Текст молитвы «Да воскреснет Бог» из вечернего молитвенного правила обращен к Честному Кресту и состоит из трех больших предложений.
В начале молитвы мы используем фразу из 67-го псалма: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Здесь используется желательное наклонение, которое включает в себя формообразующую частицу да и основной смысловой глагол в будущем простом, настоящем времени – воскреснет, расточатся, бежат. Желательное наклонение выражает облегченное повеление, целеполагание и является ярким признаком церковнославянской морфологии. Первое предложение этой молитвы можно перевести на русский язык, используя модальную частицу пусть: Пусть воскреснет Бог и рассеются враги Его, и пусть бегут от лица Его ненавидящие Его.
Второе предложение является самой объемной частью этой молитвы. В нем продолжается текст того же 67-го псалма и тоже используется форма желательного наклонения: Как исчезает дым, пусть исчезнут; как тает воск от вида огня, так пусть погибнут бесы от вида любящих Бога и знаменующих себя Крестным знамением, и в веселии восклицающих. Стоит отметить, что текст псалма в этой молитве изменен с погибнут грешницы от лица Божия на погибнут беси от лица любящих Бога.
Далее в молитве мы используем так называемый хайретизм – это приветствие, обращенное к прославляемому лицу и состоящее из слова радуйся. Подчеркнем, что мы обращаемся к Кресту как к персонифицированному объекту: Радуйся, Пречестной и Животворящий Крест Господень, прогоняющий бесов силой на Тебе распятого Господа нашего Иисуса Христа, сошедшего в ад, и поправшего дьявольскую силу, и даровавшего нам Тебя, Крест Свой Честной для изгнания всякого врага.
Крест Христов является главным христианским символом, к Нему мы обращаемся и воздаем поклонение. Об обращении ко Кресту как к одушевленному объекту преподобный Исаак Ниневийский пишет: «Когда мы смотрим на Крест во время молитвы или поклоняемся Его изображению, которое есть образ Того Человека, что был распят на Нем, божественную силу получаем мы через Него и помощи, спасения и неизреченных благ в этом мире и в мире грядущем удостаиваемся – и все это через Крест».
Заключительная часть молитвы состоит из звательной формы. Снова видно обращение ко Кресту как к отдельной личности: О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Здесь встречается и междометие о, и особое окончание, свойственное звательным формам Кресте.
Заканчивается молитва обращением за помощью к Пресвятой Богородице и ко всем святым: Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.
#церковнославянский #церковь #кириллица #языки #православие #православные святые #молитва #православный молитвослов #вечерние молитвы
Текст подготовил Валерий Кузьменчук.
Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на канал «Всегда живого церковнославянского»