Маршал Победы
Георгия Константиновича Жукова нельзя не знать и невозможно не помнить: его имя прочно связано с историей нашей страны. Сколько эпитетов можно употребить при оценке его личности и таланта? Великое множество! Выдающийся военачальник, легендарный полководец, непобедимый стратег, Маршал Победы.
Образ Г.К.Жукова активно воплощался в научных исследованиях, литературных произведениях, кинематографе, филателии, нумизматике и т.д. Его военный опыт, стратегические и тактические приемы подвергались детальному анализу. Советская историческая наука изобиловала трудами ученых, в которых личность и деятельность полководца были тщательно изучены.
Однако в современном общественном сознании в отношении Г.К.Жукова можно проследить тенденцию к критическому осмыслению его роли и значения в истории нашей страны. Существуют попытки как пересмотра фундаментальных основ наших представлений о маршале, так и стремление ввести в научный и публицистический оборот отдельные факты его биографии, которые ранее отвергались или подвергались забвению.
«Кровавый мясник»?
Одно из главных обвинений, предъявляемых маршалу некоторыми историками и публицистами, - это «кровавость» Г.К.Жукова. Есть мнения, что в годы войны генерал очень легко мирился с потерями личного состава для достижения локальных или глобальных побед, которые могли бы его прославить.
Сложно спорить с тем, что в годы войны 1941-1945 гг. гибель солдат и офицеров нашей армии была весьма значительной. Однако архивные данные и мемуаристика опровергают обвинения Г.К.Жукова в «кровавости».
Во-первых, в распоряжении историков есть приказы самого военачальника и воспоминания его сослуживцев о жестких требованиях Г.К.Жукова отказаться от проведения необоснованных лобовых атак и иных непродуманных действий командиров, которые могли бы привести к массовой гибели личного состава.
Во-вторых, ставшая знаменитой фраза «бабы новых нарожают» никогда не принадлежала Георгию Константиновичу. Она стала результатом фантазии публициста, писавшего о Жукове спустя 50 лет после Великой Победы.
В-третьих, статистика за годы Великой Отечественной войны свидетельствует о том, что в операциях, проводимых под непосредственным командованием Г.К.Жукова, потери практически всегда были минимальными (по сравнению с другими военачальниками).
В-четвертых, не стоит забывать о том, что в эпоху ВОВ в руководстве страны мало кто, вообще, считался с гибелью солдат. Первостепенной целью была борьба с врагом. Да и сталинская идеология и его государственная деятельность зиждились на иезуитском принципе - «цель оправдывает средства».
Поэтому можно сделать вывод о надуманности, необоснованности и предвзятости мнения о Г.К.Жукове как кровавом и беспринципном военачальнике, ради собственной победной славы загубившем большое количество солдат и офицеров.
Фигурант «Трофейного дела»
Факт очевиден: вскоре после войны Г.К.Жуков стал фигурантом так называемого «Трофейного дела», возбужденного в 1946 г. в отношении некоторых командиров Красной армии. Их обвинили в незаконном вывозе с территории Германии трофейного имущества. В ходе расследования выяснилось, что в квартире Г.К.Жукова размещалось большое количество таких предметов.
В результате «Трофейного дела» три генерала были расстреляны, четырех ждали тюремные сроки. Маршалу Г.К.Жукову повезло больше: его лишили поста главкома Сухопутных сил и отправили в Одессу командовать военным округом.
Грубость и рукоприкладство
Даже соратники маршала – Рокоссовский, Еременко, Малиновский, Новиков и пр. – отмечали тяжелый характер Жукова и его крутой нрав. В воспоминаниях маршалов Георгий Константинович предстает в качестве жесткого и грубого собеседника, который мог совершить акты рукоприкладства даже в отношении равного себе по званию.
Действительно, по свидетельствам подчиненных и коллег, Г.К.Жуков был нетерпим к пререканиям с ним, особенно в тех случаях, когда он требовал выполнения приказа или ставил конкретную военную задачу.
В истории остался случай, произошедший в 1957 г. в Большом театре. Между Г.К.Жуковым и И.С.Коневым начался форменный мордобой из-за того, что первому не понравилась статья с воспоминаниями второго о ВОВ.
Любимчик Сталина?
Еще одно обвинение Жукова. Некоторые публицисты пытаются обосновать мысль о том, что в советском и российском обществе сформировался своеобразный культ маршала, источником которого было особое отношение к нему И.В.Сталина.
Какие аргументы приводятся в подтверждении гипотезы?
1. Жуков, как выходец из царской армии, не был подвергнут репрессиям.
2. Жуков был одним из немногих в руководстве страны, кто мог спорить со Сталиным.
3. Жуков избежал ответственности в рамках «Трофейного дела».
Приводимые доказательства не являются абсолютными и могут быть объяснены как логически, так и фактически.
1. Жуков был далеко не единственным офицером царской армии, избежавшим «чистки».
2. Сталин нуждался в таланте Жукова и прекрасно это понимал, позволяя не соглашаться со своим мнением.
3. Если бы Жуков являлся любимчиком «отца народов», то и уголовного дела в отношении маршала могло не быть.
И.В.Сталин ценил военный и государственный потенциал Г.К.Жукова. И даже опасался авторитета маршала (особенно после победоносного завершения ВОВ и Парада Победы). Этим историки и объясняют назначение Жукова командующим Одесским ВО, что фактически означало высылку из Москвы.
Любвеобильный маршал?
Пикантное обвинение маршала в любвеобильности основывается на том, что в течение своей жизни он имел отношения с четырьмя женщинами, три из которых родили ему четырех дочерей.
Не будем вторгаться в личную и частную жизнь пусть и Великого Человека. Судьба Г.К.Жукова является прекрасным свидетельством того, что Маршал Победы был человеком с достоинствами и недостатками, которому ничего человеческое не было чуждым.