Найти тему
Вирджиния Гоббс

МОРГЕНШТЕРН или НОВЫЙ ЛЕРМОНТОВ

Юлия или новая Элоиза

Или же новый Северянин??
Или же новый Северянин??

На днях на одной Телеграм-площадке произошли спонтанные ночные дебаты. Мне внезапно и без основательной теоретической подготовки пришлось доказывать, что музыка Моргенштерна - это феномен, причём феномен вторичный (а потому не шокирующий). Если знать, что сто лет назад то же самое делал вышедший из эго-футуристов Король поэтов Игорь Северянин, то творчество Моргенштерна вызывает только только уважение. И музыку Алишера нельзя мерить критериями классического искусства (как нельзя мерить расстояние литрами), которое, как известно, умерло ещё сто лет назад. Мейерхольд, сделавший манифестом фразу своего героя

"Нужны новые формы, новые формы нужны, а если их нет, то ничего не нужно",

творил сто лет назад. Но множество людей до сих пор с трудом воспринимают модерн и постмодерн, что уж говорить об удивительном XX веке с его авангардом, космогонизмом и магическим реализмом. Но если вы обладаете должным уровнем насмотренности, начитанности и наслушенности (как каждый мой читатель и друг, я это знаю), то и современное искусство не будет вызывать у вас шок.

Вернёмся к текстам Алишера. Я не стала делать классический литературоведческий анализ, ограничившись лишь общим обзором. Кто его лирический герой? Романтический и страдающий, отшельник, противопоставленный бездушному миру с его желаниями земных благ и бесконечной жаждой пользования чужими ресурсами, миру потребления.

Все хотят от меня шоу. Все хотят - я дам им шоу. Все хотят еще-еще - Я хочу нулей на счет...

В поэзии Моргенштерна есть явный оммаж и Генриху Гейне, и Байрону, и Лермонтову. Тексты Моргенштерна угловатые и жёсткие - как архитектура конструктивизма. Строки его текстов кровоточат слезами обиды, смешанной с ощущением превосходства и чувством ревности. И если, скажем, знать самые страстные стихи Есенина и Маяковского

Вы любите розы? А я на них ср*л!

то мы увидим чуть ли не кальку.

Глянул на с*ку - она теперь влажная, Взял ее руку - и с*ка дрожащая. Часы на руке - они дорожайшие.

Он Хитклиф из "Грозового перевала", такой же преисполненный чувством собственного превосходства, неизменно покоряющий сердца и разрушающий всё живое вокруг - типичный байронический герой. Он антагонист: травмированный, образованный, ищущий, но непонятый. Музыка Моргенштерна - это музыка протеста и противостояния.

Послушайте Виленскую, с каким упоением она рассказывает про его владение музыкой: там и аффекты, и барочная ламентозность, и даже символизм тональностей. Моргенштерн в своей музыке рисует вечное падение в пропасть. Да, это искусство деструктивное, отравленное внутренним конфликтом и бесконечными ранами, тяжёлое и мрачное. Оно обращается к самым тёмным слоям нашей души. Что же, искусство должно вызывать эмоции. Справедливости ради скажу, что сам Моргенштерн относится к текстам как к вторичному материалу, для него главным является ритмика, ассонансы и аллитерации - чем не серебряный век? Вы помните, как Гумилёв читал свои стихи, наслаждаясь певучестью каждого слова?

Подводя итог, скажу, что быть антигероем сложно. Но именно амплуа антигероя позволяет использовать всю палитру красок, чтобы создавать актуальные произведения искусства.

А с вами была как всегда я, миссис Гоббс, преподаватель этикета, вокальный тренер и доктор любовных наук из России.

Подписывайтесь на мой Telegram-канал https://t.me/gobbscollege

  1. И на мою группу вконтакте https://vk.com/gobbscollege