Найти тему

Не только "бей, беги, замри"! Часть 2

Итак, в предыдущем посте я немного рассказала о реакции на стресс "Коллапс (подчинение)".

А сейчас напишу о реакции "заботься и поддерживай" из работы психолога Шелли Тейлор из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Упоминание об этой работе я встретила в книге Роберта Сапольски "Почему у зебр не бывает инфаркта. Психология стресса", и ниже я привожу выдержки из этой книги.

Так вот, привычный взгляд на стресс: реакция на стресс готовит тело к серьёзным затратам энергии, к реакции "бей или беги". Но Тейлор заставила учёных в этом усомниться. Она предположила, что такая реакция возникает преимущественно у мужчин и её сильно переоценивают из-за традиционной склонности ученых (по большей части мужчин) исследовать реакции мужчин, а не женщин.

Как пишет Сапольски, Тейлор убедительно показала, что у женщин физиология реакции на стресс может быть совершенно другой, на основании того факта, что у большинства видов самки, как правило, менее агрессивны, чем самцы, и наличие у матери зависящего от неё потомства часто не дает ей возможности убежать. Показывая, что девочки вполне могут составить конкуренцию мальчикам с точки зрения остроты зубов, Тейлор предположила, что у самок реакция на стресс действует не по типу "нападай или убегай", а по типу "заботься и поддерживай".

Самки заботятся о своем потомстве и устанавливают социальные связи. В последней главе своей книги Сапольски пишет о существенных гендерных различиях в стилях управления стрессом, что подтверждает гипотезу Тейлор, и многие из этих различий связаны как раз с созданием и укреплением социальных связей.

Тейлор также указала на гормональный механизм, помогающий запустить реакцию "заботься и поддерживай". Симпатическая нервная система, глюкокортикоиды и другие гормоны готовят тело к серьёзным физическим нагрузкам. Но при стрессе также выделяется и гормон окситоцин, который, по-видимому больше связан с реакцией заботы и поддержки.

Этот гормон участвует в формировании моногамной связи самки с самцом у многих млекопитающих, а также стимулирует выделение грудного молока и побуждает материнское поведение.

Тот факт,что у самок окситоцин выделяется во время стресса, поддерживает гипотезу о том, что реакция на стресс, возможно, состоит не только в подготовке к безумной гонке по саванне, но может также вызывать желание общаться и быть вместе с другими.

Насколько я поняла, такая реакция на стресс не является подавляющей для всех самок млекопитающих. У них может наблюдаться и реакция "бей или беги", самки могут быть дико агрессивными, когда им нужно защищать детёнышей, и им часто приходится бежать, чтобы сохранить себе жизнь или поесть (например, у львов охотятся в основном самки).

Также и самцы могут реагировать желанием поддержать и позаботиться в ответ на стресс. Исходя из этого самцы могут создавать коалиции с другими самцами, или у тех видов, где самцы заботятся о детёнышах, самцы ведут себя защищающе и поддерживающе.

Однако, несмотря на индивидуальные или видовые различия, насколько я поняла, научное сообщество в основном соглашается с тем, что в физиологии и психологии стресса существуют важные гендерные различия.

Прочитав о теории Шелли Тейлор, я посмотрела на свое поведение в течение прошедших с 24 февраля дней через призму и этой теории, и нашла много похожего на то, что описано выше.

Шок, отрицание, горевание, а также периодически предпринимаемые плановые или суетливые действия - фоном ко всему этому было желание позаботиться о близких, поддержать их. Да и не только фоном. Чаще даже фигурой, то есть, тем, на чём непосредственно было сосредоточено внимание.

Однако, я заметила, что больше нахожусь как раз в мыслях о будущем - своем и близких, чем в непосредственном контакте с ними здесь и сейчас.

Когда замечаю это, "забота и поддержка" переходит в режим - мы тут все в настоящем: кто что чувствует, кто чего хотел бы, как бы мои дети и близкие хотели бы, чтобы я их прямо сейчас поддержала?

Сейчас подумала, что вообще-то, когда у меня включается режим поддержки, наверное, всё-таки происходит переключение с симпатической нервной системы, включается парасимпатическая - отвечающая за отдых и расслабление. Это последствие мыслей о том, что своим детям я нужна сейчас - как обычная мама, которая вместе с ними мультики посмотрит, проблемы в общении с друзьями и учителями обсудит. Я почти физически чувствую, как раскрученный маховик во мне замедляется во время этих семейных занятий.

Наверное, это то, что я могу сейчас для себя сделать - чередовать стресс с расслаблением, чтобы не истощиться морально и физически.

Какие выводы для себя сделаете вы, что полезного возьмёте из того, что я описала здесь и во вчерашней публикации (https://zen.yandex.ru/media/id/622f28abd0814c5482816578/ne-tolko-bei-begi-zamri-623cd9970f9731751a63599a) - интересно было бы почитать в комментариях.