Неразгаданные тайны мироздания всегда будоражили умы. И спустя тысячелетия самой большой загадкой для человека остается космос. Сколько еще он хранит в себе неизведанного, сколько открытий только предстоит сделать! Ребята из школы 2086 пусть пока чуть-чуть, но приблизились к тайнам Вселенной - в школе для этого есть все возможности!
Кто сказал, что исследовать космос могут только взрослые? Сам создатель космического корабля «Восток» Сергей Королев свои первые успешные проекты осуществил, ещё учась в школе. Время и технологии шагают вперед, и настал момент, когда сегодняшние мальчишки и девчонки также могут сказать свое слово в космической отрасли! И чтобы слово это прозвучало как можно скорее, Молодежный космический центр МГТУ им. Н. Э. Баумана на базе школе 2086 открыл лабораторию. Получился самый настоящий школьный Космический центр!
– Мы несколько лет занимаемся проектированием спутников со студентами. Два наших спутника уже запущены в космос, – рассказал руководитель лаборатории перспективных космических технологий Молодежного космического центра МГТУ им. Н. Э. Баумана Николай Павлов. – Мы решили пойти немного дальше и провести подобный эксперимент со школьниками. Тем более, что ученические спутники – это уже более чем стандартная практика в мире. Уверен, что наша совместная работа увенчается успехом!
Собственный космический центр появился у школы прошлой весной. Представители университета-партнера встречались с ребятами из 7-10 классов и рассказали им, что они своими руками смогут собрать и отправить в космическое пространство самый настоящий спутник. Тут глаза школьников загорелись! Ещё бы, ведь многие ребята мечтают в будущем стать если не космонавтом, то хотя бы космическим туристом, и полюбоваться на звезды и планеты в реальном времени из иллюминатора! А разработка, которую предложили школьникам – ученический спутник 3U весом всего полкилограмма – позволит наблюдать космос через видеокамеру. Вот это счастье!
Было ясно, что на воплощение такой идеи потребуется три-четыре года. Поэтому к проекту решили подключить не только старшеклассников, но и ребят помладше. Уж сегодняшние-то семиклашки точно не успеют закончить школу раньше, чем их спутник окажется на околоземной орбите!
Уже год в Школьном космическом центре под руководством наставников идет работа. Дружеская атмосфера на занятиях и предвкушение ранее неизвестных космических впечатлений вдохновляет ребят без устали решать множество технических задач!
– Решение тех или иных задач требует навыков в различных областях, - поясняет выпускник МГТУ им Н. Э. Баумана по специальности «Ракетостроение», ведущий специалист по разработке медицинского оборудования одной из инновационных компаний Константин Паршин. – В первую очередь ребята осваивают программирование. Спутник – это ведь робот, который воспринимает команды на «машинном языке». Второй важный аспект работы – 3D-моделирование, создание корпуса спутника, его силовой части и прочих элементов. У каждого члена нашей большой команды – своя задача.
Антон Харитонов из 7 «М» горд тем, что ему поручено работать над системой ориентации спутника. Благодаря этому спутник будет видеть.
- Наш аппарат будет оснащен вращающейся видеокамерой, чтобы ее можно было направить на любой объект, - говорит Антон. – Это пригодится для разных наблюдений в космосе. Я очень жду этого момента!
А ученица 9-го инженерного класса Анна Жигалко работает над моделированием и сборкой частей корпуса будущего аппарата.
- Я создаю модели в специальной программе «Компас 3D» на компьютере. Никаких чертежей, никакой рутинной работы! – увлеченно рассказывает Анна. - При помощи 3D-принтера распечатываю детали и части корпуса. Далее это все собирается. Если нужно снабдить спутник какой-то полезной нагрузкой, моделирую для нее корпус и крепление, вношу изменения в общую модель аппарата. Все очень удобно!
Работа в Школьном космическом центре требует от школьников усидчивости и сосредоточенности. Зато как счастливы будут ребята тому знаменательному дню, когда их спутник поднимется в небо!
Кроме Космического центра в школе уже несколько лет существует космический клуб, который работает на базе инженерного класса. И члены этого клуба уже познали радость первого полета: недавно десятиклассники отправили в небо созданные ими ракеты! И пусть они созданы из бумаги и выше 100 метров над землёй не поднимаются, зато они сконструированы таким образом, что в ходе короткого полета могут собирать различные данные и передавать их «на Землю», как настоящий космический аппарат.
- С одной стороны проведение пуска ракет – обязательный элемент проектирования для будущих инженеров. Но с другой стороны, ребята подкладывают под это и свои впечатления. Для них это романтика и всегда яркие эмоции! – говорит учитель физики и астрономии, руководитель школьного космического клуба Александр Ярцев.
Такие запуски для членов клуба регулярны. Подобный эксперимент планируют повторить к Дню космонавтики. После нескольких секунд полета, каждая ракета возвращается к своим изобретателям и становится предметом гордости уже дома, на книжной полке, как память о первом полете.
В космическом клубе можно не только конструировать ракеты, но также наблюдать за звёздами в телескоп и принимать сигналы от спутников и Международной космической станции на специальный радиоприемник! И хотя клуб объединяет по большей части учащихся инженерного профиля, присоединиться к нему можно, начиная с 7 класса. Ведь младшие школьники умеют фантазировать и изобретать не хуже взрослых!
За примерами можно отправиться даже в начальную школу. Малыши уже посещают дополнительные курсы по механике, конструированию и программированию. И они тоже хотят быть ближе к космосу.
На прошедшем в феврале внутришкольном конкурсе по художественно-технического творчеству, посвященном 115-летию легендарного советского конструктора Сергея Королева, ребятам удалось создать целую космическую выставку! Юные изобретатели представили макеты ракет из бумаги и конструктора, космическое оборудование в действии, модели солнечной системы и полезные разработки для космонавтов.
Третьеклассник Иван Солдатов демонстрировал ровесникам собственное изобретение: переносной умный дом, который космические путешественники могут брать с собой в полет.
– Когда ракета приземлится на какой-нибудь планете, этот дом можно быстро собрать снаружи и жить в нем. Внутри есть источники энергии, можно даже устроить дискотеку, – мальчик показывал, как в доме зажигался свет, включалась музыка и мигали разноцветные огоньки. – Всеми процессами здесь управляет плата под названием Arduino, которую я поместил в гараже. Для неё я написал программу на языке С/С++. С этой платой ещё много чего можно придумать! – говорил юный вундеркинд.
Что ж, возможно, именно в школе 2086 подрастают те, кто в свое время продолжит исследовать космос и открывать человечеству все тайны Вселенной! А то, что у учащихся сегодня есть возможность быть ближе к звездам – не просто удача, а большое космическое счастье!