1. В настоящий момент нельзя квалифицировать специальную военную операцию РФ как войну против Украины. Речь идет о военной, а в последующем и культурно-политической борьбе с национал-фашизмом на Украине. И это борьба идет отнюдь не за настоящее, это борьба за бУДУЩЕЕ Украины. То будущее, которого национал-фашисты пытаются Украину лишить, превратив ее в территорию без культуры и языка. Превратив Украину в пространство нацистской символики, искусственного новояза и тотального страха перед Будущим. Сейчас Россия помогает Украине обрести будущее и расправится с коричневым болотом настоящего.
2. Денацификация как хорошо известное явление в мировом философско-правовом измерении предполагает сложные меры, как по ликвидации существующих проявлений нацизма, так и меры по недопущению возникновения нацизма в будущем. Это не только очевидный запрет политических партий и символики. Это не только, да и не столько изменение в конституции. Это, прежде всего, большая и трудная работа в сфере образования, в сфере СМИ.
3. Национал-фашизм предполагает возвеличивание собственной исключительности (личной, этнической, да чего угодно) за счет унижения, уничтожения, презрения и подавления чужой исключительности. Не за счет любви к своему этносу, нации или государству, а за счет ненависти к другому этносу или государству. Ведь любовь предполагает отсутствие ненависти. Этим патриотизм (любовь к родине) отличается от национал-фашизма (восхваление Родины на фоне унижения других государств или народов).
4. Когда СССР боролся с Германией никогда не прекращал трансляция Баха, Бетховена, изучение в школах стихов Гетте… И это был высочайший акт отечественного патриотизма, свидетельство любви к своей Родине через уважение к иной культуре (национал-фашизм не имеет этноса, и не имеет культуры). А вот немецкий нацизм предполагал запрет Достоевского, Толстого, Чайковского… Или, буквально пару недель назад, в борьбе со всем русским Миланский университет в Италии вычеркнул книги русского писателя Федора Достоевского из своей программы… Лидеры Фаши ди комбаттименто аплодируют в аду.
5. На мой взгляд, глубинная задача денацификации: убедить, объяснить, доказать, показать для граждан Украины различие между патриотизмом и нацизмом. То, что всегда извращалось и трансформировалось в тезис: «Ненавидишь и желаешь смерти русскому, значит, ты украинский патриот и веришь в Европейский выбор». Денацификацию важно проводить и в обычной школе, и на профессиональном философском диспуте, и в документальном кино, и в роликах блогеров. Изменить законы можно за одну ночь, провести суд над нацистскими преступниками за год-два, но то о чем я говорю это сложная и деликатная работа не на один год, а может и десятилетие.