Найти в Дзене

Михаил Шолохов. "Судьба человека"- анализ.

Произведение написано в 1957 году, в духе ранних произведений о войне - когда основной и единственный конфликт произведения прост и понятен, это конфликт между гадами немцами и советской страной.

Есть черты соцреализма - это когда простые мужицкие черты находятся в главном почете. Но в современном прочтении, мне кажется, с самого начала главный герой Андрей Соколов может не понравиться. Он навязывается с разговором, кажется чрезмерно словоохотливым. В свою довоенную историю, как следует из его рассказа о себе, мужем он был так себе: бывал и хамоват, и груб, и крепко выпивал. Их брак выстоял только благодаря невероятной кротости и мудрости его жены. Всех же остальных женщин, которые способны упрекнуть мужа за пьяный вид, Соколов называет "дурами" и "шалавами". Вообще язык его красноречив и не говорит о большой культуре. Он простой человек - машинист, шофер. Да и после окончания войны герой опять пристрастился к спиртному. Еще один странный момент - сироте Ване он говорит, что он его отец, а сам в это время за рулем, и перестает контролировать ситуацию как водитель, чуть не сделал аварию.

Видимо, Шолохов хотел показать, что вот самый простой советский мужик, полный недостатков, - он на самом деле может оказаться величайшим героем, причем со всех сторон - и как боец, и как товарищ, и как патриот, и как человек (муж, отец). Это пожалуй и есть главная идея произведения. Чем и обусловлен огромный успех повести в Советском Союзе сразу после выхода в свет. Но считать ли это признаком глубокого психологизма и тонкого реализма в изображении характеров - судить вам. Для меня это не очень правдоподобно. Но простим автору этот маленький недостаток, обусловленный эпохой, и сосредоточимся на том хорошем, что дает нам это произведение.

Какие темы звучат в рассказе?

Тема силы духа и гордого мужества:

"На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала", - уверен главный герой.

1) В первый раз характер Соколова проявляется, когда, попав в плен, он смело смотрит на фрица, который приказывает ему снять сапоги. Так вот, Соколов ему не только сапоги отдал, но еще и портянки свои с ног размотал и протянул, понимая, что за такую дерзкую насмешку могут его прикончить на месте.

2) Дерзкое мужество перед лицом смерти проявляется и в момент вызова к коменданту лагеря Мюллеру. Герой превозмогает примитивную жалость к себе:

Что-то жалко стало Иринку и детишек, а потом жаль эта утихла и стал я собираться с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги не увидали в последнюю мою минуту, что мне с жизнью расставаться все-таки трудно…

Отказывается Соколов и от немецкой закуски, обосновывая это тем, что после первой рюмки он не закусывает.

Наливает мне комендант третий стакан, а у самого руки трясутся от смеха. Этот стакан я выпил врастяжку, откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол. Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались.

Комендант, сволочь еще та, оказался в тот день, как ни странно, в добром расположении духа и благодушно одарил Соколова высоким комплиментом и даже дал хлеба и сала доведенному до дистрофии заключенному. Немаловажная деталь, что Соколов, несмотря на свой страшный голод, не съел все это сам, а все до кусочка поделил между товарищами по бараку. Это уже к следующей теме, товарищества и взаимопомощи русских на войне.

Тема взаимовыручки:

1)когда их гнали в плен, то конвойный "наотмашь хлыстнул" по голове Соколова автоматом, специально чтобы проверить, упадет или нет. Остальные пленные из дивизии Соколова тут же поддержали его, не дали упасть, иначе автоматчик пристрелил бы его на месте.

2) во время ночлега в разрушенной церкви, на пути в лагерь, один пленный оказался военврач, и вправил ему сильно болевшую руку, причем никто не обязывал его, врач сам ходил и предлагал свою помощь.

Поблагодарил я его душевно, и он дальше пошел в темноте, потихоньку спрашивает: «Раненые есть?» Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену и в потемках свое великое дело делал.

Тема предательства:

1) Соколов услышал, как один пленный, Крыжнев шепчет своему командиру, что готов предать его:

«Если завтра, перед тем как гнать нас дальше, нас выстроят и будут выкликать комиссаров, коммунистов и евреев, то ты, взводный, не прячься! Из этого дела у тебя ничего не выйдет. Ты думаешь, если гимнастерку снял, так за рядового сойдешь? Не выйдет! Я за тебя отвечать не намерен. Я первый укажу на тебя!"

Взбешенный таким гнилым характером, Соколов решил спасти взводного и задушил Крыжнева, пока тот спал.

Этот поступок Соколова очень во вкусе революционных и крутых нравов советской эпохи.

2) Во второй раз опять свой же доносит, в этот раз на самого Соколова, уже в лагере, когда Андрей высказывается о жестокости немцев:

Снял я с себя мокрое рванье, кинул на нары и говорю: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит». Только и сказал, но ведь нашелся же из своих какой-то подлец, донес коменданту лагеря про эти мои горькие слова.

Но Соколов никак не отомстит доносчику, наоборот, поровну между всеми поделит еду, которую ему неожиданно предложат немцы.

Тема патриотизма:

1) В момент разговора с Мюллером Соколов, хоть и смертельно голодный, отказывается выпить и закусить "за победу немецкого оружия".

Поставил я стакан на стол, закуску положил и говорю: «Благодарствую за угощение, но я непьющий». Он улыбается: «Не хочешь пить за нашу победу? В таком случае выпей за свою погибель». А что мне было терять? «За свою погибель и избавление от мук я выпью», — говорю ему.

2) Любовь к Родине у героя действительно выше всех других чувств, которые он переживал в жизни:

На заре услыхал я в первый раз за два года, как громыхает наша артиллерия, и знаешь, браток, как сердце забилось? Холостой еще ходил к Ирине на свиданья, и то оно так не стучало!

Огромен риск, на который он идет, чтобы пробиться к своим из плена через линию фронта. Ему для этого надо изощриться провезти с собой полумертвого немецкого майора "с его портфелем", чтобы доказать на родине свою непричастность к дезертирству или измене, а потом пойти прямиком на линию огня, рискуя и тем, что его убьют свои же как фрица:

Тут немцы сзади бьют, а тут свои очертели, из автоматов мне навстречу строчат. В четырех местах ветровое стекло пробили, радиатор пропороли пулями… Но вот уже лесок над озером, наши бегут к машине, а я вскочил в этот лесок, дверцу открыл, упал на землю и целую ее, и дышать мне нечем…

Тема потерь и страданий

Горькая и неизбежная тема в произведениях о войне.

1) Хату семьи Соколова, поскольку он воронежский, разгромили еще в 1842... Супругу с дочками убило, а сын ушел на фронт и некоторое время о нем ничего неизвестно. Получив отпуск после своего возвращения из немецкого плена, герой увидел на месте дома пустое место:

Пешком дотопал до места, где когда-то семейно жил. Глубокая воронка, налитая ржавой водой, кругом бурьян по пояс… Глушь, тишина кладбищенская. (...) Постоял, поскорбел душою и опять пошел на вокзал. И часу оставаться там не мог, в этот же день уехал обратно в дивизию.

2) Сын его Анатолий достиг больших успехов во время войны и принес пользу армии. Но его убило 9 мая, в самый день Победы.

Чтобы не иметь лишних горестных воспоминаний о своей семье, Соколов не захотел после войны возвращаться в родной Воронеж и подался в Урюпинск (более маленький город между Воронежем и Саратовом).

Честно говоря, все эти перечисленные темы в рассказе, который я сейчас перечитала в который раз в своей жизни, меня уже не тронули, потому что я понимала их необходимость и вынужденность. Ну в любом случае не мог себе позволить писатель в ту пору писать что-то другое, как-то по-другому описывать и немцев, и наших, - не разрешили бы просто, не пропустили.

И поэтому единственная тема в этом произведении, которая меня по-настоящему тронула в этот раз, это тема доброты и милосердия, показанная через усыновление мальчика, осиротевшего во время войны.

Тема милосердия и родства всех людей.

Она близка к теме товарищеской взаимовыручки и вытекает из нее, как бы еще больше углубляя тему общей взаимопомощи.

По-моему, усыновление - это самое искреннее и самое сильное место в рассказе, потому что оно необязательное для советской цензуры, и не является необходимой деталью, не является общим местом в произведении о войне даже той поры. Герой после войны начинает опять спиваться, но возможно, любовь к ребенку вернет его к нормальной жизни, также как было и с его женой, когда-то спасшей его от алкоголизма своим кротким характером и любовью. Отцовская любовь к сироте Ванюшке показывает просветление горемычной души нашего героя:

Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло. Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю: «Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?» Он и спросил, как выдохнул: «Кто?» Я ему и говорю так же тихо: «Я — твой отец».

Грусть не является доминирующим чувством в рассказе, несмотря на все показанные утраты. Ведь Андрей Соколов нашел выход из своей боли и одиночества, он осчастливил сироту и через это осчастливил сам себя, дал себе смысл жить после войны. Гораздо сильнее, чем грусть, в финале звучит нота надежды и гордости за сильных русских людей:

Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.