Рассказываем о замысле Тургенева для его самой известной (и нашумевшей) книги.
Простое объяснение
Роман «Отцы и дети» — тот редкий случай в отечественной литературе, когда главная мысль произведения «вшита» в название. И в этом случае даже не обязательно знать исторический контекст, потому как писатель пишет о вечном — противоречиях между взрослым поколением и молодым, о мировоззренческих несовпадениях между ними.
Роман Ивана Тургенева «Отцы и дети» увидел свет в 1862 году. Произведение моментально стало литературной сенсацией: о нём много говорили, спорили, слово «нигилист» прочно вошло в лексикон, а образ скептика и прагматика Базарова незамедлительно нашёл последователей.
Сначала герою просто симпатизировали, а через несколько лет он стал ролевой моделью революционеров, прообразом «нового человека», которого детально опишет в 1863 году Чернышевский в романе «Что делать?»
О чём роман «Отцы и дети»?
Сюжет «Отцов и детей» построен на конфликте Евгения Базарова — студента-медика, яркого представителя нового поколения. Он нигилист и скептик — не верит авторитетам и идёт своей дорогой, отрицает красоту и искусство — «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», смеётся над чувствами и сантиментами.
Базарову противостоит Павел Петрович Кирсанов. Он аристократ, отставной военный и консерватор, почитает правила, которые ему диктуют воспитание и общества. Между двумя антиподами возникает напряжение, которое перерастает в дуэль.
Любопытно, но в романе только один представитель нового поколения — Базаров, но никак не его друг Аркадий, в семейную усадьбу к которому он приезжает. Этим приёмом Тургенев демонстрирует обособленность главного героя, его гордое одиночество, а также подчёркивает, что не все молодые — нигилисты и скептики.
Тургенев против аристократов
Рассказывая о «чудных» нигилистах, Тургенев без особенных иллюзий относится к представителям старой аристократии. Более того — в её сторону направлено жало писателя.
«Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса.
Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?», — разъяснял замысел Тургенев.
Этот конфликт аристократа и студента-медика особенно ярко описан в главе, в которой герои делятся своими взглядами на одну тему.
«…Аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди…», — так считает Павел Кирсанов.
На это Базаров ему отвечает: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы. Подумаешь, сколько иностранных… и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны», и прибавляет презрительно в сторону Кирсанова: «дрянь, аристократишко».
Влюблённый нигилист
Базаров — яркий герой: он умён, образован, прямолинеен и ироничен, но что ещё важнее — Базаров не картонный герой, который раз и навсегда застрял в своих принципах и мировоззрении. Тургенев уравновешивает наглядный и острый конфликт с Павлом Кирсановым, введя женский персонаж (Анну Одинцову), в которую влюбляется Базаров.
Если до встречи с ней он называл любовь «белибердой» и «непростительной дурью», объясняя связь между мужчиной и женщиной физиологией, то к концу произведения он меняет взгляды и признаётся в любви. Так герой соглашается с тем, что его нигилистические идеалы исчезли под влиянием чувства к Одинцовой.
«Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно…»
Когда роман вышел в печать, критик А. Скабичевский писал, что главная цель романа — противопоставить философию отцов и философию детей. А публицист Д. Писарев считал, что в произведении старшее поколение, отчаявшись понять молодое, обращается к нему с вопросом: «Что вы за люди? Я вас не понимаю, я вам не могу и не умею сочувствовать».
Базаров в зеркале современности
Какое из современных произведений переосмысляет тургеневский сюжет, но на новый лад? Это повесть Карена Шахназарова «Курьер», в которой главный герой — выпускник школы Иван, сталкивается с непониманием у взрослых. Они считают его в лучшем случае оригиналом и мечтателем, а в худшем — бездельником и дармоедом.
Но в отличие от Базарова, герой «Курьера» ещё только ищет себя, и его эксцентричные выходки — это пока что только попытки проверить на прочность окружающий мир и его истины, которые представляются герою несостоятельными, но никак не изменить мир.
Анастасия Чайковская
Иллюстрации Марины Карасёвой
(перейдя по ссылкам в статье, вы попадёте на страницы веб-версии сервиса «НЭБ Свет». Там есть информация о произведении и авторе, ссылка на обложку для использования в дизайнерских проектах и, если позволяют условия лицензионного договора, текст произведения во вьювере)