Представляю вашему вниманию краткое содержание произведение “Отверженные” Виктора Гюго. Изначально автор статьи писал краткое содержание для себя. По ходу чтения я понял, что написанное может вылиться в целую статью и решил довести дело до ума. Так как в русскоязычном пространстве мне не удалось найти кратких содержаний этой книги, которые отражали бы все интересные моменты в произведении.
Перед тем, как начать стоит обратить внимание на структуру романа. Роман делится на части. Части делятся на книги. Книги делятся на главы. В этом кратком изложении нумерация будет представлять собой нумерацию книг.
Хочу также заметить, что материал статьи по большей части подойдет тем, кто уже прочел или ещё читает книгу. Для удобства я расставил гиперссылки по важным персонажам и событиям, чтобы вам было удобно узнать больше о них.
Произведение “Отверженные” очень большое и естественно что-то в этом кратком содержании не было сказано. Но все основные моменты (и даже больше) были отражены. Если вы найдете неточности в тексте, будьте добры, укажите их в комментариях.
Приятного чтения!
Примечание:
*Здесь и далее так обозначается вынос информации в отдельные приложения, стоящие в конце краткого содержания.
Часть первая
- Рассказывается про епископа Мириэля. Золотой человек с добрейшим сердцем. Отдающий бедным большую часть государственных денег, выделяемых ему на содержание дома. Будучи малоизвестным священником, он случайно встретился с Наполеоном и похвалил его, в результате чего был поставлен епископом. У епископа был интересный разговор с сенатором о религии (ниже в приложении 1*).
- Про Жан Вальжана и его похождения после тюрьмы. Доверие епископа к нему, кражу, раскаяние. Он пришел ночью в город. Шёл дождь. Никто не хотел его принимать к себе. Лишь Мириэль решил принять его. Но злость Жана Вальжана на всех людей не позволила спокойно переночевать. Ночью он решает обокрасть старика и даже убить его. В итоге, убить старика он не смог - рука не поднялась. А обокрасть обокрал. При этом Мириэль, несмотря на то, что Жан Вальжан украл практически все его деньги, отреагировал на это спокойно. На утро полиция поймала Жана и привела его Епископу. Тот же заявил, что дал серебро Жану сам. А затем осудил его сказав, а почему же вы не взяли серебряные подсвечники? И протянул ему их. Когда жандармы ушли, епископ сказал Жану, чтобы тот воспользовался серебром для того, чтобы стать честным человеком. И отпустил.
Далее мы видим душещипательную тему. Жан после всех этих событий, абсолютно сбитый с толку, идет по дороге. И навстречу ему идет мальчик Жерве. Он подбрасывает монету в сорок су. Проходя мимо Жана монетка упала ему прямо в ноги. Жан Вальжан наступил на монетку и не отдал малышу Жерве. Жерве очень долго просил, плакал, но Жан не дал ему монетку. Когда же мальчик ушел за горизонт, Жан Вальжан пришёл в себя и ему стало очень стыдно, что он не меняется. Что слова Мириеля никак не повлияли на него и в душе он остался всё тем же каторжником. Жан Вальжан принимается искать мальчика, но всё тщетно. Жан Вальжан раскаивается в пустоту. - Четыре пары молодых людей играют в любовь. Одна из которых Фантина красивая блондинка. Она беременеет, рожает. Возлюбленный бросает её с маленьким ребенком.
- Фантина оставляет дочку Козетту супругам Тенардье. Она платит им деньги, чтобы они её содержали. У семьи Тенардье есть ещё двое детей - Эпонина и Азельма. Супруги быстро начинают делать из девочки козла отпущения, обращаются с ней как с собакой. Сестры над ней издеваются, она ходит в лохмотьях. Она быстро становится служанкой для них. В городе её знают как забитую, бледную девочку. И во всем этом она не виновата, Тенардье оказались уродами.
- Дядюшка Мадлен. Он пришёл в город из ниоткуда, разбогател на стеклярусной промышленности. Являл собой почти второго Мириеля. Его все любили, он очень много занимался благотворительностью. Он строил новые фабрики и школы.
История с дядей Фошлеваном. На заре расцвета фабрик Мадлена у него был конкурент Фошлеван, который всячески пытался подсолить Мадлену. В итоге бизнес Фошлевана всё равно обанкротился. И вот как-то раз ехал Фошлеван по дороге и его кобыла упала вместе с телегой и придавила его. Шёл дождь и телега утопала в грязи. Рядом был Мадлен. Он предлагал мужчинам 20 золотых за то, чтобы они залезли под телегу и приподняли её, но никто не захотел. Тогда он сам бросился помогать и когда это увидели другие, они бросились за ним на помощь. Вот как один смелый поступок может повести за собой других на то же самое.
Фантина возвращается из Парижа и вступает на работу к Мадлену. Её увольняют за то, что она имеет ребенка, но не имеет мужа. Она возненавидела главу фабрики Мадлена, думая, что это он виноват в её увольнении. Она попадает в бедность. Ребенок до сих ещё у Семьи Тенардье. Она также высылает деньги. Ради неё она сдает цирюльнику свои все волосы с головы. Ради неё она сдает два своих передних зуба дантисту. За всё это ей платят деньги.
Семья Тенардье требует всё больше и больше. Они придумывают Козетте разные заболевания, которые требует дорогостоящего лечения. Требуют денег на одежду. При это Коззета ходит в лохмотьях и ничем не болеет. Фантина становится проститукой. Как-то раз не по её вине её задерживает полицейский. Он решает посадить её на 6 месяцев. В это время к полицейскому заходит Мадлен и выслушивает всю историю. При этом Фантина зла на него и плюет ему в лицо и всячески обзывает и огрызается. В итоге Мадлен её прощает и говорит, что выкупит все её долги, даст денег на обеспечение дочери и готов обеспечивать их сколь угодно долго. Вы не будете больше никогда работать, - говорит он. - У Фантины большие проблемы со здоровьем, она лежит в больнице. Семья Тенардье ведет себя ещё гнуснее и не выдает девочку под разными предлогами. Полицейский Жавер приходит к Мадлену с повинной. Он говорит о том, что донёс на него королю. Он считал, что Жан Вальжан и есть Мадлен. Но оказалось, что уже нашёлся Жан Вальжан, который пропал без вести. Это был некий Шан.
- На самом же деле, Мадлен - это и есть настоящий Жан Вальжан. Его терзают сомнения, всю жизнь он хотел быть был праведным и скрыться от этого имени - Жан Вальжан. Но теперь из-за него на каторгу могут отправить невинного человека. Он не может это допустить, но с другой стороны, что тогда будет со всеми фабрика и с Козеттой? Он долго принимает разнополярные решения и в конце концов отправляется в суд. В суде были 4 свидетеля 3 его друга из каторги и Полицейский Жавер, который когда-то был надзирателем на каторге и помнил Жана в лицо.
Шан, которого судят, по сути ничего не совершал. Его поймали с отломанной веткой с яблони, которую как утверждали он украл с соседнего двора. Он же не крал, а просто поднял её с земли, так как умирал от голода - по его словам. С ним же обращаются жестоко и постоянно хотят, чтобы тот сознался в том, что он Жан. Его все узнают и требуют признания. Его хотят заточить на каторгу пожизненно за рецидив. В какой-то момент на сцену суда выходит Мадлен и заявляет, что он и есть Жан Вальжан. В доказательство он рассказывает то, что знал только он о каторжниках (их тату и шрамы). Никто ему не верит, так как его послужной список для города был слишком велик. Все думали, что Мадлен сошел с ума, никто не решился его задержать. Не могло уложиться в голове, как такой святой человек, который поднял весь город из бедности, мог иметь дело с такой грязной и нечестной жизнью. - У Мадлена побелели волосы в зале суда. Мадлен возвращается к Фантине. Фантина думает, что ей привезли Козетту, она сияет. И здесь она поет песенку (ниже в приложении 2). В комнату к ним заходит Жавер. Фантина узнав, что Козетту не привезли в момент умирает. У неё было очень плохо со здоровьем из-за той жизни, которую вынудили её вести Тенардье, чтобы её дочери всего хватало. Мадлена сажают в тюрму. Он сбегает и возвращается в дом, в котором была Фантина. Затем на следующий день идет по направлению в Париж. Фантину, как проститутку хоронят в общую могилу.
- История. Наполеон. Сражение при Ватерлоо. Тяжелое взятие и укрепление, далее переход в атаку на англичан. Но в какой-то момент сзади подоспели пруссы и атаковали - 84 000 пушек. Армия Наполеона бежала. Гюго восхваляет действие Камбронна - генерала армии, которые во время отступления со своей дивизией встал в оборону селения Ман сен Жан. И когда английская армия подошла к его стенам и стала осыпать картечью и ядрами - пролилось много крови. В какой-то момент командир англичан произнес - сдавайтесь. Камбронн на это ответил - дерьмо. Гюго говорит, что единственный кто победил в этой войне - это он. Плюнувший в лицо войне и всей этой грязи и лжи. Дерьмо (Merde). Тогда на них пролился залп картечи и всё затихло. Этому слову посвящена вся глава. Англия - Веллингтон. Пруссия - Блюхер. Это Главнокомандующие.
После сражения при Ватерлоо лежало множество трупов. Генералы запрещали заниматься мародерством и приказывали расстреливать за такое деяние. Тем временем ночью. Какой-то человек обкрадывал трупы. когда он подошел ко рву, в котором было много трупов лошадей и людей - выше головы. Он увидел торчащую руку и на ней золотое кольцо. Он снял его развернулся и только хотел уйти, как за его ногу схватилась эта рука, затем обмякла. Он же надсмехаясь над сим действием, решил вытащить труп и обыскать. Украл всё, что было и труп очнулся. Это оказался полковник французского полка. Мародером оказался сержант французской армии Тенардье. А полковником Жорж Понмерси (будущий отец Мариуса).
Часть вторая
- Мадлен попадает на каторгу. Как он и говорил, город падет после его ухода. Всё так и произошло. Гюго рассказывает про хороший способ понимания того, процветает ли город и в принципе страна. Если на сбор налогов тратится много денег, следовательно всё плохо. Ведь если всё хорошо. Люди сами без проблем и вовремя выплачивают все налоги. До короля дошла весть, что сбор налогов в той местности, где жил Мадлен.
- Мадлен бучи каторжником (он в это время был на корабле) спасает матроса висевшего на веревке. Когда Мадлен спустился с мачты, он упал и его выбросило за борт. Его считали мёртвым.
- Козетту ночью посылают за водой. Ей очень страшно, ведь нужно идти в полной темноте через лес. Когда она набрала ведро воды сзади его кто-то взял. Это был Мадлен. Произошло это абсолютно случайно. Разговаривая с девочкой он понял что это была Коззета. Он пожелал, чтобы она довела его до трактира Тенардье. Когда он увидел как с ней обращаются - он решил её выкупить. Он купил ей куклу, о которой она мечтала и мечтали её сестры. До этого её игрушками был всякий мусор, который она могла найти. Они вернулись с ней в Париж.
- Вместе с Козеттой он ночевал где-то на задворках Парижа в очень скромном помещении. Он пропитался к Козетте большой любовью. В один день Мадлен заметил, что ночью за ними кто-то следил в замочную скважину. Мадлену показалось, что это был Жавер. На следующий день они с Козеттой покинули помещение.
- Жан Вальжан бежит от Жавера. Жавер всё напал на след Жана. В какой-то момент ночью они оказываются в глухом переулке, а Жавер в это время патрулировал улицы в поисках Жана Вальжана. Жан Вальжан вскарабкивается на 18 футовую стену вместе с Козеттой при помощи веревки. Они оказываются в саду при монастыре. В какой-то момент Мадлен слышит звон колокольчика. Это был мужчина с колокольчиком. Он подошёл к нему и попросил ночлега для Козетты, так как она была холодна и не просыпалась. Мужчина с колокольчиком сразу узнал Мадлена. И сказал, - О, это же вы! Медлен. Мужчиной оказался Фошлеван, которого после аварии сам Мадлен отправил в женский монастырь в Париж.
- Глава про женские монастыри и монахинь. Обет вечного моления. Монастыри уже в то время претерпевают упадок - старые девы умирают, новых добровольцев не находится, чтобы нести каторгу вечного моления. В этом монастыре, как указывалось выше и оказалась Коззета с Жаном Вальжаном.
- Гюго уже не первый раз говорит о том, что прошлое должно умереть. И против восстания прошлого или его жизни в современности нужно бороться. Важно заполнять мертвое прошлое чем-то новым. Не отставлять место пустым. Подобный толк возвещает о лучшем будущем и постоянном стремлении в него. ”Поставить себе целью великое заблуждение - это не лишено величия” Также в этой главе он говорит о том, что монастыри являются проказой современного общества. Бородавкой на теле современного мира. Если на заре формирования общества они могли способствовать развитию, то в современном мире они только замедляют его. Монастыри являются болотом.
- Мадлен с Козеттой решают остаться в стенах монастыря, так как внутри они защищены. Ведь никто из мужчин, кроме привратника и садовника не может быть на территории монастыря. И жили бы они в лачуге садовника Фошлевана в конце сада. Но вот проблема, их могут увидеть, а тогда их сразу посадят в тюрму (Мадлена). Единственный способ - это вывести их отсюда и заново ввести, но под каким предлогом?
Девочку Фошлеван может вывести на спине и оставить у своей тетки на пару дней. А вот Мадлен - это тяжелый случай. Благо произошло несчастье, умерла монахиня. Весьма почтительная, которая оставила завещание в виде желания похоронить ее в том гробу, в котором она спала последние 20 лет. Да еще и похоронить под плитой склепа, что осуждалось законом. Эту задачу дают Фошлевану. Также правительством высылается гроб, чтобы похоронить монахиню, но так как ее будут хоронить в ее гробу, то тот надо куда-то деть. И за решение всех этих задач Фошлевану дают добро на то, чтобы он привел в помощники в сад своего брата, которым был бы Мадлен с Козеттой.
В итоге решили, что Мадлен ляжет в гроб и они его отнесут на кладбище вместо усопшей. Фошлеван знал могильщика, который был на кладбище. Последний был всегда пьян и не было проблем его отвести в сторону и в это время выпустить на волю Мадлена. Но вот не задача, прямо на кладбище обнаруживается, что старый могильщик умер на днях и на его месте новый, непьющий, принципиальный могильщик. Фошлеван с большим трудом, но все же избавляется от него и высвобождает Мадлена. Они как и планировалось возвращаются в монастырь. Мадлен представляется братом Фошлевана. Ему дают колокольчик и вместе с Фошлеваном они садовничают. Отныне Мадлен зовется Ультим Фошлеваном.
Что за колокольчик? Я напомню, что герои были в женском монастыре, а в женском монастыре быть мужчиной плохой тон. Но есть деятельность, для которой нужна сильная рука. К примеру, по хозяйству в саду и другим тяжелым задачам, которые могут периодически возникать. И здесь им помогал Фошлеван. Но он мужчина и его нужно сторонится в монастыре, а чтобы всегда знать где он находится, ему прицепили к колену колокольчик.
Мадлен сравнивает монастырь с каторгой. На каторге стены и решетки оберегают дьяволов, а в монастырях ангелов.
Часть третья
- Рассказ про гаменов. Уличных мальчишек особого рода. Днем они ведут себя как нищее всячески пытая найти деньги на еду. А вечером непонятно как оказываются в театрах и познают культуру. Одним из таких мальчиков был Гаврош, которого “родители пинком под зад выбросили во взрослую жизнь”.
- Глава про старика Жильнормана. 100-летний старик-казанова (больше в мыслях). Не бедный, в душе молодой. Есть две дочери. Одна умерла, другая старая дева. И внук Мариус. Старик старых взглядов. Называл французских революционеров - шайкой негодяев. Далее весь сюжет идет про Мариуса, я ограничусь написанием всех последующих глав в этой главе. Кратко. Мариус сын французского военного полковника Жоржа Понмерси, сражавшегося за Наполеона (позже мы узнаем, что это тот самый человек, которого спас и обокрал Тенардье из под лошадей). Отец Мариуса “продает” (по сути просто отдает) своего сына Жильнорману.
Почему? Жильнорман является отцом его жены, которая умерла. Жильнорман шантажирует полковника тем, что если сын останется у отца, он лишит сына большого наследства от Жильнормана. Отцу нельзя никак контактировать с сыном, иначе последний потеряет наследство от богатого дедушки Жильнормана. В принципе, Мариус и не знает о своем отце ничего, ему внушили, что он его бросил и Мариус живет у Жильнормана.
Сначала Мариус думает также как и думает его дедушка - он аристократ и считает шайку Наполеона разбойниками. Но в какой-то момент он проникается историческими трудами и у него появляется чёткое понимание, что Наполеон был великим и легендарным правителем. И Франция в долгу перед ним. Он пропитывается любовью к нему. Настоящий его отец очень любил его. Сцена в церкви, где он следит за своим сыном, прячась за столбом, чтобы не попасться на глаза госпоже Жильнорман. Мариус в момент своего совершеннолетия (или почти) решает поехать навестить своего отца. Но тот по приезде сына несколько дней как умер. В своей записке сыну он пишет, чтобы сын его позаботился о Тенардье, который спас его на поле сражения.
Мариус находит кружок молодых умов, которыми заворожен - “Друзья Азбуки”. Они говорят о политики и философии. Но вот не задача, в тот момент, когда он заявляет при всех, что Наполеон герой, он понимает, что никто с ним не согласен. Тогда он ощущает себя брошенным всеми и дядей, и своими сверстниками.
Он начинает жить бедно и подрабатывает переводчиком.
Ниже будет употреблено слово "аллея". Под ним подразумевается Люксембургский парк.
Мариус ведет себя робко и несмотря на своё красивое лицо, которое подмечали все девушки. Он же думал, что они подмечали его бедность внешнего вида. Поэтому избегал их. Но одну девушку он заметил и влюбился. Выходя на аллеи гулять он видел в конце аллей дедушку и девушку - это был Мадлен с Козеттой. Он влюбился и стал посещать аллеи каждый день. В какой-то момент девушка(15 лет) и дед (60 лет) перестали посещать аллеи. Тогда Мариус стал искать их как шпион. Обнаружил где они живут, но они оттуда переехали. Мадлен знал, что Мариус следит за ними, однажды у входа в дом он взглянул ему прямо в глаза как бы внушая ужас Мариусу. Тем самым, показав, что он всё видит.
Описывается некая шайка разбойников, которые грабят и убивают людей за деньги в Париже. Называлась она Патрон-Минетт (или Петушиный час).
Мариус обнаруживает 4 письма, написанных на разный манер с пожеланием милостыни бедному поэту, матери и ещё кому-то. Смысл в том, что один человек под разными причинами и вымышленными именами писал разные письма буржуазии. Стоит заметить, что Тенардье в уже давно по сюжету обанкротился и куда-то делся. Мариус искал его, но даже кредиторы, которым он задолжал не могли его найти.
В какой-то день приходит в каморку Мариуса, где он работал, девушка и протягивает ему письмо, которое написано на тот же манер, что и те которые он читал. Девушка стояла вся в ободранной нищей одежде. Говорила хриплым старческим голосом, сквозь дырки в платье были видны дрожащие худенькие ноги. На дворе была зима. В письме помимо благодарности за оплату ренту на пол года вперед, звучало следующее: моя дочь в вашем распоряжении.
Это была дочь Тенардье - Эпонина. Тенардье торговал своими дочерьми и писал все эти письма. Писал не под своим именем.
Как оказалось их бедность вымышленная. Попытка заработать на жизнь. - Мариус, когда видел Козетту с Жаном Вальжаном на аллеях, долго следил за ними, то есть сидел на лавочке напротив и как бы на расстоянии проводил с ними время. Мариус не знал их имен, поэтому придумал им свои. Леблан (то есть чистый с французского) - Жан Вальжан. Урсула - Коззета.
- Далее события разворачиваются немного сумбурно. Соседом Тенардье был все это время Мариус. И вот после визита дочери Тенардье к нему в коморку, он к ним зашёл и оставил пять франков. Тенардье после ухода Мариуса посмеялся над этой мелочью. В это же время, видимо другая дочь Тенардье, ходила в церковь и передавала письма какому-то богатому человеку, чтобы тот им помог. Как раз после этого она приходит домой и мы видим всю подноготную семейки Тенардье, а именно их настоящее положение дел. Отец семейства заставлял своих дочерей ходить босиком в одних лохмотьях к разным людям. И в принципе их бедность была их способом заработка.
В этот же день должен был прийти этот богатый человек. Тенардье заставляет разбить окно рукой своей дочери, чтобы показать всё их бедственное положение и плач дочери тоже должен выглядеть естественно, поэтому он заставил её сделать так, как велел. На себе он порвал рубашку. Пришёл, как оказалось Жан Вальжан, пожертвовал кукую-то сумму денег и оставил плед и плащ.
Когда Жан Вальжан уже ушёл, Тенардье понял, что это был Жан Вальжан и тогда решил, что поимеет с него кучу денег. Также в своей квартире Мариус заметил, что это был отец девушки, которую он любил. - Мариус в это же время слышит как Тенардье затевают покушение на Леблана. Он желает их остановить и обращается в полицию. В полиции его встречает Жавер. Жавер выдает ему два пистолетика и говорит, что если начнется заварушка, выстрели и мы придем. Мариус возвращается тихо к себе в квартиру, так чтобы его не заметили и прячется. За это время Тенардье придумывает как получить деньги от Леблана. Он решает его пригласить снова, вот только ко всему прочему он заказывает головорезов, о которых рассказывалось в отдельной главе выше (Патрон-Минетт).
Леблан в какой-то момент приходит. Сначала Тенардье пытается втюхнуть ему какую-то картину. Рассказывает о том, что воевал за Францию и спас одного полковника. Тогда же Мариус впервые узнает, что его сосед Тенардье, Мариус все это время стоит в соседней комнате и подслушивает. В какой-то момент Тенардье прерывает свой бедный, нежный тон и становится злым. И говорит в лицо Леблану, что помнит его и называет своё (до этого он представлялся другим именем) и его имя. В это же время в комнату медленно начали входить люди с чёрными от копати лицами, в татуировках и с разными боевыми принадлежностями.
Леблан не дрогнул и сказал, что не знает никакого Тенардье. Тенардье заявляет, что ему нужно 200 000 франков. В какой-то момент Леблан старается убежать, но у него не получается. Его ловят головорезы. Тогда его привязывают к стулу и заставляют писать письмо его дочере (Жаворонку. Так иногда звали Козетту). Чтобы она приехала к нему. На самом же деле её должен был забрать головорез и жена Тенардье, и увести куда-то. И если Леблан не заплатит, они её убьют. Когда Леблан писал письмо, он указал неправильный адрес. Через какое-то время приезжает жена. Вся красная и запыханная. И говорит, что адрес не тот. Тенардье спрашивает, зачем Леблан так поступил. Леблан ответил напрямую, - чтобы выиграть время. Как оказалось он в это время обрезал веревку на руках и на одной ноге. Сделал он это монетой из одного су, которую использовал как футляр. Она могла делиться на две части и одной можно было резать.
После Леблан встает, достает раскаленное долото из жаровни рядом с ним, которым ему угрожали (и на растопку которой были потрачены 5 франков Мариуса). Бежать он не может, так как одна нога до сих пор привязана к стулу. Он направляет долото на всех в комнате и говорит, что не боится их. Затем показывает им свою голую руку и прислоняет вплотную к ней долото. Запах жаренного маса начал расплываться по комнате. Затем выкидывает долото в окно, оно падает в снег. И говорит им делайте, что хотите со мной, я вам ничего не скажу. Они его хватают. Но тут из окна прилетает скомканная бумажка. Тенардье читает её. Её бросил, видимо один из головорезов, которые сторожили на улице. Там было написано про полицейскую облаву.
Тенардье сразу крикнул сворачиваемся они выкинули из окна веревочную лестницу и только решили спускаться, как в дверях стоял Жавер. Оказалось они действительно стояли неподалеку. 15 полицейских. В этот момент кто-то из головорезов протягивает Тенардье пистолет и тот направляет его на Жавера. Жавер, стоя на расстоянии 3 метров, просто произносит - будет осечка. Тенардье взводит курок. Осечка. Головорезы восхваляют образ Жавера, делая из него бога справедливости и сразу сдаются. А жена Тенардье ещё кинула в Жавера камень, от которого он увернулся.
Когда Жавер оформлял всех, он начал звать потерпевшего, но его в стане не оказалось. Он сбежал. Леблан сбежал. Всё это время рядом в комнате не решался выстрелить Мариус, потому что с одной стороны был Тенардье, которому он по завещанию отца должен по гроб жизни, а с другой Отец Урсулы. Он много раз останавливал себя от нажатия курка. - Среди этих глав, есть одна интересная маленькая глава. Она рассказывает про мальчика одного мальчика из рода гаменов - это был Гаврош. Он идет по улице и напевает песенку. На него кричит бабка. Он подходит к какой-то двери и начинает по ней сильно стучать. Бабка кричит на него и подходит. Как оказалось этот маленький мальчик пришёл навестить своих предков. Вот, что ему ответила старуха:
— Никого из твоих тут нет, постреленок!
— Неужели? Где же отец?
— В тюрьме Лафорс.
— Вот так штука! А мать?
— В Сен-Лазар.
— Так. А сестры?
— В смирительном доме.
Мальчик услышал её. Протянул: Ааааа. Пошёл дальше и пел свою песенку.
Часть четвёртая
- Рассказывается про сильный и свободный народ Франции. Про революцию и революционные настроения.
- Тенардье и его сообщники в тюрьме. Старшую дочь Эпонину выпустили, так как ей тюрьма не по возрасту и на неё ничего не нашли. Она встречается с Мариусом и говорит ему, что у неё есть адрес Козетты. Он идет с ней по этому адресу, предлагает ей деньги, но она их отбрасывает.
- Коззета обнаруживает свою наружную красоту и одевается, и живет немного иначе. Напомню, она жила и училась в монашеской школе. Коззета оказывается тоже была влюблена в Мариуса и видела как он следил за ней, тогда в парке.
- Коззета и Мариус в какой-то момент встречаются. Они долго тосковали по друг другу и вот Мариус просто пришёл к ней и сказал, что больше не может. Влюблённых странным образом влекло к друг другу, и сами того не подозревая, их губы сошлись в поцелуе.
- В этой главе мы узнаем про ещё трёх детей Тенардье, родившихся видимо уже после упадка таверны. Это были мальчики. Жена Тенардье ненавидела их слепой ненавистью. Дядюшка Жильнорман в какой-то момент взялся за обеспечение двух маленьких деток и высылал каждому по 80 франков. Но естественно эти деньги шли не на их счастье. Они вскоре умерли, что разозлило жену Тенардье, ведь теперь денег не будет.
Также в главе идет речь про гамена Гавроша, он появлялся раньше в главах, но больше в качестве прохожего и время ему много не уделялось. В какой-то момент двух мальчиков братьев (это были еще два сына Тенардье, о которых он не сильно заботился. Не те, которые умерли выше) из одного дома за долги семьи выгоняет цирюльник. Маленькие дети идут по улице сами не зная куда. И вот они встречают Гавроша, который понимает их беду и вызывается по-отцовски помочь. Он их отводит поесть хлеба в ресторан, а затем зовет в свой дом, который находится в Слоне Бастилии. - Тенардье со своими товарищами сбегает из тюрьмы. Был один примечательный момент. Тенардье оказался на крыше, а его соплеменники внизу. Нужно было найти кого-то, кто поместится в трубу и залезет к Тенардье. Под руку попался Гаврош. Гаврош узнал в лице Тенардье своего отца. Отец же даже не заметил, что ему помог мальчик. Жена Тенардье (это мы уже узнаем ближе к концу произведения) остается в тюрьме и вскоре погибает. Сам Тенардье даже не вспоминает о ней.
- Эфрази. Настоящее имя Козетты. Где-то в этих главах мы видим интересную сцену. Тенардье вместе со своими помощниками узнает адрес, как он тогда думал, богатого еврея. На самом же деле, это был адрес дома Козетты. Тенардье собирается ограбить этот дом. Но о его планах узнает Эпонина. И воспрепятствует своему отцу и его сообщникам, несмотря на то, что её жизни угрожала опасность. Если бы один из шайки по имени Брюжон не сказал, что не хочет участвовать в борьбе с девчонкой, то Тенардье бы убил свою дочь. Нож уже был в его руках. Она же не боялась и была готова драться. Зачем она защищала дом? Потому что в доме была возлюбленная (Коззета) её возлюбленного (Мариуса). Она защищала его любовь от смерти, а свою от страдания.
- Мариус и Коззета очень любят друг друга. В какой-то момент Коззета заявляет, что уезжает через неделю в Англию с отцом. Тогда Мариус ищет пути решения проблемы с переездом вместе с Козеттой. Он идет к своему дяде Жильнорману, чтобы просить благословить их женитьбу. Но он лишь протягивает ему деньги и говорит, что со свадьбой раньше времени не нужно торопиться, возьми её в любовники. Тогда Мариус говорит - ты оскорбил моего отца, а сейчас оскорбляешь меня. И убежал. Дядя его очень любил и был огорчен произошедшим. Он не хотел, чтобы так получилось.
- Мариус идёт в сад к дому к Козетте, но её там уже нет. Дом пуст.
10-12. В день похорон генерала Ламарка 5 июня 1832 года в Париже начались массовые беспорядки (июньское восстание 1832 года). Народное восстание захватывает несколько государственных зданий. Армия на готове. Народ готов к обороне захваченных рубежей. Здесь мы встречаем людей из того общества, в которое как-то раз попал Мариус - “Друзья азбуки”. Анжольрас, Курфейрак, Комбефер - все здесь. Далее к ним присоединяются Гаврош и Мабеф (выше не описывался). Мабеф. Пожилой церковный староста, друг полковника Понмерси, который после смерти полковника оказывает поддержку своему сыну Марию и помогает Мариусу понять, что его отец любит его. Мабеф любит растения и книги, но продал свои книги и гравюры, чтобы заплатить за лечение друга. Продав свою последнюю книгу, он присоединяется к ученикам в восстании.
13-14. Столкновение с солдатами на барикадах восставших. Гаврош один из восставших, хоть и маленький, но с честью готов сражаться. Мабеф тоже присоединился к восстанию, больше от общего разочарованию в своей жизни, чем от политических мотивов. Он как лунатик входит в толпу и идёт в первых рядах. В какой-то момент он погибает. Застрелен, поднимая флаг на баррикаде. Мариус тоже примыкает к восстанию. С одной стороны его мотивирует противостоять тому, чему противостоял его отец. С другой, он хочет покончить с жизнью из-за отсутствия в ней Козетты.
Жавер попадает в плен к восставшим.
Часть пятая.
Далее я не опираюсь на строгую нумерацию глав. Тем не менее, последовательность истории остается неизменной.
- Баррикаду осаждает французская армия. Анжольрас является главой баррикады, он командует всеми. Баррикада находится близ таверны, в которой, как описывается, находится мед пункт и где периодически собираются революционеры. Баррикада имеет три фронта, то есть она находится практически на перекрестке и окружена с трёх сторон. Как присоединился к баррикаде Мариус? Периодически баррикаду пытались прорвать бойцы французской армии. И однажды они её прорвали. Тогда началась штыковая борьба. В один момент казалось, что перевес на стороне армии. И тут на баррикаде (а именно на фиакре из которых она частично состояла) появляется Мариус с факелом. все застыли и обратили на него внимание. Он бросил солдатам ультиматум: если вы не отступите, я брошу этот факел прямо в мешок с порохом, который рядом со мной. Ему сказал кто-то из французской армии: так ты сам умрёшь. Мариус ответил: я знаю. Ему было всё уже всё равно. В этот момент кто-то из армии попытался выстрелить в Мариуса. Но какой-то человек из числа восставших закрыл дуло ружья своей рукой и поэтому Мариус остался жив. Далее армия в страхе взрыва пороха от факела Мариса покидает захваченную баррикаду. Кто же это был? Кто закрыл рукой дуло ружья и принял на себя выстрел? Это была Эпонина. Она была переодета на менер мужчины. Когда Мариус находит лежащей и истекающей кровью, читателю становится понятно, что она любила его. И в момент смерти она желает лишь одного, чтобы тот, когда её дух покинет её, поцеловал её в лоб. И надеется, что скоро они встретятся с ним на небесах. Эпонина умирает.
- Далее продолжается защита баррикады. Силы противника прибавляются. Силы восставших истекают вместе с патронами, едой и людьми. Но огонь сердец революционеров не прекращает пылать в их груди. Они уже знают, что все обречены на верную смерть. Поэтому в какой-то момент Анжольрас помогает своей речью (ниже в приложении 3) понять: зачем мы здесь? За что мы умираем? Далее после него выходит Курфейрак со своей речью направленной на то, что умереть за идею это прекрасно, но нужно думать не только о себе (ниже в приложении 4). Курфейрак просит уйти с баррикады, то есть сохранить жизнь, тех кого ждут дома, у кого есть матери, дети, жены. На мостовую, где и находятся баррикады выкладывают четыре армейские одежды, судя по всему, снятые с трупов солдат. Они являлись ключом к побегу. В них можно было незаметно проскочить армейских комендантов на улице и убежать. Собственно проблема побега без этих одежд была в том, что если тебя обнаружит солдат, дежурящий на улице, и поймёт, что ты с баррикады, а он поймет, потому что ты идёшь с той стороны, где баррикады, у него есть полное право расстрелять тебя на месте. Так вот насчет тех, кому суждено жить. Никто не вышел из толпы. Все хотели умереть за свои взгляды. Тогда Анжольрас приказал выйти из строя, людям подходившим под вышеуказанные категории. Анжольрас приказывал, а Мариус просил. Стоит здесь заметить, что негласных командующих на баррикадах было двое - Анжольрас и Мариус. Мариуса также все слушали и даже Анжольрас, но он не командовал в основном, так как был большую часть времени в подавленном настроении. Для него была бальзамом на душу сама смерть, а не борьба за все эти идеи. Я напомню он был огорчен тем, что Коззета уехала. Здесь хотелось бы также напомнить почему. Во время смерти Эпонины мы узнаем подробности о том, что это она была тем самым рупором, который сподвигнул Жана Вальжана уехать. В тот день, когда они покинули с Козеттой дом, Жану Вальжану с улицы в окно прилетела скомканная записка. “Уезжайте”, в ней было написано. Тогда Жан Вальжан почуяв неладное сразу же в тот же день уехал с Козеттой в другой район. Эту записку бросила Эпонина. Также Эпонина получила письмо от Козетты оставленное Мариусу с её нынешним адресом. Эпонина была переодета в мужскую одежду и сказала, что доставит Мариусу письмо, но доставила не сразу.
Вернёмся к той сцене, в которой речи Анжольраса и Курфейрак собирались спасти жизни 4-ём людям. В какой-то момент всё определись претенденты на освобождение от участи смерти. Но их было пятеро. Тогда они начали всячески отговариваться, мол, давайте я останусь, нет давайте я останусь и всё в таком духе. Но внезапно на мостовой появился пятая армейская одежда, точнее человек в ней. Это был Жан Вальжан.
Как он там оказался? Вернёмся немного назад. Мариус, как мы помним, был обязан перед семьёй Тенардье по завещанию своего отца. И когда он узнал, что на баррикадах находится Гаврош, а он знал, что это сын Тенардье. Он попытался всячески помочь избежать злой участи этому маленькому созданию. Он дал ему важное поручение, как командир, отнеси это письмо в дом Фошлевана (так назывался нынче в Париже Жан Вальжан). К слову, Эпонины ему достался актуальный адрес и само письмо Козетты. Письмо было следующего содержания:
"Наш брак невозможен. Я просил позволения у моего деда, он отказал; у меня нет средств, и у тебя тоже. Я спешил к тебе, но уже не застал тебя. Ты знаешь, какое слово я тебе дал, я его сдержу. Я умираю. Когда ты будешь читать это, моя душа будет уже подле тебя, она улыбнется тебе".
Зачем он его отправил? Он надеялся, что до того, как Гаврош успеет вернутся, армия атакует баррикаду и ему будет некуда возвращаться. Таким образом, он хотел спасти мальчика. Мальчик отнес письмо, отдал ему какому-то человеку сидевшему рядом с тем домом, посчитав его адресатом больше желая успеть вернутся, нежели отдать письмо правильному человеку. Удачно сложилось. Это был Жан Вальжан. В тот момент он не смог с собой совладать, у него было много противоречивых эмоций. Он был зол на Мариуса, но всё ещё любил Козетту. А Коззета любила Мариуса, Жан Вальжан это видел. Тогда одевает армейскую одежду, в которой ходил обычно по улицам и идет в сторону баррикады.
Гаврош же успел вернутся. Ничего не произошло за это время. В какой-то момент, он слышит как Анжольрас говорит, что патроны кончаются и скоро останутся только штыки. Тогда Гаврош выходит за баррикаду и собирает патроны с убитых армейцев. Это видели и восставшие, но не могли ему крикнуть, не желая привлечь внимания вояк к нему. Но вояки всё же заметили в дымке тумана что-то похоже на человека. Тогда они стрельнули, но не попали. Гаврош, имея стальной, бесстрашный и наивно-романтический детский характер - встал во весь рост и поставил руки на пояс. И крикнул им: что вы себе позволяете. А затем он начал петь песню и дальше собирать патроны. Пуля попла в корзинку, в которой были патроны и Гаврош упал. Затем он сел и дальше продолжил петь. Просвистела ещё одна пуля. Гаврош упал и больше не вставал.
- Затем привезли артиллерию со стороны армии и начали стрелять по баррикаде, чтобы сломать её и сделать её проходимой для вояк. Долго стреляли. Привезли ещё одну. В какой-то момент всё же прорвали баррикаду.
Здесь хотелось бы вспомнить про судьбу Жавера, который все это время был в плену у восставших. Анжольрас говорил: его ждёт смерть. Но тянули они до конца. И вот когда уже запахло жаренным, и восставшие ожидали прорыва со стороны армии. Анжольрас отдал приказ о расстреле заключенного, но не в таверне, где умрут последние оборонители, а где-то подальше, так как не заслужил он быть в числе убитых революционеров. Расстреливать вызывается Жан Вальжан. Он отвел Жавера в ту часть улицы, где их никто не мог видеть. Отпустил Жавера. Выстрелил в воздух. Жавер в недоумении и зол на Жана Вальжана. В это же время, когда Жан Вальжан уводил Жавера. Мариус посмотрел на пленника и его лицо показалось ему знакомым. Он спросил у Анжолраса его имя. Тот ответил: Жавер. А мы помни, что Жавер помогал Мариусу в той сцене встречи отца Козетты в доме Тенардье. Он дал ему два пистолета и общеал помочь, так и сделал впрочем. В этот же момент прозвучал выстрел и из-за угла выходил Жан Вальжан с фразой: исполнено. В Мариусе всё перевернулось вверх дном.
- Далее события происходили быстро. Умирают восставшие один за другим. Погибает Курфейрак и Комбефер. Восставшие группируются в таверне. Анжольрас пропускает внутрь сначала других, а сам заходит последним. Затем оставшиеся поднимаются наверх. И вскоре Анжольрас остается один из всех восставших. Все остальные мертвы. Анжольрас стоит перед вояками, выбрасывает свое оружие, сводит руки на груди и выпрямившись говорит: стреляйте. В этот же момент читатель замечает, что на втором этаже всё это время за столом лежал пьяный Грантэр - это один из клуба “Друзья Азбуки”. Но всё же окружающие звуки заставили его проснуться и немного протрезветь. С Анжольрасом они были противоположны во взглядах - Грантэр был скептик, за что его не любил Анжольрас, но это не любовь делала Анжольрас каждый раз выше во взгляде Грантэра. Итого два противоположных человека оказываются лицом к смерти. Грантэр поняв, что происходит выкрикнул: за республику! Он подходит к Анжольрасу и говорит: позвольте. Он просит позволения умереть вместе. Анжольрас впервые улыбается ему и жмёт руку. Затем слышен приказ: пли. Грантэр сразу падает, Анжольрас, пронизанный восьмью пулями, стоит на ногах и опирается на стену. Только голова его поникла на грудь.
- Казалось бы каково может быть продолжение после такого? А вы не заметили, что из нашего фокуса пропали Жан Вальжан и Мариус? Кстати, что примечательно, Жан Вальжан в течение всего восстания не стрелял ни в кого. Лишь помогал раненым. Так вот, Жан Вальжан в один момент почувствовал, что всё идет к их смерти, но он так сильно любил Козетту, что не мог допустить смерти как его, так и её возлюбленной. Так он во время царства переполоха крадет сильно раненого в голову Мариуса, потерявшего сознание, и спускается с ним в подземелье также называемое - канализацией Парижа.
- Этим подземельям Гюго посвящает целые главы, рассказывая их историю и всю чудовищность их неприступности, но при этом ангельское спасение для города в одном лице. Нам канализации обрисовываются как непреступные лабиринты полные зловоний и опасностей в виде трясин, засасывающих всё, что в них попадет. В этих лабиринтах пытается найти спасение Жан Вальжан. Всё это время он несет на плечах Мариуса. Блуждая по канализации настал момент, когда Жан Вальжан сильно устал и отчаялся найти выход, тогда он остановился и сел рядом с Мариусом.
- В это же время кто-то будто призрак подходит к ним. Это был Тенардье. Он не видит, что перед ним Жан Вальжан, так как тот стоит спиной к свету. Поэтому воспринимает ситуацию так: он думает, что этот человек убил того, который лежит. Тенардье предлагает ему поделить добычу поровну, не зря же тот его убивал. А за деление “добрый” Тенардье предлагает ключ от двери, которая находится рядом с ними, и которая обеспечит им выход. Жан Вальжан всячески пытается себя не выдать. Он роется в карманах, но у него есть только пара десятка франков и один луидор. Тенардье уже немного злой забирает их все и уже бесцеремонно обыскивает по карманам и Мариуса, и Жана Вальжана. Стоит заметить, что в это же время Тенардье незаметно отрезал кусочек от сюртука Мариуса, вероятно, для корыстных целей, к примеру, поиметь впоследствии денег с семьи, которая будет искать труп своего родственника. Жан Вальжан получает ключ и выходит на берег реки. Чуть отдышавшись он видит рядом фигуру. Это был Жавер. Стоит вернутся назад и понять откуда там оказался Жавер. Жавер после того, как вернулся с баррикады, весьма быстро пришёл в себя и пошёл патрулировать улицу. Там увидел человека, который тихо крадется по соседней улице и решает за ним проследить. Идя за ним человек пропадает, Жавер только через пару минут обнаруживает под местом пропажи люк, ведущий в канализацию. Так он и стал поджидать его у выхода к реке. Тенардье же почуяв, что на его след напал следопыт. Решил запутать его, поэтому и помог незнакомцу в канализации, чтобы сбить со своего пути Жавера.
- Пару слов о Жавере. Это человек с неимоверным чувством строгости к закону и всеобщей повинности к нему. Он будучи на высоком посту в полиции, строг к себе также, как был бы строг к любому преступнику. Его гиперболизированная честность доходит до того, как мы уже выше видели, что он может донести на самого себя и готов с честью нести наказание по слову закона. Но как мы с вами понимаем, обстоятельства описанные выше, в виде спасения от верной смерти, не могли оставить Жавера равнодушным. Жан Вальжан раскаивается перед Жавером и говорит, что готов сдаться ему, только пусть тот доставит мальчика. Тот соглашается. Он вызывает фиакр и кладет в него Мариуса. И отправляется в дом отца Мариуса. Здесь стоит вспомнить, что Мариус сразу после письма Козетте написал письмо в своём блокноте, тем, кто найдет его тело. В нём он писал: доставьте тело моему отцу по такому-то адресу. Он думал, что умрет. По этому адресу они и ехали. Когда Мариуса отдали привратнику, Жан Вальжан и Жавер ушли к Жану Вальжану домой, последний попросил об этом. Жавер действовал абсолютно не как всегда. Он отпустил своего заключенного в дом одного. И сказал, что подождёт его на улице. Когда Жан Вальжан вернулся, Жавера не было.
- Что же произошло с Жавером? Он изменился, но не мог себе этого простить. Он пришел в полицейский участок и написал рапорт, в котором говорил об общих вещах по улучшению работы с восставшими, но ни слова не сказал про Жана Вальжана и Мариуса - это для него было невозвратный путь. Это ломало всю суть Жавера. Поэтому одним вечером он, стоя на парапете, прыгнул в водоворот в реке. Да, Жавер покончил самоубийством. Глава, к слову, называется “Жавер сходи со сцены”.
- Все включая Жавера говорили, что Мариус мертв. Доктор тоже не сильно обнадеживал. У Мариуса были сильные повреждения головы. Отец Мариуса Жильнорман сильно любящий своего сына не мог вынести всего этого. Он ругался на Мариуса, говоря, что тот бездельник, увязавшийся с разбойниками. Но когда последний открыл глаза. Отец превратился в любящего дедушку (впрочем я напомню, что Жильнорман и был дедушкой Мариуса (который выкупил отцовство у его настоящего отца, жениха его дочери), который его воспитывал. Ему было 100 лет.), который растаял в череде любящих высказываний о сыне.
- Мариус поправился через 4 месяца. Память о прошлых событиях ему напрочь отшибло из-за травм головы. Он не помнил какой человек совершил для него подвиг и спас его. В то же время сердце отца Мариуса растаяло от тепло к сыну и он даже отказался от своих политических убеждений (а у них по этому поводу был самый жаркий конфликт). Отцу теперь хочется только того, чтобы все были счастливы в этом мире. Отец благословляет сына на женитьбу с Козеттой. Отец Козетты тоже положителен в этом отношении. Мариус выходил за бесприданницу Козетту, не было никаких признаков, что у неё что-то есть. Но, когда уже всех благословили Жан Вальжан достает почти 600 тысяч франков. Коззета оказалась миллионершей.
- Здесь откуда ни возьмись на строки произведения закрадывается Тенардье. Тенардье до сих пор в бегах. Некоторые сообщники из бандитской шайки были посажены на 10 лет, те кто сбежал были приговорены (если найдутся) к пожизненному заключению. Тенардье же был заочно приговорен к смертной казни. Тем не менее, он на свободе и с ним осталась младшая дочь Азельма, которую тоже разыскивает полиция и в случае поимки посадит в тюрьму. Тенардье нападает на след Фошлевана. Здесь примечателен момент как он распоряжается своей дочерью. Он посылает её проследить за тем, что навело его на след, при этом совсем не обращая внимания на её возгласы по поводу того, что её могут арестовать. Таким образом Тенардье узнает о доме Козетты и Мариуса.
- Далее нам показывают венчание молодоженов. Отцы всячески пытаются сделать всё, чтобы Коззета была счастлива. В какой-то момент Жан Вальжан выходит из зала празднества и остается один в комнате. Здесь ему становится очень грустно. Он понимает, что Коззета теперь не его. Что он все последние годы жил только ради того, чтобы сделать её счастливой и вот это счастье оборачивается так, что для него это скорее горе. Но он счастлив за неё. Интересен также момент как они поженились, а именно, какая была присвоена родословная Козетте. Жан Вальжан представился Фошлеваном. Он был Козетте дядей. Она таким образом становилась законнорожденной.
- Жан Вальжан внезапно уже через какое-то продолжительное время, после вышеописанных событий, рассказывает Мариусу всю правду о себе. Он аргументирует этот безрассудный поступок тем, что не может держать это в тайне. Что тайна не дает ему покоя. В момент рассказа не было раскрыто лишь три вещи, что Жан Вальжан был Мадленом и деньги, которые он дал в Козетте точно нажиты честным трудом. И третье - это спасение им Мариуса. Также Мариус до сих пор думает, что Жан убил Жавера. Во время рассказа этой тайны в комнату вошла Коззета. И Мариус, и Жан Вальжан понимали, что эта чудовищная правда не должна коснутся её. Поэтому с большим трудом попросили её оставить их. Жан Вальжан и Мариус были убеждены, что теперь Жан не может жить с ними вместе. Жан собирался уехать и посещать Козетту изредка.
- Жан уезжает на старую квартиру, где они жили с Козеттой. К Мариусу наведывается какой-то старый судья в зеленых очках. И просит денег взаймы на дорогу. Мариус узнает в человеке переодетого Тенардье. Тот же прислал ему письмо, в котором назывался Тенар. Мариус быстро обличает его. Но теперь после всех событий он знает, что Тенардье ужасный человек. Зачем же пришёл Тенар? Он хотел получить выкуп за знания. Помните он отрезал от одежды Мариуса в канализации её небольшой кусок? Так вот, это был кусок с гербом семьи. Так Тенардье и нашёл дом Мариуса и хотел рассказать им, кто убил их близкого. Тенардье оказывается знал, что тогда в канализации был Жан Вальжан. И он рассказывает всю правду о Жане Мариусу. Но Мариус всё знает. А все факты, которые ему рассказывает Тенардье делают Жана только лучше. Мариус узнает, что Мадлен - это Жан Вальжан, что Жавер покончил жизнь самоубийством, и что наконец - это Жан Вальжан спас его. Тогда Мариус злится во всю на Тенардье, так как тот пришёл, чтобы очернить Жана, а в итоге поставил его в ряд святых, а себя наоборот увел в сторону ещё большего зла. Но у Мариуса остался всё же не оплаченный вексель с могилы отца. А именно долг перед Тенардье. Дальше происходит неожиданное. Мариус сначала бросает 500 франков в Тенардье. Затем 1000. Затем он готов дать ему 10 000 франков. Затем 20 000.
- В итоге, автор прощается с Тенардье следующими строками: Покончим теперь же раз и навсегда с этим человеком. Два дня спустя после описанных нами событий, он, благодаря стараниям Мариуса, уехал под вымышленным именем в Америку вместе со своей дочерью Азельмой, увозя с собой перевод в двадцать тысяч франков на один из банкирских домов в Нью-Йорке. Нравственная болезнь Тенардье, неудачника буржуа, оказалась неизлечимой; в Америке он остался тем же, чем был и в Европе. Иногда достаточно прикосновения злого человека, чтобы испортить доброе дело. С деньгами Мариуса Тенардье стал работорговцем.
- А тем временем Жан Вальжан уже сидя в своей квартире абсолютно один, писал последнее письмо Козетте, где рассказывал истую историю своей жизни. Слезы были у него на глазах. Он уже решил, что больше никогда не увидит Козетту. Он считал, что имея весь груз прошлого на своих плечах и знание об этом грузе других, не дадут ему спокойно жить. Он сидел в кресле, а напротив себя поставил подсвечники, те подсвечники священника Мириеля. И писал это письмо.
- В это время Мариус принял решение, что Жан Вальжан, несмотря ни на что герой в его глазах и неотделимая часть их семьи. Он решил вернуть его в дом семьи и впредь никогда не расставаться с ним. Они с Козеттой отправляются в его квартиру и застают его в том положении, которое было описано выше. Он писал письмо напротив серебряных подсвечников епископа Мириеля.
- Жан Вальжан рад им. Правда как оказывается Жан Вальжан умирает. Умирает не от чего-то конкретного, а просто от усталости после всего, что произошло с ним. Это так и показывается. Сидя в кресле, жизнь медленно покидает его и он это понимает, и говорит Мариусу и Козетте о скорой кончине. Он называет ей имя её родной матери. Интересно, что зная всю историю Жана мы как и близкие к нему герои можем заключить, что он был великим мучеником, но в той же комнате он делает жест, который показывает отсутствие его горделивости. Он встает с кресла, достает медное распятие и говорит: вот великий страдалец. Вообще две последние главы могут быть запросто разобраны на цитаты. Также в комнату в заходит доктор, которого вызвал сам Жан Вальжан. Но доктор в данном случае пришел скорее не лечить, а быть скорее епископом, провожающим Жана достойно на тот свет. Жан Вальжан завещает, чтобы его похоронили где-то на углу кладбища, как бедняка. Ведь он и есть бедняк и всегда им был, какие бы маски не надевал. В скромной могиле. И положили сверху камень без каких либо надписей. И он был очень рад, если хоть изредка Коззета и Мариус (которого он прощает за всю злость на него в прошлом) будут приходить к нему на могилу.
- Жан Вальжан умирает. Вот последние строки книги:
Много лет тому назад чья-то рука написала на нем [на могильном камне] карандашом следующие стихи, которые благодаря пыли и дождю едва можно было прочесть и которые теперь, наверное, уже стерлись:
Он спит. Хоть был судьбой жестокою гоним,
Он жил. Но, ангелом покинутый своим,
Он умер. Смерть пришла так просто в свой черед,
Как наступает ночь, едва лишь день уйдет.
Приложение 1
[Разговор епископа Мириэля с сенатором о религии:]
— Вам под пару, граф, — прервал епископ.
Польщенный сенатор продолжал:
— Я ненавижу Дидро: он идеолог, фразер и революционер, в сущности верующий и ханжа, хуже Вольтера. Вольтер смеялся над Нидгемом, но напрасно; угри Нидгема доказывают бесполезность Бога. Капля уксуса в ложке теста заменяет Fiat lux. Предположите каплю покрупнее и ложку побольше, и вот вам мир. Человек — это угорь. При чем тут творец? Знаете ли, епископ, гипотеза об Иегове мне надоела. Она годна лишь на то, чтобы плодить постных людей, с пустыми головами. Долой великое начало, оно меня стесняет! Да здравствует нуль, оставляющий меня в покое! Между нами будь сказано, я исповедываюсь вам, как моему пастырю, и потому скажу, что я человек со здравым смыслом. Я не особенно восхищаюсь вашим Христом, проповедующим на всяком шагу самопожертвование и отречение. Это советы скупого нищим. Отречение — зачем? Самопожертвование — ради чего? Я не вижу, чтобы волк пожертвовал собой для другого волка. Останемся верны природе. Мы стоим на вершине, так создадим же высшую философию. К чему стоять высоко, если не видишь дальше кончика своего носа? Поживем в свое удовольствие. Жизнь — все. Чтобы человека ожидала другая жизнь, там, где-то за облаками, в это я не верю. А мне-то проповедуют жертвы и отречения. Я должен всего остерегаться, ломать себе голову над тем, что хорошо, что дурно, что справедливо, что несправедливо, над орлом и решеткой. Зачем? Потому что я, дескать, должен дать ответ в моих поступках. Когда? После смерти. Какие бредни! После смерти, пойди, ищи меня тогда. Заставьте руку призрака захватить горсть пепла. Будем искренни, мы, посвященные, поднявшие покрывало Изиды: ни добра, ни зла не существует. Существуют растительные процессы. Взвесим действительность. Докопаемся до сути. Нужно добыть истину хотя бы из-под земли, добраться, доискаться до нее. Тогда он вам даст истинные наслаждения. Тогда вы становитесь действительно сильным и смеетесь над всем. Я все это постиг. Послушайте, епископ, бессмертие человеческой души — надувательство. Какое прелестное обещание! Только поддайтесь ему. Привилегия Адама! — Иметь душу, сделаться ангелом, — голубые крылышки вырастут у вас на лопатках. Да помогите же мне: кажется, Тертуллиан{14} рассказывает, как праведники будут путешествовать с одного светила на другое. Допустим. Мы сделаемся стрекозами и будем прыгать с одной звезды на другую. Увидим Бога. Та-та-та. Экая размазня все эти эдемы. Господь Бог — колоссальная фантазия. Я, конечно, не пойду печатать этого в официальной газете, но почему же не сказать на ушко приятелям. Inter pocula. Жертвовать земным из-за небесного, это все равно что выпускать добычу, гоняясь за тенью. Позволить одурачить себя бессмертием! Слуга покорный. Я прах. Я называюсь графом и сенатором Прах. Существовал ли я до моего рождения? — Нет. — Буду ли я существовать после смерти? — Нет. Что же я такое? Горсточка праха, связанная организмом. Что мне делать на земле? — Это зависит от выбора. Страдать или наслаждаться? Куда меня приведет страдание? — К тлену, но я настрадался. Куда меня приведет наслаждение? — К тому же тлену, но зато я насладился. Мой выбор решен. Или кушать, или быть скушанным. Я кушаю. Лучше быть зубом, чем травой. Вот моя философия. А затем иди своей дорогой, тебя ждет могильщик; другого Пантеона для нас не будет: всех поглотит бездонная яма, и тогда конец — finis. Полная ликвидация. Полное исчезновение. Смерть, поверьте мне, штука мертвая. Чтобы там еще нашелся кто-нибудь, кто станет меня допрашивать — да такая мысль меня просто смешит. Это бабушкины сказки. Для детей придумали буку, для взрослых Иегову. Нет, нас ждет мрак. За порогом смерти все люди равны в ничтожестве. Были ли вы Сарданапалом{15} или святым Викентием Павским, в результате останется тот же прах. Вот истина. Следовательно — прежде всего, будем жить, пользуйтесь вашим я, пока оно в вашем распоряжении. Говорю вам откровенно, господин епископ, у меня своя философия и свои философы. Я не поддаюсь бредням. Но в конце концов, нужно какое-нибудь утешение и для низших, для босых, голодных тружеников. Им преподносят легенды, химеры, душу, бессмертие, рай и звезды. У кого ничего нет — пусть хоть будет Бог. Что же, это справедливо. Я ничего против этого не возражаю, а для себя приберегаю Нежона. Бог хорош для народа.
Епископ захлопал в ладоши.
— Вот это называется смелой речью! — воскликнул он. — Какая чудесная и удивительная вещь этот материализм! Не всякому только он дается. Но когда его усвоишь, уже не попадешь впросак. Не пойдешь в глупую ссылку, как Катон{16}, не дашь себя побить камнями, как святой Стефан{17}, или сжечь, как Жанна д'Арк. Тот, кто умел приобрести этот неоцененный материализм, пользуется великим счастьем не признавать за собой ответственности и может спокойно пожинать места, синекуры, почести, нечестно нажитое богатство, плоды корыстной лести, выгодных измен, разных сделок со своей совестью и думать, что он сойдет в могилу, покончив здесь все счеты. Как это приятно! Говорю это, конечно, не на ваш счет, сенатор. Но не могу, однако же, не поздравить вас. Вы, великие сановники, как изволили сказать, имеете вашу собственную философию, утонченную, высшую, доступную одним богатым; философию, применимую ко всему и удивительно приправляющую все жизненные наслаждения. Эта философия добыта глубокими исследованиями и открыта специальными мыслителями. Но вы — добрые вельможи и не находите предосудительным, чтобы вера в Бога осталась философией народа, вроде того, как гусь с каштанами заменяет ему индейку с трюфелями.
Приложение 2
[Песнь Фантины:]
Чудесных вещей мы накупим, гуляя
По тихим предместьям в воскресный денек.
Ах, красная роза, кровинка родная,
Ах, красная роза, мой синь-василек!
Вчера мне Пречистая Дева предстала, —
Стоит возле печки в плаще золотом
И молвит мне: "Ты о ребенке мечтала, —
Я дочку тебе принесла под плащом".
— Люси, мы забыли купить одеяло,
Беги за иголкой, за ниткой, холстом.
Чудесных вещей мы накупим, гуляя
По тихим предместьям в воскресный денек.
"Пречистая, вот колыбель, поджидая,
Стоит в уголке за кроватью моей.
Найдется ль у Бога звезда золотая.
Моей ненаглядной дочурки светлей?"
— Хозяйка, что делать с холстом? — Дорогая,
Садись, для малютки приданое шей.
Ах, красная роза, кровинка родная,
Ах, красная роза, мой синь-василек!
— Ты холст постирай. — Где же? — В речке прохладной.
Не пачкай, не порть, — сядь у печки с иглой
И юбочку сделай да лифчик нарядный,
А я на нем вышью цветок голубой. —
— О горе! Не стало твоей ненаглядной!
Что делать? — Мне саван готовь гробовой.
Чудесных вещей мы накупим, гуляя
По тихим предместьям в воскресный денек.
Ах, красная роза, кровинка родная,
Ах, красная роза, мой синь-василек!..
Приложение 3
[Анжольрас:]
— Граждане! Взгляните в будущее! Что мы видим в нем? Улицы городов, залитые светом, зеленеющую землю, братство народов, справедливость людей, стариков, благословляющих детство, прошлое, примиренное с нынешним днем, мыслителей на свободе, полную свободу убеждений. Человеческая совесть станет божественным алтарем, не будет ненависти, братство в школах и мастерских, труд, доступный для всех, — труд не как наказание, а как законное право, мир без войн, без пролития крови! Покорить материю — вот первый шаг, осуществить идеал — это второй. Подумайте о том, чего уже достиг прогресс. Некогда первые человеческие расы с ужасом видели перед собою гидру на поверхности вод, драконов, изрыгающих огонь, грифонов — этих чудовищ воздушной стихии, которые имели орлиные крылья и когти тигров. Страшные звери царили над людьми. И, однако, человек расставил им сети — эти священные сети разума — ив конце концов покорил этих чудовищ. Гидру мы назвали пароходом, дракона мы назвали паровозом, не сегодня завтра мы овладеем грифоном: мы уже держим в руках секреты воздушного баллона. Настанет день, когда эта Прометеева работа будет закончена и человек заставит служить своей воле эту троицу древности, он станет господином воды, огня и воздуха. Он станет царем стихии, соперником древних богов. Так смелее вперед! Граждане, куда мы идем? С точки зрения прогресса власть науки должна стать единственной силой общества. В науке истина обнаруживается так же естественно, как свет с наступлением дня. Мы стремимся к единству народов мира, мы стремимся к человеческому единению. Долой выдумки! Долой паразитизм! Действительность управляется истиной — вот наша цель. Цивилизация должна занять вершины Европы, а потом она должна стать в центре материка в качестве мирового парламента разума. Нечто подобное мы видели уже однажды. Амфиктионы* дважды в год сходились то в Дельфах, то в Фермопилах. Европа должна иметь своих амфиктионов, а потом земной шар должен иметь своих амфиктионов. И Франция в своих недрах носит зачатки этого великого будущего. XIX век выносил в себе этот плод, и то, что грезилось Элладе, достойно того, чтобы быть осуществленным Францией. Послушай меня ты, Фейи, честный рабочий, сын народа, ты — сын всех народов, и я чту тебя за это. Да, это ты отчетливо видишь грядущие времена. Да, ты прав во всем! Ты — сирота, у тебя нет ни отца, ни матери. Да, Фейи! И ты сделал своим отцом человеческое право и своей матерью — чистую любовь всего мира. А теперь ты пришел сюда умереть, то есть получить триумф. Граждане, что бы ни случилось сегодня — будь то поражение или наша победа, все равно мы творим революцию. Так же, как пожар освещает город, революция озаряет ярким пламенем человеческий род. Какую революцию мы совершаем? Я сказал уже — революцию Правды. С политической точки зрения существует только один принцип: верховная власть человека над самим собой. Эта верховная власть зовется Свободой. Там, где две или несколько таких властей вступают в союз, там начинается государство. Но в этом свободном союзе нет никакого отречения. Каждая такая верховная власть добровольно идет навстречу сама себе, чтобы создать общественное право, а совокупность уступок, совершаемых каждым, создает то, что называется Равенством. Общественное право есть только покровительство, излучаемое на право каждого отдельного лица. Это покровительство общего над частным называется Братством. Точка пересечения всех этих отдельных суверенитетов, сходящихся вместе, называется Обществом. Эта точка пересечения, становясь соединением, превращается в узел и называется социальной связью. Иные называют это Общественным договором. По смыслу слов это одно и то же. Если Свобода есть вершина, то Равенство есть основание. Но согласимся с тем, граждане, что Равенство не стрижет все деревья под один уровень, в обществе одновременно существуют огромные побеги травы и, наоборот, малорослые дубы. Естественно уравновешиваются все явления соперничества, все имеют право на совершенствование, все голоса имеют одинаковый вес. Равенство имеет свой орган: бесплатное и обязательное обучение. Право на грамоту — с этого нужно начать. Первая ступень обучения должна быть обязанностью каждого, вторая школьная ступень должна быть всем открыта. Одинаковая школа дает обществу равных людей. Да, обучение! Просвещение! Свет! Все из него выходит, и все к нему возвращается.
...
Друзья мои! Нынешний час — тот час, когда я вам говорю, очень печален и мрачен, но и мы покупаем будущее. Революция вносит за него выкуп. Человеческий род освободится, развернется и утешится! И мы утверждаем это, мы обещаем здесь на этой баррикаде. Откуда же раздастся голос любви, если не с высоты самопожертвования? Товарищи и братья! Здесь происходит союз тех, кто умеет думать, с теми, кто много страдает. Эта баррикада сделана не из камня, не из железа, не из дерева. Две глыбы здесь превратились в одну: одна глыба — это идеи, а другая — это человеческое горе. Отчаяние встречается с идеалом. День сливается с ночью и говорит ей: я умру с тобою, но ты снова родишься вместе со мной. Когда иссякнет безнадежность, то вера в будущее брызнет искрами. Страдания несут агонию, а идеи — бессмертие. И эта агония и это бессмертие сейчас смешаются и станут нашей смертью. Товарищи; те, кто здесь умрет — умрет в лучах будущего, и мы сойдем в могилу, пронизанную светом зари.
Приложение 4
[Комбферр о цене самопожертвования:]
— Ну, — сказал он, — надо же иметь хоть немножко жалости. Знаете ли вы, в чем тут дело? Все дело в женщинах. Слушайте. Есть у вас жены или нет, есть у вас дети или нет, есть у вас, в конце концов, матери? Тот из вас, кто никогда не видел грудь кормилицы, пусть поднимет руку! А! Вы все хотите быть убитыми, я тоже этого хочу, но я не хочу видеть призраки женщин, которые будут ломать вокруг меня руки. Умирайте, я согласен, но не заставляйте умирать других. Самоубийство, подобное тому, на которое мы обрекаем себя здесь, допустимо с известной точки зрения, но понятие о самоубийстве очень узко и не допускает никаких уклонений в сторону, и там, где оно касается ваших близких, оно называется уже убийством. Подумайте о маленьких белокурых головках и подумайте о седых волосах. Слушайте! Анжолрас видел, он сейчас только что рассказывал мне об этом, видел в угольном доме на Лебяжьей улице, у окна маленькой комнатки в пятом этаже, где горела всего только одна свеча, дрожащую тень дряхлой старушки, которая, по-видимому, еще не ложилась спать и кого-то ждала. Может быть, это мать одного из вас. Ну, так пусть он идет как можно скорее к своей матери и скажет ей: "Мать, я пришел!" Пусть он не беспокоится, все, что нужно сделать, будет здесь сделано. Те, кто своим трудом поддерживает близких, не имеют права жертвовать собой. Это значит покинуть семью. А потом те, у кого есть дочери, у кого есть сестры! Вы подумали об этом? Вы пожертвуете собой, будете убиты, хорошо, а завтра? Положение молодых девушек, вынужденных самостоятельно добывать себе пропитание, ужасно. Мужчина просит милостыню, женщина продает себя. Эти очаровательные создания, эти грациозные и милые девушки в чепчиках с цветами, которые наполняют дом целомудрием, оживляют его пением и веселой болтовней, которые заставляют верить в существование ангелов на небе потому, что на земле живут такие непорочные создания, и вдруг всем этим честным и достойным обожания созданиям, Жанне, Лизе и Мими, которых вы считаете благословением и гордостью вашей семьи, и вдруг всем им придется голодать! Что еще могу я вам сказать? Существует торговля человеческим телом, и вы оттуда, из царства теней, не в состоянии будете удержать их от этого! Вспомните только, что такое улица, по которой снует столько разного народа, подумайте о магазинах, мимо которых ходят по грязи женщины с обнаженными плечами и грудью! А ведь эти женщины тоже были когда-то чисты. Подумайте о ваших непорочных сестрах. Нищета, проституция, голод, Сен-Лазар* — вот что ждет этих нежных очаровательных девушек, эти хрупкие создания, полные стыдливости, прелести и красоты. А! Так вы хотите быть убитыми! Вы хотите, чтобы вас больше не существовало! Не делайте этого, друзья, надо же иметь сострадание. Несчастные женщины, как мало о них думают! Обыкновенно надеются на то, что женщины получают иное воспитание, чем мужчины, им не дают читать, не дают думать... может быть, вы запретите им идти сегодня вечером в морг, где они увидят ваши трупы? Ну, так вот, пусть те, у кого есть семьи, покажут себя настоящими мужчинами, пусть они пожмут нам руки и уходят, предоставив нам одним докончить наше дело. Я знаю, сколько нужно иметь мужества, чтобы уйти отсюда, это трудно, очень трудно, но чем это труднее, тем похвальнее. Вы мне скажете: "У меня есть ружье, я на баррикаде, и как бы скверно ни было, я остаюсь здесь!" Скверно, это легко сказать. Друзья мои, но вы забываете про завтрашний день. Вас завтра не будет, но ваши семьи будут существовать и завтра. И сколько их ждет страданий! Слушайте, красивый, здоровый ребенок, у которого щечки, как наливные яблочки, который болтает, лепечет, тараторит, смеется, которого так приятно поцеловать... а знаете ли вы, что его ждет, когда он останется сиротой? Я видел одного такого ребенка, совсем маленького, вот такого роста. Отец его умер. Бедные люди из милосердия взяли его к себе, Но у них у самих не было хлеба. Ребенок вечно голодал. Это было зимой. Он не плакал. Он все бродил возле печки, в которой никогда не бывало огня, а труба, как вы знаете, делается из желтой глины. Ребенок отколупывал своими слабыми пальчиками эту глину и ел ее. Он хрипло дышал, лицо у него было синеватое, ноги слабые, живот вздутый. Он ничего не говорил. Пробовали с ним заговаривать, но он не отвечал. Он умер. Его отнесли умирать в приют Неккера, где я его видел. Я был интерном в этом приюте. А теперь, если среди вас есть отцы, которые считают за счастье выйти погулять в воскресенье, держа в своей сильной руке ручку ребенка, пусть каждый из отцов вообразит себе, что та же участь ждет и его ребенка. Я припоминаю его, эту несчастную маленькую мумию, и как сейчас вижу его на анатомическом столе с провалившимися боками, обтянутыми кожей, точно ямы на кладбище, поросшие травой. У него в желудке нашли какую-то грязь. Во рту у него была зола. Посоветуйтесь со своей совестью и поступите так, как вам подскажет сердце. Статистика доказывает, что из ста покинутых детей умирает пятьдесят пять. Повторяю еще раз, что тут дело идет о женах, о матерях, о молодых девушках и о маленьких мальчиках. Разве кто-нибудь говорит о вас? Вас слишком хорошо знают для этого, знают, что вы все храбры, черт возьми! Тут не о чем говорить. Но вы не одиноки. У вас есть другие существа, о которых вы должны подумать. Не следует быть эгоистами.