Книга пророка Иеремии
#Пророк #Иеремия (на еврейском – «Возвышенный Богом») происходил из священнической семьи и родился в Анафофе, в четырех километрах на северо-востоке от Иерусалима. К пророческому служению он был призван в #царствование #Иосии и проповедовал при царях Иосии, Иоахазе, Иоакиме, Иехонии и Седекии. #Господь открыл Иеремии, что Он еще до его рождения решил сделать его пророком.
С этого момента Иеремия лет сорок непрестанно проповедует, уча людей вере и благочестию. Иеремия говорил от имени Бога. При благочестивом царе Иосии Иеремия учил беспрепятственно. #Религиозность #народа выражалась преимущественно в обрядности, а духовно он все больше удалялся от Бога.
Со временем #правдивое #слово Иеремии стало вызывать в слушателях все большее раздражение, и, начиная с царствования Иоакима, пророк подвергается непрекращающимся гонениям – даже со стороны членов своей семьи. Дошло до того, что Иоаким приговорил Иеремию к смерти, вследствие чего тот вынужден был скрываться.
Однако Иеремия диктовал свои обличительные речи Варуху, своему ученику, который объявлял их царю и народу. Желая скрыть от народа одну из таких речей, Иоаким при ее чтении лист за листом сжигал. Зная, что бесполезно воевать с вавилонянами, Иеремия убеждал преемника Иоакима (уведенного в Вавилон), последнего иудейского царя Седекию, подчиниться Навуходоносору. За это, как враг отечества, он был посажен в темницу, а потом брошен в навозную яму.
Вообще годы, предшествовавшие падению иудейского государства, были временем крайнего духовного ожесточения и ослепления еврейского народа. Поэтому пророческое служение Иеремии оказалось одним из самых трудных и горьких. По временам скорбные чувства настолько подавляли Иеремию, что ему не хотелось и жить. Наконец, Иеремия решил совсем перестать проповедовать. Но не мог долго таить свой пророческий дар.
В сравнении с другими пророческими книгами, книга пророка Иеремии обильна автобиографическими заметками, что делает ее особенно ценной для понимания сути пророческого дара и взаимоотношений между Богом и Его избранниками. Ввиду надвигающейся катастрофы, обличительные речи пророка Иеремии с нарастающим жаром обрушиваются на главных виновников духовного одичания простого народа – на богачей и людей, стоящих у кормила власти. Таким образом, обличения пророка Иеремии в своей сути остаются актуальными и в наши дни.
Наконец, при царе Седекии в 586 году до Р.Х. случилось то, о чем предсказывали Иеремия и другие пророки: полчища армии Навуходоносора окружили Иерусалим, взяли его и разрушили храм и город. Уцелевшие жители были уведены в плен, который, согласно пророчеству Иеремии, должен был длиться 70 лет. При взятии Иерусалима Иеремия был также связан и отправлен в плен с остальными пленными, но по дороге, согласно повелению Навуходоносора, был освобожден. В скором времени после этого беженцы из Иерусалима захватили Иеремию и увели в Египет, где он продолжил свое пророческое служение еще несколько лет.
Во Второй книге Маккавеев написано, что Иеремия при разрушении Иерусалимского храма скрыл в пещере на горе Нево - Ковчег Завета с каменными скрижалями Десяти Заповедей и кадильный престол. Последующие попытки найти эти предметы не увенчались успехом. Сохранилось предание, что Иеремия был побит камнями в Дафне за предсказание нашествия Навуходоносора на Египет. Александр Македонский (356–323 гг. до Р.Х.) с честью похоронил мощи пророка Иеремии в драгоценной гробнице в Александрии.
Главная мысль Книги пророка Иеремии та, что Господь через вавилонян произведет суд над евреями и язычниками с целью очистить их от идолопоклонства и языческого нечестия. После плена евреи возвратятся в свою землю, и Господь в лице Мессии, Царя-Пастыря, восстановит престол Давида (в духовном смысле) и заключит Новый Завет. Иеремия по своему внутреннему складу был склонен к лирике, что чувствуется в его речах и что делает его книгу замечательным памятником древней поэзии.
Содержание Книги пророка Иеремии:
о призвании Иеремии (Иер. 1 гл.);
содержит пророчества времен Иосии (Иер. 2–6 гл.);
пророчества времен Иоакима (Иер. 7–20 гл.);
обличения царей и лжепророков (Иер. 21–25 гл. 14 ст.);
пророчества о соседних народах (Иер. 25, 15–38 и 46-51 гл.);
о разорении и восстановлении (Иер. 26–33 гл.);
Иеремия и последние дни Иерусалима (Иер. 34–45 гл.);
историческое приложение (Иер. 52 гл.).