Найти тему

Крестопоклонная неделя: из истории Честного Креста Господня

Оглавление

Особое почитание Честного Креста Господня в течение третьей недели Великой Четыредесятницы было установлено только в VII веке и связано с несколькими историческими событиями. Знание этих событий необходимо для полноты вхождения в великопостное настроение. Читайте о них в статье.

Обретение Креста Господня

К 70 году н.э. римские легионы от Иерусалима оставили руины. Был утерян и Крест, на котором распяли Спасителя, а потому с окончания Страстей и по IV в. его историю проследить невозможно.

Около 326 г. неизвестность судьбы такой значимой реликвии побудило святую императрицу Елену, мать святого императора Константина, отправиться в Иерусалим для проведения раскопок. Там ее встретил святитель Макарий I, епископ Иерусалимский. Вместе они постились и молились, прося у Господа открыть им местонахождение Креста.

-2

В ходе поисков был обнаружен Гроб Господень – пещера, где погребли Христа Его ученики. Недалеко от нее нашли Крест Господень, табличку с надписью INRI и четыре гвоздя, которыми был прибит к Древу Христос.

Святая Елена разделила Крест на две части. Одну Его часть и гвозди она забрала с собой в Константинополь, а другую часть и табличку оставила в Иерусалиме.

Воздвижение Креста Господня

Когда святитель Макарий явил народу обретенный Крест, то желающих прикоснуться к святыне было настолько много, что многие не могли даже увидеть Крест, а тем более – облобызать.

Поэтому Макарий становился на возвышение и на нем поднимал Крест над своей головой так, чтобы Он был обозримым для всего народа. Отсюда пошли название праздника и традиция воздвигать кресты в храмах для всеобщего поклонения.

Впоследствии в этот день стало вспоминаться еще одно событие, о котором читайте далее.

-4

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Похищение Креста

В конце VI в. между Византийской империей и Империей Сасанидов началась война, которая длилась 19 лет (572-591 г.) и закончилась победой Византии. Но уже в 602 г. Сасаниды решили взять реванш и началась вторая ирано-византийская война.

Византия и так находилась в ослабленном состоянии. Еще сильнее ухудшило положение то, что в 608 г. Ираклий, патрикий и экзарх Африки, поднял восстание против византийского императора Фоки, чтобы самому захватить власть.

Своей цели Ираклий добился в 610 году. Но Византия значительно проигрывала в войне. Сасаниды захватили Армению, Междуречье, Сирию и даже дошли до Константинополя в 626 г., отбить который помогло лишь чудо, совершенное Божией Матерью.

Но особенно сильно на боевом духе византийцев сказалось то, что сасаниды смогли захватить Иерусалим. Вместе с этим, город был подвергнут разграблению. Многие церкви, в том числе храм Гроба Господня, сожгли. Святыни, среди которых находились Святая губка, из которой Христу римские войны предлагали испить уксуса с вином, Копье Лонгина, которым Христу пронзили ребра, были похищены. Но более всего повергла империю в уныние пропажа Креста Господня.

Возвращение Креста и установление Крестопоклонной недели

Ираклий, захвативший власть, смог принять крайне решительные меры, вплоть до изъятия церковного имущества для финансирования войны. Эти меры позволили Византии отбиться, перейти в наступление, победить сасанидов и вернуть святыни из Ктесифона, столицы Империи Сасанидов.

Около 6 марта 631 года Святой Крест император торжественно возвратил в Иерусалим. Он лично нес Крест, а рядом с ним шествовал иерусалимский патриарх Захария. Но внезапно император остановился у ворот, через которые Христос начал свой путь на Голгофу, и по неизвестной ему причине не смог ступить дальше. Патриарх Захария объяснил, что путь преграждает ангел, поскольку Христос, совершивший Крестный путь, был в уничиженном виде. Тогда император снял с себя богатые облачения и оделся в лохмотья и смог продолжить путь.

-5

Крест был возвращен во время Великого поста. Тогда великопостные традиции только формировались и привязки недель Четыредесятницы к конкретным событиям не было. Но существовал обычай переносить на конец недели праздники, выпадающие на будние дни Великого поста. И постепенно празднование Возвращения Креста закрепилось за третьим воскресеньем Четыредесятницы. Помимо этого, Возвращение Креста Господня стало вспоминаться и во время праздника Воздвижения.

На середину поста приходилась усиленная подготовка оглашенных, желающих креститься в Великую субботу. К Пасхе они становились полноправными христианами и причащались вместе со всеми. И посвятить неделю поклонению Честному Кресту Божию для поучения начинающих свой путь в вере показалось очень уместным. И до сих пор, начиная со среды Крестопоклонной недели, возносятся особые прошения, а также присутствуют обращения к “готовящимся к Святому Просвещению”.

Со временем первоначальное торжество, связанное с возвращением Креста в Иерусалим, оказалось не таким актуальным для христиан. И поэтому про него во время Крестопоклонной недели сейчас вспоминают только в совокупности со всеми остальными событиями, связанными с Честным Крестом Господним.

В возвращении Креста в Иерусалим все еще можно усмотреть духовный смысл, актуальный и для современности. Ослабленная Византия была на грани духовного и физического разрушения, но Господь дал ей вновь поклониться Своему Кресту, и она вновь воспрянула. Так и мы, уставшие от поста и ослабленные страстями, посредством Креста Господня получаем новые силы, чтобы с достоинством встретить Светлое Воскресение Христово.

ПОДПИШИТЕСЬ НА НАС, ЧТОБЫ ПОДДЕРЖАТЬ ТРУДЫ НАШЕЙ ОБИТЕЛИ!

-6

КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ