Найти в Дзене
TV Mag | ТВ Маг

Болливуд тогда и сейчас: почему индийские фильмы и сериалы – это больше, чем просто танцы под «Джимми, Джимми»

Оглавление

Ольга Дубро Обозреватель TV Mag

Чтобы посмотреть все серии индийской мелодрамы «Судьба по гороскопу», можно потратить пару месяцев жизни, за которые успеет выйти еще сотня новых сериалов. В Индии ежегодно выпускают от полутора до двух тысяч фильмов, что в два раза больше, чем в Голливуде. При этом у болливудских картин есть поклонники во всем мире, не только внутри страны. В России индийские сериалы и фильмы смотрят в основном из-за интереса к колоритному миру, роскошным национальным костюмам, экзотическим видам Мумбаи и легкой ностальгии по «Зите и Гите». Тем временем современный индийский кинематограф далеко не такой стереотипный, каким многие его себе представляют. TV Mag разбирается, почему сегодняшний Болливуд – это больше, чем танцы со слонами.

БОЛЛИВУД ТОГДА

«Золотым веком» индийского кино стал период с конца 1940 до 1960-х годов, в который сняли ряд знаковых картин, признанных классикой жанра: «Мать Индия», «Жажда», «Бумажные цветы», «Бродяга» и лидер советского проката «Зита и Гита». Уже тогда проявились характерные черты, которые закрепились в 70-е вместе с появлением особого индийского жанра «масала» по названию популярной специи – смесь боевика, комедии, мелодрамы, приключений в рамках одного кино. С тех времен укоренилось несколько стереотипов, с которыми индийский кинематограф борется до сих пор. Например, что Болливуд – это танцующее, поющее, нереалистичное, гиперболизированное и очень длинное кино, в котором герои бывают либо очень плохие и пучат глаза от ярости, либо очень хорошие и заламывают руки до переломов.

-2

Кадр из фильма «Танцор диско» (1982 год) с Митхуном Чакраборти в главной роли

В годы, когда коммерческие фильмы сходили со съемочного конвейера как сосиски в тесте, большая художественная условность доминировала над достоверностью. Режиссеры кинолент активно применяли язык символов, чтобы не заморачиваться с постановкой и сэкономить на сценаристах. Например, чтобы показать, что героиня беременна, надо отправить ее в обморок. Если после крупного плана героев камера плавно переходит на виды природы – через несколько сцен ждите появления младенца. Туман почти всегда указывает на действия, которые происходят в воображении героя. Если у героя вдруг отросла борода, значит, его любовные дела совсем плохи. Танцы и песни красноречивее слов. Ну а эпичные сцены драк, когда герой раскидывает в одиночку толпу хулиганов или улетает от пощечины в другой конец комнаты, стали главным мемом старого индийского кино.

БОЛЛИВУД СЕЙЧАС

Если ранние фильмы были индийской сказкой, миром мечты, где судьба доброжелательна к хорошим людям, а основной задачей было развлечь и поддержать людей, то в 2000-х кино стало смотреть в глаза реальности. Вместе с технологиями и большими бюджетами пришла и новая повестка, режиссеры стали более смелыми в высказываниях. Сейчас авторы считают важным поднимать острые социальные темы, такие как классовое расслоение, дискриминация женщин, нищета, тем самым показывая болезненные синяки на теле общества.

С привлечением иностранных инвестиций индийское коммерческое кино ощутило влияние западной моды, впрочем, не утратив самобытности. Герои начали носить не только сари, но и европейскую одежду, а в танцах и музыке появились элементы современного стиля и поп-ритмов. Музыкальных вставок, к слову, стало ощутимо меньше, а в сериалах их почти нет, только если это не оправдано сюжетом (например, героиня работает танцовщицей, кто-то женится, молодежь отрывается на вечеринке).

-3

Смотрите современное индийское кино и сериалы на канале Zee TV

Что касается продолжительности фильмов и сериалов, это осталось отличительной чертой. Во-первых, индийцы не любят торопиться, особенно в развлечениях. Поэтому сериал в 300 серий – обычное дело (хоть и не обязательное, есть проекты короче). К тому же, чем больше экранного времени, тем сильнее эмоциональная вовлеченность. Диалоги героев очень подробны и выматывают всю душу: «Выслушай меня, я должна сказать тебе нечто важное!» – «Что важное ты должна мне сказать?» – «Нечто очень, очень важное!» – «Нет, я не буду тебя слушать!». Зритель уже сгорает от любопытства, он готов залезть в экран и вытрясти это нечто важное, иначе не заснет.

От современного индийского сериала надо ожидать сложной сюжетной композиции с многочисленными персонажами. Это тоже отсылает к индийской культуре, где отношения между родственниками являются очень большой ценностью, поэтому история разлученных в детстве братьев и обретенных вновь детей может лечь в основу сюжета. При этом жанровое разнообразие не сводится только к семейным сагам и мелодрамам. В Индии снимают и триллеры («Страх живет в каждом»), и детективы («На страже порядка»), и военно-исторические драмы («Махабхарата»), и мифологию («Богиня Сантоши»), и комедии («Соседка, ты дома?»).

Посетить телевизионный Восток может каждый клиент Триколора на телеканале Zee TV. Телеканал сохраняет добрые традиции и показывает классику индийского кино, а также знакомит с новинками и нынешними звездами Болливуда. Кроме того, Zee TV – единственный на российском рынке канал, показывающий индийские сериалы собственного производства.

Клиентам Триколора телеканал Zee TV доступен в пакетах услуг «Единый», «Единый Ultra», «Экстра», «Единый Онлайн», «Единый Ultra Онлайн», «Смотри Кино и ТВ».

Фото: Zee TV

Болливуд
1582 интересуются