Найти тему

Дети поколения Z

Оглавление
Одновременно «толстокожие» и ранимые, самостоятельные и беспомощные, а многих своих лучших друзей они никогда не видели вживую.
Одновременно «толстокожие» и ранимые, самостоятельные и беспомощные, а многих своих лучших друзей они никогда не видели вживую.

В чем особенности поколения Z

Согласно данным российской компании RuGenerations, к поколению Z относятся те, кто родились после 2003 года. Во-первых, для них характерна технологичность: это поколение, которое «родилось с гаджетом в руках». Гаджеты для них — абсолютно действительная часть жизни, так же как и представление о том, что фотографию можно увеличить, раздвинув ее большим и указательным пальцами. Или о том, что интернет должен быть под рукой всегда и везде.

Вторая отличительная черта детей и подростков поколения Z — они совершенно по-другому думают. Преобладающая стратегия мышления — постоянный поиск новой информации. Современному поколению молодых людей очень хочется быть в курсе происходящего — как в ближнем кругу, так и в мире в целом, и первое, что они делают утром, — проверяют ленты соцсетей.

Другие особенности мышления — это, с одной стороны, быстрое переключение внимания и способность получать информацию из нескольких источников параллельно, а с другой — снижение так называемого селективного внимания, то есть способности выбирать информацию из потока, отвлекаясь от всего остального.

Такая высокая «помехоустойчивость» иногда может быть преимуществом при работе и учебе — например, у подростка фоном включено видео на компьютере, он слушает его, поглядывает на экран и одновременно делает домашнее задание. С другой стороны, он при этом совершает много ошибок по невнимательности. Как показывают исследования, такой способ работы с информацией характерен не только для детей и подростков, но и для современных молодых взрослых (примерно до 30 лет).

И, пожалуй, самая заметная особенность поколения Z — стремление всегда быть онлайн. Современные студенты и школьники относят наличие интернета к числу базовых потребностей наряду с физиологическими — такими как воздух, сон, еда и вода.

Это не значит, что с детьми что-то не так. Все дело в новой социальной ситуации развития современного ребенка. Можно говорить о том, что у современных детей происходит так называемые цифровое детство. Мы видим, как меняется структура общения в условиях интернета, видим, что восприятие себя ребенком происходит с учетом того, как быстро он может найти информацию в Сети.

«с гаджетом я почти бог, а без него — беспомощен»
«с гаджетом я почти бог, а без него — беспомощен»

Риски для самооценки и живого общения

Вместе с тем цифровое детство поколения имеет и негативные стороны. В частности, оно повышает так называемые коммуникационные риски. Наверное, вы замечали, что любое опосредованное общение (по телефону, по видеосвязи или текстом) — это общение более низкого качества. Например, нам сложно считывать возможные невербальные реакции собеседника. А еще в определенных ситуациях мы можем вести себя более агрессивно, нежели при реальном общении. Именно поэтому, кстати, для современных молодых людей так остро стоит проблема кибербуллинга.

Кроме того, можно уверенно говорить об интернет-зависимости, когда подросток не может сам оторваться от экрана. В этом случае родители должны взять на себя роль внешнего «ограничителя» и четко устанавливать границы экранного времени. Для начала нужно начать придерживаться базового правила — за 2 часа до сна выключаются все гаджеты в доме, в том числе и телевизор. Это позволит мозгу более комфортно перейти в режим сна.

Другая особенность современных подростков — высокие показатели эмоциональной нестабильности и тревожности по сравнению даже с теми, которые были у их сверстников 5 лет назад. А вот самооценка, наоборот, занижена. Больше интересного читайте здесь

Другие риски связаны с чрезмерной увлеченностью виртуальным миром. Ребята не просто не знают, как можно существовать в этом мире без подключения к интернету, — его отсутствие их в прямом смысле травмирует.
Другие риски связаны с чрезмерной увлеченностью виртуальным миром. Ребята не просто не знают, как можно существовать в этом мире без подключения к интернету, — его отсутствие их в прямом смысле травмирует.