Литература — часть нас и нашего существования; это способ познания и становления личности, возможность эстетического наслаждения и средство открытого выражения своих мыслей и эмоций. Как же обстояло дело с русской литературой второй половины XX века? Ее формирование шло в условиях нарастающих противоречий среди сторонников и противников преобразований в общественно-политической жизни страны. Это время условно разделяют на четыре периода:
- Первый: 1956 – 1964, «оттепель».
- Второй: 1965 – 1985, «послеоттепельное» двадцатилетие.
- Третий: 1986 – 1991, «гласность».
- Четвёртый: начинается с декабря 1991 и длится по сей день.
Каждый период имел значительное влияние на сознание людей и развитие русской литературы, но эта статья посвящена противоречивому времени — «послеоттепельному» двадцатилетию.
«Послеоттепельное» двадцатилетие.
Уже в самом начале это время начало разрушать весь восторг по поводу революций и их героев, характерный для людей в 1950-1960-х годах. Официально в стране декларировалась дальнейшая демократизация, однако на деле шло осуществление ресталинизации.
Ресталинизация – процесс, направленный на возврат сталинизма и основных положений Сталина как во внешней, так и во внутренней политике.
Какое значение это имело для мира литературы? — ужесточение цензуры, а вместе с этим наличие шаблонных произведений, прикрепленных к определенным требованиям.
В связи с этим русская литература четко разделилась на официальную и неофициальную.
Официальная литература — социалистический реализм. Преобладающими в официальной литературе являлись произведения людей из союза советских писателей. Основным методом развития данной литературы и литературной критики служил социалистический реализм, следование которому было обязательным условием членства союза писателей. Таким образом, произведения писателей все больше походили на рекламу социализма, как основной способ существования государства, а вместе с этим и жизни в нем. Также существовали представители легальной оппозиции — писатели, которые оставались приверженцами социализма, но открыто писали о происходящем в обществе. К ним относились А. Твардовский, Ю. Трифонов, В. Шукшин, В. Распутин.
Неофициальная литература имела различные названия: «андеграунд», «нонконформизм», «альтернативное искусство», «советский ренессанс» и др. Так или иначе, каждое наименование позиционировало такое творчество, как свободное движение человека и его мыслей, независимость его творчества от третьих лиц. Этого и не хватало советскому человеку — свободы от границ.
На протяжении всего двадцатилетия, пусть и в условиях возможного изгнания из страны и даже тюрьмы, неофициальная литература продолжает развиваться, познавая различные направления: модернизм, включая его радикальные разновидности, критический реализм. Кроме того, в это время русская литература ощутила на себе появление постмодернизма, как масштабного культурного явления, которое разрушало привычные стандарты советского пространства.
Герои неофициальной литературы. Что почитать?
Представителями пласта неподцензурной литературы были писатели-диссиденты, которые последовательно отстаивали права личности на свободу, на самостоятельный выбор жизненных ориентиров — А. Солженицын, В. Шаламов, Г. Владимов; представители андеграунда — Венедикт Ерофеев, Виктор Ерофеев, В. Сорокин, Саша Соколов; представители третьей эмигрантской волны — И. Бродский, Саша Соколов, Б. Кенжеев, З. Зиник, Э. Лимонов. Все они и множество других писателей были подвергнуты постоянному идеологическому давлению, которое зачастую заставляло их эмигрировать, но это не разрушало в них творческую личность, которая продолжала работать над собой и окружающим миром. Многие литераторы после эмиграции открывали собственные журналы, такие как «Континент», «Синтаксис» и др., которые являлись необходимым элементом в борьбе за свободу. Те, кто не мог печатать свои произведения в родной стране, пользовались существованием таких журналов.
Неофициальная литература развивалась с разных сторон, как внутри страны, так и за ее пределами, но все это делает ее по-особенному близкой к русскому народу.
Предлагаю вашему вниманию лишь малую часть тех произведений, которые составляли и продолжают составлять литературу «послеоттепельного» двадцатилетия.
- А. Зиновьев — «Зияющие высоты»
- Саша Соколов — «Школа для дураков»
- В. Шаламов — «Колымские рассказы»
- В. Некрасов — «В окопах Сталинграда»
- А. Солженицын — «В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ», рассказы
- Ю. Трифонов — «Дом на набережной», «Старик»
- В. Ерофеев — «Москва-Петушки»