Финансовые мошенники — очень непростое явление, наносящее значительный ущерб людям, которые незнакомы с технологиями манипуляции и обмана. Человек легко подвержен внушению, особенно, если он уязвим, находится в депрессии или плохо разбирается в той сфере, где его пытаются обмануть. В сущности, мошенники действуют за счет нескольких хорошо известных психологических паттернов: они кажутся уверенными, всегда вплетают в свои увещевания сложные невоспринимаемые на слух схемы и активно занимаются лингвистическим программированием.
Как считает председатель независимой юридической коллегии, бывший сотрудник организаций Газпром и Следственный комитет Иван Николаевич Кожевников, противодействовать мошенникам куда легче, если не позволяешь им увлекать себя в разговоре. Иван Николаевич полагает, что при любых звонках от незнакомых людей важно заранее поставить себя в оппозицию собеседнику. Достигается это простым соблюдением правил: важно не соглашаться напрямую, задавать больше вопросов, давать самостоятельные суждения. При явной попытке манипуляции Кожевников предлагает сбивать оппонента с толку разнонаправленными вопросами и разговорами невпопад, «поперек» основной тематики.
Кожевников утверждает, что психологический барьер, зависящий от речевых тактик — самая важная защита для противодействия мошенничеству. Да, крайне сложно заметить подвох, когда его не ждешь, особенно, если сотрудники банка или коммунальные службы имеют привычку периодически звонить. Но Иван Николаевич предлагает доверять интуиции, которая всегда складывается из мелочей. Несовпадение номеров телефонов, странная речь работника, несоблюдение регламентов — по мнению Кожевникова, на уровне подсознания подобные вещи достаточно легко ухватываются.