Найти тему
Город на память

«Город на память». 136. Аэроклуб имени Чкалова

24 июля 2014 года

На Волоколамском шоссе в 1931-1934 годах было построено здание аэроклуба (инженер В.Светличный), сохранившееся до наших дней. Если смотреть с высоты, его силуэт напоминает то ли расправившую крылья птицу, то ли аэроплан. За годы своего существования клуб подготовил десятки тысяч авиаторов, планеристов, парашютистов.

-2

В этом здании не раз бывали самые знаменитые советские летчики, а руководители Советского государства с балкона наблюдали тушинские авиапарады.

-3

Добраться до аэроклуба можно на метро. Станция «Тушинская», открывшаяся 30 декабря 1975 года, встречает пассажиров четырьмя панно на тему истории советской авиации.

-4
-5
-6
-7

Пока метро не было построено, горожане добирались из центра по Волоколамке. Немалый ажиотаж вызывали авиационные праздники, собиравшие десятки тысяч зрителей, которые направлялись к аэрополю через тоннель под каналом имени Москвы. Через канал на время перебрасывались понтонные мосты, чтобы все желающие могли попасть на праздник, при этом не передавив друг друга.

Смотрите старое фото: Тоннель под каналом. 1937-1943 гг.:

1937—1943 Тоннель-проезд под каналом имени Москвы у шлюза № 8

Тоннель под каналом. 1940-е годы:

1941—1942 Тоннель-проезд под каналом имени Москвы у шлюза № 8

На въезде в тоннель, у центральной опоры, были установлены скульптуры авиатора с одной стороны, а с другой – парашютистка. 6 ноября 1944 года открылось трамвайное движение от Сокола в Тушино.

-8
-9
-10

Изначально аэроклуб назвали именем комсомольского вожака Александра Косарева. Тогда присвоение имён здравствующих людей кораблям, самолетам, заводам и даже городам было обычной практикой. Но зачастую оказывалось, что эти люди вовсе не достойные граждане Страны Советов, а враги народа. Первый секретарь ЦК ВЛКСМ Косарев «проявил нетерпимую политическую беспечность и проглядел особые методы подрывной работы врагов народа», был арестован и вскоре расстрелян. Времена были сколь романтические, столь и кровожадные.

-11
-12
-13
-14
-15

28 декабря 1938 года постановлением Совнаркома СССР тушинскому аэроклубу присвоено имя Валерия Павловича Чкалова, всего через несколько дней после гибели этого выдающегося лётчика. Говорят, что ещё в пятнадцатилетнем возрасте Чкалов впервые увидел самолет и решил стать авиатором. Он добился направления в авиационную школу и стал лётчиком-истребителем. Но воинская дисциплина не сочеталась с лихим характером Чкалова, который за неоправданный риск не раз отстранялся от полетов и даже был осужден военным трибуналом. Он нашел своё призвание как лётчик-испытатель, осваивая новейшие разработки истребителей и тяжёлых бомбардировщиков. Валерий Чкалов стал всенародно известен после рекордных беспосадочных перелётов Москва – Петропавловск-Камчатский и Москва – Ванкувер через Северный полюс. Герой Советского Союза погиб в окрестностях Ходынского поля на испытаниях недоработанного истребителя И-180.

Смотрите старое фото: Аэроклуб имени Чкалова. 1937 год:

Волоколамское шоссе,88

В годы Великой Отечественной войны самолеты, базирующиеся на Тушинском аэродроме, защищали небо над столицей от фашистов. Только в военное время аэроклуб подготовил 2000 парашютистов, 350 лётчиков, 350 планеристов. В мирные годы спортсмены, воспитанники клуба, установили тысячи национальных и мировых рекордов.

В 2000-е годы городские власти сделали выбор в пользу высотной жилой застройки в Щукино и Тушино, что делало невозможным безопасную эксплуатацию Тушинского аэродрома. Сегодня авиационная деятельность аэроклуба сосредоточена в филиале – Авиационном центре «Борки» (Тверская Область), на аэродроме которого по-прежнему идет подготовка спортсменов – летчиков, парашютистов, авиамоделистов.

Адрес клуба:
ФГУП «НАК России имени Чкалова»
Москва, Волоколамское шоссе, дом 88, стр.1
Официальный сайт:
http://www.aero-club.ru/

-16
-17
-18
-19
-20
-21
-22
-23

Правительственная трибуна сохранилась до сих пор, хотя выглядит не так торжественно, как в былые годы.

Смотрите старое фото: С балкона аэроклуба руководители партии и правительства наблюдали за авиационными парадами. 1948 год:

1948 Волоколамское шоссе, 88. Правительственная трибуна

-24
-25
-26
-27

В аэроклубе есть небольшой музей, где выставлены многочисленные кубки и награды спортсменов, портреты авиаторов-рекордсменов. Интерьеры здания обновились, о советском прошлом напоминают фрески на стенах фойе, люстры и бра в кабинете.

-28
-29
-30
-31
-32
-33
-34
-35
-36

Вид со стороны бывшего аэродрома

-37

В 1930-е годы по соседству было построено ещё одно административное здание – Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ) и жилые дома городка лётчиков.

-38
-39

По инициативе ОСОАВИАХИМа в 1931 году был введён Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО), учрежден нагрудный знак «Ворошиловский стрелок», создавалась сеть парашютных и планерных клубов.

Ещё до начала войны в Москве были созданы 1100 постов противовоздушной обороны, а в 1941 году, исполняя Постановление Государственного Комитета Обороны «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР», во всех районах развернуты учебно-стрелковые центры для подготовки снайперов, пулемётчиков, истребителей танков, открыты военно-морская и кавалерийская школы, клуб служебного собаководства, школа связистов, автомотоклуб.

Преемником ОСОАВИАХИМа стало созданное в 1951 году всесоюзное Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ). Задачи новой организации остались практически те же: обучение авиационному и парашютному спорту, радиоспорту, вождению автотранспорта, стрельбе из огнестрельного и пневматического оружия, проведение патриотической работы среди молодёжи. ДОСААФ существует до сих пор (в 1991 году на всеобщей волне переименований он превратился в Российскую оборонную спортивно-техническую организацию (РОСТО), но в 2009 году прежнее название вернулось).

-40

Слой атмосферы, располагающийся на высоте от 11 до 50 километров, называют стратосферой. О полетах в космическое пространство в 1930-е годы только мечтали, но покорение стратосферы уже начали. Это были чрезвычайно опасные испытания, за всю историю в мире стратонавтами стали всего 40 человек, из них многие погибли. В 1933 году в Советском Союзе был произведен успешный полет аэростата «СССР-1», который достиг высоты 19 000 километров, и готовился новый проект – «Осоавиахим-1». Оснащенный лучшим на то время оборудованием стратосферный аэростат 30 января 1934 года поднялся на рекордные 22 километра, но снижение происходило слишком быстро, гондола с экипажем оторвалась от баллона, герои-стратонавты Павел Федосеенко, Андрей Васенко и Илья Усыскин погибли.

-41
-42

В сквере возле административных зданий ДОСААФ установлена учебная техника разных времен: учебно-тренировочный самолет Л-29, многоцелевой вертолёт Ми-2, бортовой грузовик ЗиЛ и плавающий танк ПТ-76.

-43
-44
-45
-46

Фотографии: Евгений Чесноков

-47
Город на память | Дзен

Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:

Яндекс Карты — транспорт, навигация, поиск мест

#городнапамять #тушино #архитектура #советскийсоюз #ссср #авиация #история #достопримечательности #валерийчкалов