому что мне предстояло нормализовать данные 482 ответов, где участники просто перечисляли в рандомном порядке посещенные города и страны. Так как я тот ещё горе-социолог, я обрабатывала все эти записи вручную. Выглядело это примерно так, только в 4 раза больше:

-8

Для анализа я взяла только страны и города России. Потому что, если бы я собирала разрозненные данные по всем городам мира, то эти результаты появились бы ещё позже. Я решила, что статистика по странам в достаточной мере позволит создать впечатление о предпочтительных направлениях путешествий респондентов.

Итак, давайте посмотрим на самые популярные страны:

-9

Да, их очень много и ничего не видно. Увеличить картинку.

В десятке:

  1. Германия
  2. Италия
  3. Франция
  4. Турция
  5. Испания
  6. Чехия
  7. Таиланд
  8. Грузия
  9. Вьетнам
  10. Австрия

Конечно, большая часть самых популярных для путешествий стран находятся в Европе. Из Азии в топ пробрались самые доступные Таиланд и Вьетнам. А Турция — это уже неустаревающая классика.

Мы уже выяснили выше, что по России путешествует примерно треть респондентов. Давайте посмотрим, какие города они выбирают:

-10

И тоже довольно мелко. Увеличить картинку.

Первые десять мест российских городов выглядят так:

  1. Москва

2. Санкт-Петербург

3. Новосибирск

4. Сочи

5. Екатеринбург

6. Томск

7. Тюмень

7. Казань

8. Омск

8. Ростов-на-Дону

8. Краснодар

9. Красноярск

10. Нижний Новгород

Помимо городов и стран, респонденты также отметили отдельно Алтай (15 человек), Крым (15 человек) и Байкал (5 человек).

На этом всё с прямым анализом данных, теперь давайте посмотрим, как ответы на вопросы исследования связаны между собой.

Перекрестный анализ

Здесь я хочу посмотреть:

  1. как связан доход и количество путешествий;
  2. какой тип путешествий выбирают в зависимости от продолжительности поездки;
  3. есть ли взаимосвязь между доходом и направлением путешествия.

Если хотите, чтобы я проверила ещё какие-то гипотезы — пишите в телеграм @marinapaych.

Доход и количество путешествий

Я полагала, что, если человек часто путешествует, значит у него большой доход. Давайте посмотрим, так ли это.

-11

А вот и не так. У тех, кто путешествует 5 раз в год и более, самый низкий доход. Видимо, чтобы путешествовать, главное — желание!

Тип путешествия и его продолжительность

Давайте разберемся, сколько обычно длится активный отдых, как долго респонденты батонятся на пляже или сколько дней достаточно для экскурсионной поездки.

Итак, ниже привожу диаграммы распределения типов путешествия в зависимости от продолжительности:

-12

-13

-14

-15

-16

-17

Командировки чаще всего длятся меньше недели, активный отдых стабильно держит свою четверь при любой продолжительности поездки. Две недели — самый оптимальный расклад для пляжного отдыха.

При любой продолжительности путешествия самый популярный вариант, это самостоятельное путешествие.

Из собранных данных нельзя с уверенностью утверждать, что есть жесткая зависимость между длительностью поездки и предпочтительным типом отдыха.

Доход и направление путешествий

Мы уже выяснили, что частота путешествий от дохода не зависит. Посмотрим, есть ли связь между доходом и выбором стран/городов для посещения.

-18

Респонденты с доходом менее 25000 рублей в месяц выбирают Россию и Европу для своих путешествий.

-19

Респонденты с доходом от 25000 до 50000 рублей чаще начинают выбирать Азиатское направление.

-20

В этой группе респондентов распределение относительно сопоставимо с прошлой группой, но заметно увеличились сектора Карибского бассейна и Южной Америки.

-21

Тенденция выбора более отдаленных направлений сохранятеся с увеличением дохода. В то же время все меньше респондентовы продолжают путешествовать по России.

-22

Респондентов с такими доходами было немного, поэтому не все направления путешествий присутствуют, поэтому по этой диаграмме сложно сделать достоверный вывод.

В целом можно сказать, что моя гипотеза о том, что с ростом дохода люди выбирают более отдаленные или дорогие путешествия, подтвердилась.

Выводы

Было очень интересно проводить это исследование и заниматься анализом данных. Так как я делаю что-то подобное в первый раз, неправильно рассчитала количество времени, которое потребуется, чтобы довести дело до конца. В следующий раз буду умнее :)

Спасибо большое всем участникам опроса! Я надеюсь, отчет был вам интересен и полезен.

Спасибо большое всем, кто помогал мне распространять информацию об этом исследовании! В особенности: Катю и её канал Катя Катит, Юлю и её канал Двигаем Дальше, Илью из Public Speech, Олю, Женю из Avia OMS.

А ещё я буду просто счастлива, если вы подпишетесь на мой канал. Там я пишу о жизни гуманитария, работающего в IT компании, истории из путешествий и советы о том, как путешествовать чаще и бюджетнее. Ну и провожу подобные исследования ;)

Подписывайтесь и до встречи: @marina_omichka

Исследование 2018 года.