Найти тему
Авиа.Дзен

Российская бизнес-авиация: что происходит сегодня?

Ситуация, в которую попала авиация России, пожалуй, в общих чертах известна всем, кто интересуется этой темой. Это очень сложный узел трудностей и проблем, связанный с запретами, санкциями и ограничениями.

Фото: Adobe Stock
Фото: Adobe Stock

Но авиация – это не только "Аэрофлот", чартеры по путевкам и большие терминалы. Авиация – это и частные самолеты, принадлежащие отдельным персонам или операторам, у которых сейчас начались действительно сложные времена.

С началом спецоперации, Евросоюз, США и другие страны начали введение жесточайших санкций в отношении отдельных граждан России, а также по различным отраслям и секторам экономики, в том числе и по авиации. Они коснулись и обслуживания воздушных судов, и продажи запчастей, и страхования, и даже самой возможности находиться в небе многих стран.

Если говорить точнее, российским самолетам запрещено летать над Европой, а европейским авиакомпаниям бизнес-авиации запрещено брать на борт граждан России даже для полета между городами Европы.

Чтобы российскому пассажиру попасть в Европу или Америку, ему в любом случае придётся сделать пересадку в "нейтральной" стране, например в Турции или ОАЭ. При этом, только до туда он сможет лететь на бизнес-джете, а дальше ему придётся довольствоваться обычным регулярным рейсом.

С учетом длительного облёта запретных зон и стран, а также очень малого числа самолетов, которые могут летать сейчас, стоимость рейса в Стамбул или Дубай увеличилась более, чем вдвое. И далеко не каждый бизнес-джет вообще может без посадки долететь до Дубая!

Все самолеты, принадлежащие российским владельцам, но зарегистрированные в Европе (а таких очень много), по сути остались прикованы к бетону. Несмотря на то, что лизинговых проблем у них, как правило, нет (в отличие от "больших" авиакомпаний), но и летать им нельзя.

Фото автора
Фото автора

Многие самолеты застряли в Европе: некоторые под арестом, некоторые «зависли» в технических центрах. Работы начаты, а закончить ремонт по закону теперь нельзя. Теперь многие владельцы вынуждены оплачивать хранение в другой стране без возможности пользоваться самолетом – и это не самый плохой вариант.

На данный момент любой человек, обладающий гражданством России или Белоруссии, не имеет право купить самолет, взять его в аренду, заказать чартер или просто быть пассажиром самолета иностранной регистрации.

Часть владельцев срочно перерегистрируют самолеты в российский регистр RA, и вроде бы проблема будет решена? Но нет. Конечно, с российской регистрацией можно летать по России, СНГ и "дружественным" странам, но остаются проблемы с техническим обслуживанием, страховкой, обновлением карт и т.д.

Пилотам необходимо регулярное обучение и тренажеры. И если на тот же "Боинг" тренажеры есть в России, то на бизнес-джеты пилотов отправляли обучаться в международные центры в США и Европе, что теперь невозможно.

Сейчас самолеты с бортовыми номерами "RA" завалены заявками на чартер: других летающих нет. И цены за этот месяц поднялись вдвое, а то и втрое. Но долго ли можно будет ещё летать? При этом клиенты частных чартеров, и тем более – владельцы, это люди, которые требуют исключительной безопасности полетов. Убедить их в том, что "все в порядке, лететь можно" – не получится.

По информации отраслевого издания Bizavnews, последние четыре недели в сравнении с аналогичными неделями 2021, 2020 и 2019 годов, показали снижение на 6%, 26% и 5% соответственно в активности полетов бизнес-джетов. Внуково-3, который в марте 2021 года занимал 2-е место в Европе, в марте текущего года занимает 15-е место.

Уже сейчас траффик Внуково-3 снизился на 80-85% относительно начала февраля. И если ситуация будет развиваться в том же духе, через 4-6 месяцев можно будет констатировать смерть отечественной бизнес-авиации.

Фото: Adobe Stock
Фото: Adobe Stock

Кто-то скажет: "ну и поделом!". Но я вам отвечу, что бизнес-авиация – это не только миллионеры в салоне самолета. Это пилоты высочайшей квалификации, бортпроводники и их семьи; это наземные службы, бортовое питание, брокеры, диспетчеры, сотни и тысячи людей и их семьи. Ведь один полет бизнес-джета обеспечивает пара-тройка сотен человек, это рабочие места и авиационные компетенции. Аэропорты и авиакомпании вынуждены отправлять персонал в неоплачиваемые отпуска или даже увольнять. Из наиболее показательного: закрыта одна из самых успешных и стабильных российских компаний бизнес-авиации "Сириус-аэро".

С другой стороны, есть понимание, что такая ситуация не может длиться вечно – ведь с Россией связывают около 600 бизнес-джетов, а это огромный рынок. Как и в других отраслях, от "закрытия" России страдает далеко не только Россия, но и многочисленные зарубежные аэропорты, учебные центры, центры ТОиР, сервисные компании, производители воздушных судов.

Будем надеяться на лучшее и скорейшее восстановление мира и бизнеса, а сильнейшие – точно выживут.