Найти в Дзене
БФ Цветная Планета

ЦВЕТНАЯ ТЕРАПИЯ. ИНТЕРВЬЮ С КООРДИНАТОРОМ ФОНДА КРИСТИНОЙ ЗАИКИНОЙ

В феврале 2022 года Благотворительный фонд «Цветная планета» запустился проект «Цветная терапия. Оnline». В начале февраля прошёл обучающий волонтёрский тренинг, а уже в марте прошли первые занятия с детьми. Мы поговорили с координатором фонда Кристиной Заикиной о целях проекта и планах на будущее.

- Привет, Кристина, расскажи о проектах «Цветная терапия» и «Цветная терапия. Оnline».

- Привет. Два этих проекта по сути являются одним большим проектом, где второй продолжает и расширяет первый. В 2020 году фонд запустил проект «Цветная терапия». Он ориентирован на детей, находящихся на длительном лечении и в сложном социальном положении, а также на поддержку родителей, которым предоставляются бесплатные консультации с психологом. Вместе с волонтерами фонд готовит занятия по методике Терапевтической рекреации и проводит их в подшефных учреждениях. Мы работали с социальным приютом Транзит и с несколькими детскими больницами (ДКГБ №5 им. Н.Ф. Филатова, ДГБ №1 и ДГМКЦ ВМТ им. К.А. Раухфуса). Почти сразу, после начала пандемии, детские больницы оказались закрытыми для посещения. Фонд, как и многие другие организации, столкнулись с ситуацией, где нужно придумывать новые способы работы и поддержки детей в условиях невозможности их личного посещения. Вместе с коллегами мы разработали систему удаленных занятий для детей в больницах, что и легло в основу проекта «Цветная терапия. Оnline».

- Цель проекта - поддержка детей и родителей. Это больше про психологическое состояние?

- Да. Когда ребёнок попадает в больницу или он вынужден какое-то время провести в социальном приюте – это большое потрясение. Во-первых, привычная среда резко меняется: у ребёнка был понятный ему ритм и уклад жизни, прогулки с друзьями, уроки и кружки и прочее. Попадая в больницу, реальность меняется, особенно если это длительное лечение. Еда, процедуры (иногда болезненные), встречи по расписанию. Новая реальность, где за ребёнка почти всё решают другие, когда, как и что делать. Пребывание в долгих условиях ограничения собственного влияния на среду часто формируют выученную беспомощность. Если простыми словами, то ребёнок становится уверенным в следующем: «я ни на что не влияю», «я не могу сделать выбор», «новое это страшно, поэтому я не буду пробовать». Сразу скажу, что выученная беспомощность может сформироваться и под влиянием других условий, и не только у детей. Но ситуация долгого пребывания в больнице, социальном приюте эти шансы увеличивают во много раз. Поэтому так важно поддержать ребенка и его родителей в этот непростой период, стать для них опорой, на которую можно положиться.

- А как именно вы помогаете?

- Мы организуем различные занятия и мастер-классы, работая по международной методике Терапевтической рекреации. Она представляет собой специально разработанную программу досуга для того, чтобы ребёнок почувствовал уверенность в себе и своих силах, улучшил социальные навыки, психологическое и физическое состояние, чтобы у него снизилась тревога перед новым и увеличилось доверие к миру. Наверно, если образно описать суть методики, то это создание максимально безопасного во всех смыслах пространства, такой норки или домика, куда может прийти ребёнок и почувствовать, что его принимают любым, без стресса попробовать новое и посмотреть, а как оно, нравится или нет.

-2

- Т.е. ваши занятия — это не просто интересный творческий мастер-класс и возможность сделать поделку, но еще и большая работа с эмоциональным состоянием! А как это достигается?

- Для детей это выглядит, как что-то весёлое и забавное. Пришли взрослые, мы вместе что-то делаем, мастерим. Со стороны организации такого беззаботного, с первого взгляда, занятия стоит большая работа. Нужно разработать такую мастерскую, что бы каждый ребенок смог попробовать новое. Этим новым может быть что угодно: поделка, использование новых материалов, умение слышать и слушать других, доделать до конца или сделать что-то неидеально. Каждый ребёнок индивидуален, для кого-то сделать слона из фетра привычное дело, а для кого-то прийти на такое групповое занятие уже вызов. Поэтому у нас отсутствует соревновательная среда.

Самое главное, что важно организовать – возможность выбора. Опишу на примере конкретного занятия. Мастерская по росписи значков. Ребята выбирают какой значок они хотят расписать. Варианты изначально подбираются волонтером или сотрудником фонда, по уровням сложности, помня, что для кого-то множество мелких деталей будет привлекательным вариантом, а другого ребёнка это может напугать своей сложностью, поэтому важно подобрать варианты попроще. Ребята сами выбирают как они будут использовать значок, подарят ли кому-то или оставят себе, выбирают цвета. Кстати, очень часто встречается, когда ребёнок говорит: «а каким цветом мне рисовать?» И тут важно не ответить: «рисуй красным», а помочь ребёнку самостоятельно понять какой цвет ему нравится больше. В таких мелочах и начинается та самая терапевтическая рекреация, когда мы направляем и помогаем ребёнку сделать свой выбор. Поэтому на вопрос «а каким цветом мне рисовать?» наши волонтеры задают ребёнку встречные вопросы: «а какой твой любимый цвет?», «если использовать синий, то получиться темнее, если красный - будет светлее, какой из этих вариантов тебе больше всего нравиться и т.д.». Предоставление даже самых маленьких выборов в такой безопасной среде, где тебя никто не осудит, а наоборот поддержит, формирует тот самый забытый навык «я могу». Сначала ребёнок учится выбирать цвет на мастерской, потом игру, затем понимать, что он хочет делать, а что нет. И так, шаг за шагом возвращается уверенность в себе и своих силах и важнейшее чувство: «я могу влиять на свою жизнь, делая свои собственные выборы».

-3

- Получается на занятиях вы формируете среду, где ребёнок учится делать свой выбор, как бы компенсируя то сложное время ограничений?

- И не только это. В процессе волонтеры отмечают успехи ребёнка. И это тоже может быть что угодно. Вот Саша аккуратно, не заходя за контуры, закрасил значок, заметив это и сказав Саше: «ты очень аккуратно работаешь с краской», Саша получит поддерживающий фидбэк и обратит внимание на своё умение. Маша вежливого попросила передать краску и помогла другим ребятам убрать рабочие места, слова: «Маша, мне было очень приятно видеть, как отзывчиво ты общаешься с другими» откроют для Маши важность её социальных навыков. А условному Максиму, который объединил всех детей игрой, слова: «твоя инициативность помогла ребятам повеселиться и здорово провести время», подарит уверенности в его лидерских качествах. Я люблю называть это «заметить хорошее». Такая поддержка в целом формирует уверенность и ощущения «я важен, я виден». И здесь важно говорить конкретно, все мы любим сказать: «молодец», когда ребёнок принес показать нам свой рисунок, но что скрывается за этим «молодец»? Он гармонично смог сочетать цвета, придумал интересный сюжет, освоил восковые мелки, увлеченно рисовал? Что из этого? Вот конкретное и нужно назвать ребенку в ответ, потому что абстрактное «ты молодец» не дает понять в чем именно произошел новый важный опыт.

-4

- Оказывается создание обычного занятия — это большая работа «за кулисами». Вам помогают волонтёры, вы обучаете их этой методике или уже берете тех, кто по ней работал?

- Конечно мы обучаем волонтеров. Для нас самое главное – желание человека работать с детьми, а то, как это делать в рамках проекта «Цветная терапия» мы рассказываем на обучающих тренингах. И не только рассказываем, но и показываем. У нас тренинг идет два дня и после теории много практики, разборы кейсов и даже есть блоки, где сотрудники выступают в роли детей, а волонтеры тренируются, как говориться на кошках.

- Масштабная серьезная работа! А как выстраивать занятие в больницах, когда к детям нельзя прийти очно?

- Это наша большая грусть! К сожалению, к детям очно не прийти, но из этой ситуации мы нашли несколько выходов. Мы проводим мастер-класс онлайн и удаленно. Формат онлайна – это, уже ставшие нам привычными за период пандемии, прямые эфиры. Назначаем время эфира, заранее передаем в больницу заготовки с материалами и проводим мастер-класс. Но не у всех ребят есть телефоны с доступами в интернет. В таком случае на помощь приходит полностью удаленный мастер-класс. Это индивидуальные конвертики с инструкцией и материалами, небольшой записочкой с приятными словами и каким-нибудь мини-бонусов в виде наклеек.

- Как в удаленных занятиях сохранять возможность выбора?

- Конечно, отсутствие личной индивидуальной работы сильно ограничивает, но в удаленных мастер-классах мы сохраняем возможность выбора, кладя в конверт несколько вариантов материалов. Мы не может отправить ребёнку пачку бумаги, чтобы он сделал оригами, но положить в его конверт пару разных листов, несколько инструкций для разных оригами, и вот уже перед ним стоит выбор делать лису, дракона или лягушку и самостоятельно выбрать для них цвет. Именно на удаленных мастер-классах у нас сделан упор в «Цветной терапии. Оnline», потому что больницы всё еще закрыты, и к детям не попасть.

- Это очень продуманно! А как ведется помощь родителям, ты упомянула о бесплатных психологических консультациях?

- Обращаться к психологу нормально – хочется говорить мне всем и всегда. К сожалению, в России есть стигматизация психологической помощи, людям кажется, что это что-то ненужное и можно разобраться самими, или с другом поговорить. Психолог – это специалист, который помогает вам справиться с переживаниями, любыми чувствами, помогает найти вам ваши собственные решения, бережно размотать клубок сложностей, кажущийся вам запутанным. Родители, столкнувшись с болезнью ребёнка, также теряют ту привычную жизнь, что была до. Их также важно поддержать, дать им возможность прожить все чувства. Плюс мы хотим показывать, что заниматься психическим здоровьем такая же важная задача, как и поддержка физического. У нас были очень тёплые отзывы от родителей после консультаций. Одна мама написала, что впервые почувствовала, что её переживания нормальны и смогла расслабиться, выдохнуть, отойти от постоянного напряжения и беспокойства за ребёнка.

- Такая комплексная поддержка наверно очень важна в сложный период для семьи?

- Конечно! После выздоровления ещё будет период реабилитации и возвращения к привычной жизни, и наши занятия являются неким поддерживающим мостиком, чтобы ребёнок и родители более стабильно прошли этот период.

- Какие у вас дальнейшие планы по развитию проекта?

- Сейчас мы по-прежнему продолжаем работать с приютом Транзит и удалённо с больницами. В этом году упор больше на больницы, будем искать новые для расширения сотрудничества. В дальнейшем было бы здорово организовать в больницах пространство для регулярного проведения занятий. Ну и оказание психологической помощи родителям. Это всегда актуально.

- Кристина, большое спасибо за такой подробный рассказ! Что бы ты пожелала тем, кто будет читать это интервью?

- Замечайте хорошее! И да, обращаться к психологу нормально!

Проект «Цветная терапия. Оnline» реализуется при поддержке фонда президентских грантов.