Изучение любой проблемы всегда должно начинаться с предпосылок. Первостепенную роль в историческом исследовании, если оное затрагивает какой-либо этнос, является изучение истории появления этого этноса и, конечно же, его этногенез. С этого и начнем.
Доселе до конца не выявлено, как и когда в точности возникло караимское движение. Да, вначале речь о караимах пойдет не как о народности, а как о религиозном течении.
Караимская историография, начало которой было положено трудом Якуба аль‑Киркасани «Книга огней и вышек», появившемся в X в., указывает, что разделение еврейского народа на протокараимов и прототалмудистов произошло в эпоху библейских царей Давида и Соломона.
Согласно «Книге огней и вышек», разделившись, сторонники Талмуда последовали за сыном царя Соломона – Ровоамом. В то время, как протокараимы присоединились к основателю Израильского царства – царю Иеровоаму.
Так или иначе эта точка зрения была принята более поздними караимскими авторами. Так, Симха Луцкий – караимский писатель и переписчик древних текстов конца XVII – начала XVIII в. – в точности писал о разделении евреев на два противоположных лагеря – протокараимского и протораббанитского – во времена правления царя Реховама.
Однако подобная внутриобщинная точка зрения на возникновение течения караимов и разделение древних евреев на два лагеря сколь угодно мало опирается на действительные источники, а посему не может быть обоснована научной точкой зрения.
Переосмыслению истории появления караимов способствовала находка в 1947 г. кумранского комплекса рукописных свитков, иначе называемых как «рукописи Мертвого моря».
Суть новой гипотезы, основанной на этой находке, состояла на слабо аргументированной параллели между учением сектантов-кумранитов и учением современных им караимов. Сторонники данной точки зрения склонялись к тому, что сектанты выступали в качестве предков, или хотя бы духовных наставников, караимов Средневековья.
В качестве подтверждения несостоятельности этой гипотезы М.Б. Кизилов приводит следующие аргументы:
- противоречие отождествления кумранитов с адептами иных еврейских сект, в числе которых ессеи, саддукеи, терапевты и т.д.;
- несмотря на незначительные сходства в верованиях караимов и тех же кумранитов, ессеев, саддукеев, встречаются крайне сильные расхождения, например, если в учении караимов есть статьи о воскресении душ и ангелов, то у кумранитов таких статей не обнаруживается;
- к тому же, еврейские секты перестают существовать не позднее начала II в. н.э., но караимское движение формируется лишь к IX – X вв. То есть, получается, между исчезновением одних и появлением других возникает большой хронологический пробел.
Все же, сходства между караимами и кумранитами объясняется пользованием у первых кумранитских рукописей.
Известный израильский исследователь – Цви Анкори – дает хороший совет – с чего начинать исследование о караимах, а именно – ранний период истории караимов следует понимать и изучать «как продукт еврейского опыта в эпоху средневекового ислама».
Следуя этой логике, местом возникновения караимского движения следует считать Ближний Восток, а именно Абассидский халифат и окрестности Багдада. Что касается хронологических рамок возникновения течения, то здесь период колеблется в пределах с VIII по X век. Как раз на этот промежуток времени приходится существование разрозненных еврейских групп, таких как: тифлиситы, маликиты, исфахиниты и др. В их идеологиях существовала общая черта – неприятие Талмуда как источника истинного знания.
За подобной позицией таились не только лишь причины исключительно религиозного характера. Для этих групп крайне важным был фактор независимости от вавилонских талмудистов, выступавших в качестве непререкаемого авторитета в области религиозного права.
Предпосылки к появлению термина обнаруживаются лишь в IX в., как раз в то время, когда Аббасидский халиф издал указ о разрешении основывать свою собственную секту собранию, состоявшему из более чем десятерых человек. Таким образом, доныне незаконные религиозные течения обретали юридический базис, в том числе оказались и караимы, хотя так они еще не назывались.
Иное именование караимов – «сыны Писания». Именно этот термин впервые можно встретить в трудах первого караимского ученого Вениамина бен Моше Нагавенди. Им называли всех тех евреев, что не признавали учение талмудистов.
Термин «караимы» появляется только ближе к XI в., когда под это знамя объединяются различные течения антиталмудистов – исфахиниты, тифлиситы, юдганиты и др.
Итак, общая картина возникновения религиозного течения – караимов – уже должна была сформироваться у исследователя за прошедшие страницы. Однако, приблизившись к понимаю одной проблемы, сразу же возникает новая – этногенез караимского народа (слово «караим» употреблено здесь в качестве этнонима). И вправду, если появление караимизма вполне понятно и логично, то непонятным остается тот факт, что тюркозычный народ исповедует ТаНаХ – явление уникальное по своей природе. Попытаемся выяснить, почему так.
Очень важным моментом исследования караимского этноса является его самоидентификация: «Крымские караимы-тюрки (крымские караимы, караи) – коренной народ Крыма, объединённый общностью крови, языка и обычаев, осознающий собственную этническую индивидуальность, кровное родство с другими тюркскими этносами, самобытность культуры и религиозную самостоятельность, испытывающий особые чувства к Крыму, как к исторической Родине, дружеское расположение к другим народам и конфессиям, уважающий их самоидентификацию».
И опять же, возникает крайне любопытный вопрос к такому определению, который до сих пор не решен – если современные караимы Крыма идентифицируют себя как тюрки, то почему караимы Крыма начала XIX в. идентифицировали себя как «потомки Еврейского поколения», о чем явно указано в обращении караимов Крыма к царю Александру I: «Мы все караимы, потомки одного древнейшего Еврейского поколения, которое более четырех веков поселялись в Крыму в последствии вместе с прочими Крымскими народами поступило под благословенную державу Вашего Императорского Величества».
Полемика о происхождении караимов как этноса длится уже не одно столетие, однако за всю ее историю сформировалось два лагеря исследователей – одни придерживаются теории о семитском происхождении этноса, другие – о тюркском. Однако столь противоречивые по своей сути теории и предположения вполне гармонично могут сосуществовать в том смысле, что частично они могут друг друга дополнять, заполняя некоторые неровности в изучении данного вопроса. Но, прежде чем перейти к синтезу общей теории, следует рассмотреть теории этногенеза в отдельности.
Итак, первая теория гласит, что караимы выделились из еврейского народа. Так, М.И. Артамонов называет караимов религиозной иудейской сектой, возникшей в VIII в. В Багдаде, став итогом движения против раввинизма, поднятого Ананомга-Наси. Сторонники этой секты отвергают Мишну и Талмуд, но признают ТаНаХ. Сама секта получила широкое распространение, в особенности в Константинополе и Адрианополе. Михаил Илларионович считает, что название «караимы», изначально означавшее принадлежность к религиозному учению, закрепилось в дальнейшем за теми, кто исповедовал это учение, в качестве этнонима.
Эта теория имеет явные черты сходства с вышеупомянутыми фактами из жизни Анана бен Давида – то есть, о появлении учения караимизма.
Теория о тюркском происхождении караимов содержит в своей сути идею о преемственности караимов от хазар. Одним из первых ученых, что обратил внимание на сходство хазар и крымских караимов был В.В. Григорьев. Свои выводы он строил на языковой расхожести и на резком отличии в очертаниях лиц, сравнивая еврейский тип лица и караимский. Весьма важное замечание в данном аспекте сделал советский антрополог, академик В.П. Алексеев. В отличие от В.В. Григорьева, который основывал свои выводы по языку и внешнему виду, что не всегда прямо может указывать на то или иное происхождение, В.П. Алексеев базировал свои заключения на основе более весомого источника. Анализируя данные, что дали черепа, найденные при раскопках Саркела и тех, что обнаружили на раскопках К.С. Мережковского в Крыму, В.П. Алексеев заключил, что «караимы связаны с хазарами прямой и непосредственной генетической преемственностью, происходят от хазар, а не от древних иудеев, с которыми этнически не имеют ничего общего. Но переселившиеся в эпоху Позднего Средневековья в Крым их предки вступали в браки с местным населением, монголоидная примесь при этом растворилась, и они приобрели некоторые новые черты, по которым современные караимы и отличаются от хазар».
Говоря о переселении предков караимов на территорию Крымского полуострова, Алексеев замечает, что монголоидная примесь растворилась. Здесь стоит пояснить, что при первичном анализе прямое наследование караимов хазарам было крайне несостоятельной версией. Лишь после исследования черепов местных крымских культур удалось установить связь между караимами и хазарами – черепа караимов явились срединным звеном между черепами местных племен и переселенцев с востока.
Однако, процесс ассимиляции (пассивной) мог начаться раньше основной волны миграции. Такое предположение связано с тем, что часть крымского полуострова находилась некоторое время под властью хазарского кагана. Но, не беря это во внимание (подобные предположения хоть и существуют, однако их истинность не установлена), первое письменное упоминание о караимов в источниках датируется серединой XIII в., а первым вещественным доказательством является древнейшее караимское погребение в Иосафатовой долине под Бахчисараем, датированное 1364 г.
Все это говорит о том, что нынешние караимы воистину являются уникальным народом – этнически их корни уходят вглубь Средней Азии, но духовно они близки народам Ближнего Востока. И все же, пробелы, возникающие в каждой теории по отдельности, в купе позволяют их стереть и новая теория, основанная на слиянии этих двух, вероятно, может дать более логичный ответ на вопрос «Кто такие караимы»?
Более или менее разобравшись с вопросом о духовных и этнических корнях караимов, остается незакрытым вопрос о появлении этого исторического феномена на территории Крымского полуострова.
Несмотря на различные версии о появлении караимов в хазарское время, о чем сказано выше, все же следует считать появление караимов в Крыму уже в постхазарское время истинным – эти данные опираются на источники, чья подлинность установлена однозначно.
Большое препятствие в исследование проблемы появления караимов в Крыму чинит нехватка исторического источника, хотя бы одного, который мог бы полностью дать причинно-следственные связи миграции.
Самый ранний источник, который упоминает о пребывании караимов в Крыму, датируется концом XIII в. С этим же периодом совпадает эпоха татарского завоевания Крыма – на чем и строят теорию о появлении караимов в Крыму. Об этом, в частности, можно найти свидетельства, хоть и редкие, среди более поздних караимских источников.
Бесспорно, что во всех подобных источниках сохранились отголоски сведений о переселении караимов в Крым вследствие татарского нашествия. Вероятно, что на пути своей миграции из Средней Азии в Крым татары активно переселяли народы, подобные караимов с целью извлечения выгоды для себя – на примере: караимы, которые были отличными купцами, активно способствовали стабилизации татарской экономики в регионе.
С другой стороны, возможно, что караимы сами переселились в Крым в побеге от надвигающейся татарской угрозы. Очевидно, что до конца подобные факты всегда трудно, а порой и даже невозможно, установить. Поэтому остается только догадываться.
Однако кроме восточного пути переселения караимов в Крым существовал также Византийский путь. Если на ранних этапах переселенцев из Византии было не так уж и много, то начиная с падения Константинополя в 1453 г. их становится все больше. М.Б. Кизилов приводит факт в пользу последнего: «среди первых караимских поселенцев города Чуфут-Кале в середине XIV в. были популярны татарские имена, а первые караимские надгробия с греческими именами происходят с Мангупа и датируются после 1453 г.».
Что касается расселения караимов в Крыму – самые ранние общины появились на территории городов Солхат и Кафа, после очередного татарского нашествия в Крым. Лишь к XV в. караимы появляются в Кырк-Йере и Мангупе, а еще позднее – к XVII в. – появляются общины в Гезлеве и Карасубазаре.
Чтобы в дальнейшем рассмотреть особенности деятельности караимского этноса на территории Крыма, нужно понимать, какое влияние имели караимы, а для этого следует рассмотреть статистические данные.
По мнению двух исследователей, а именно – Я.Е. Водарского и В.М. Кабузана, в первой половине XVIII века на территории Крыма проживало 467 тысяч человек: приблизительно 1 тысяча от данной суммы –это представители иудейских общин. Караимский писатель XVIII в., Симха Луцкий, говорит, что на территории полуострова насчитывалось до 500 караимских семей на момент 1750 года, данные 500 семей составляли 4 общины, находившиеся в Феодосии, Евпатории, Мангупе и Чуфут-Кале. Если исходить из того, что семья состояла из 4-5 человек, то можно сделать вывод, что общее число караимов в данный период достигало 2-2,5 тыс. человек. На момент 1784 года число караимов достигало 1 тыч.407 человек. В результате проведения переписей населения (ревизий), было установлено, что в 1792 и 1796 гг. караимов было 2 тыс.300 чел. Указ о «Нераспространении на караимов запрета жить и владеть собственностью в Севастополе и Николаеве на прежнем основании» служит для нас свидетельством о том, что к 20-м гг. XIX в. в Севастополе находилась община караимов. По некоторым данным, к 1840 году в Севастополе находилось 40 караимских семей. Согласно данным VIII ревизии, общее число караимов на территории Крыма составляло 4 тыс. 188 чел. (2 тыс. 64 муж. И 2 тыс. 124 жен.).
Прохоров приводит данные о статистике караимского населения в 50-х – 60-х гг. XIX в, и говорит, что в данный период население караимов составляло 4 тыс. 768 чел. (на момент 1854 года). В 1859 г. На территории Таврической Губернии насчитывалось уже 3 тыс. 717 караимов. В 1871 году в Крыму всего проживало 693 тыс. чел., из них караимов 3 тыс. 87 муж. И 3 тыс. 141 жен. По данным переписи 1897 года на полуострове проживало 6 тыс. 166 караимов. На момент 1915 года городское население караимов составляло 3 тыс. 928 чел, а сельское 285 чел, следовательно, всего – 4 тыс. 213 чел.
Таким образом, на основании рассмотренных данных можно сделать вывод о том, что в период с к. XVIII по начало XX вв. численность караимов постепенно увеличивалась. Статистика менялась не только в связи с показателями рождаемости и смертности, но и в результате внутренней миграции караимского населения на территории Российской империи. Также, в данном параграфе были рассмотрены теории известных историков и археологов о происхождении караимского этноса и его приходе на полуостров.