Найти тему
Алена Соболева

Оценка конкурентов. Как делать? Кто является конкурентом?

Основные моменты, по которым можно определить «конкурент» это или нет:

1. Работа в одном ценовом сегменте (если я хочу продавать платья по 500 руб. то все ребята, торгующие платьями от 400 до 1000 руб. мои ближайшие конкуренты. Сильно ниже по цене – не берем в расчет т.к. это совершенно другая история и механика, выше тоже по тем же причинам)

2. Примерно одинаковая целевая аудитория/ потребители продукта (если я шью для девочек от 3-х до 7-и лет, то мне нет смысла мониторить тех, кто шьет для новорожденных или подростков)

3. Сходный продукт по изначальному сырью (в моем случае платья трикотажные и нет смысла смотреть детские платья из фатина. У нас разное направление)

4. Можно попробовать по визуальной составляющей, но «инакомыслящих» тоже надо смотреть. (Визуальная составляющая – это когда я нахожу фирму и думаю «Вот класс! Мне бы тоже так но чуть-чуть по другому». Может быть фирма проходящая по первым 3-м критериям но совершенно не близкая вам по стилю. Запишите ее тоже если она популярна (лайки на ВБ от 5000, подписчики в инстаграмме от 100 000 и т.д.). Надо будет думать – что в них такого, раз их продукция «выстрелила» на рынке)

Изначально самая простая площадка в плане трикотажа – это наши market-place любимые. Я не бегаю по магазинам, я начинаю искать на market-place. По трикотажу сейчас самый сильный в Росси безусловно Wildberries,. На втором месте для меня идет OZON-мода. На Wildberries я начинаю шуршать в категории «детские платья», поскольку я именно в эту категорию собираюсь выйти.

И я начинаю выделять для себя ближних конкурентов к визуальному качеству и уровню которых мне хотелось бы приблизиться. И также я смотрю в целом, что происходит в категории. Когда я выходила со своим брендом «Sovalina» на тот же самый Wildberries, было следующее: в категории «детские платья» условно находилось 5000 единиц товаров, в категории «детские костюмы» находилось 15000 единиц товаров. То есть, действительно дефицит в категории «детские платья» был, конкуренция там была ниже, чем во всех остальных категориях, и грубо говоря, это – зеленый свет светофора, что туда можно идти, все свободно и чисто, и спрос есть, и все хорошо.

И дальше на Wildberries я начинаю смотреть, находить конкурентов, понимать в каком сегменте я хочу работать, и для меня это были компании: «Апрель», наша компания «Ивашка», «BODO». Такие вот ребята. У меня был целый список, и я за ними пристально смотрела: какие новинки они выводят на рынок, как эти новинки заходят. Смотреть очень просто, можно по отзывам смотреть: когда появляется самый первый отзыв, это будет примерно дата выхода модели; смотреть, что происходит на текущий момент, - ну, и так далее, как заходит или не заходит новая коллекция, какие вообще есть модели, чтобы не копировать, чтобы создать своё и чтобы вообще понимать, что я там буду делать со своим. И когда я начала оценивать конкурентов непосредственно на Wildberries, я поняла, что не ошиблась в сегменте. Недорогого детского трикотажа очень и очень мало, современных красивых моделей – действительно классных, в которых не стыдно выйти на улицу с ребенком, можно пойти на фотосессию, чтобы они стоили нормальных денег (не по 2 и не по 3 тысячи за платье). Потому что все детские платья по 600, по 700 рублей в основном были таким немножечко «совковым» мероприятием. Только-только начали появляться молодые бренды с красивой одеждой, и их было не так много.

Я поняла, что действительно дефицит есть, и тема абсолютно свободна. Собственно говоря, поэтому у меня и стрельнуло.

Приведу пример «тяжелого» захода на рынок. Когда ниша не «дефицитная»

В нашей фирме мы почти год пытались выйти на нормальные обороты по детским костюмам. Вроде ничего сложного быть не должно – и бренд есть, и постоянные покупатели и шить умеем. Ан нет.

Разберем идею «продавать детские костюмы для девочек с 3-х до 7-и лет» по основным пунктам:

1. по WordStat также достаточно высокие запросы = зеленый свет. Всем сильно надо, спрос есть.

2. Но если смотреть конкурентов на Wildberries, ту идею, которую я хотела нести в массы, а именно – однотонные стильные красивые костюмы за достаточно бюджетные деньги, – реализовало к тому моменту уже несколько компаний. У меня были уже не мнимые, а вполне реальные физические конкуренты, с которыми мы были действительно достаточно сильно похожи именно по идее, которую мы несли на рынок.

Т.е. изначальные входные условия уже «говорили» следующее:

1. если это низкобюджетный стартап = не лезть. Вероятность не рподать достаточно высока т.к. если вещи с конкурентами визуально схожи, по деньгам схожи, а у них уже бренду 5 лет а вам безгоду неделя, то убедить покупателя оставить деньги у вас будет очень затратная история.

2. если очень хочется (как в моем случае) то быть готовыми к серьезной работе в сфере маркетинга. И настойчиво (и в первые месяцы не особо результативно) «убеждать» покупателей придти к вам за этими вещами.

Подведя итог: история трудная, связанная с высокими финансовыми рисками и подразумевающая работу сильной команды с крутым маркетологом.