Замечательный режиссёр рассказывает о православии в кино, работе с советскими суперзвёздами и дрессировке рыб
В Курске состоялся XXVII Международный фестиваль фильмов о правах человека «Сталкер». Это его десятый визит в Курск. В течение пяти дней мы смотрели кино о ценностях, которые проповедовал в своём одноимённом фильме Андрей Тарковский: милосердие и любовь к ближнему, личная ответственность человека перед обществом. В день закрытия фестиваля куряне увидели ленту под названием «Конец фильма», новую работу режиссёра Владимира Котта, известного зрителям по фильму «Карп отмороженный» и комедии «Непослушник», вышедшей в марте на большой экран.
Священнослужители благодарили
– Владимир Константинович, «Непослушник» – смешное кино о любви, добре и вере в чудо. Герой – топовый блогер, которого обвиняют в оскорблении чувств верующих. Скрываясь от полиции, он приходит в монастырь. Как отнеслись к вашему фильму верующие?
– Прежде чем выпускать фильм в прокат, мы организовали показ для священников. Представьте: 400 зрителей в чёрной одежде смотрят фильм о том, как в церкви устраивается пранк. Я думал, меня просто проклянут. Фильм посмотрели до конца и выстроились в очередь. Думал: сейчас начнётся. А они благодарили…
– Даже шероховатостей не было?
– В финальной версии их уже нет. Попросили убрать Моргенштерна, оставить Илона Маска.
– Почему вы решили снять православное кино? Давно мечтали об этом?
– Это территория, на которой невозможно шутить. Мне захотелось показать, что священники тоже открыты миру. Например, у священника Павла Островского 600 тысяч подписчиков в социальных сетях. У него такие проповеди и эфиры! Фильм о том, что соцсети могут принести как большой вред, так и огромную пользу. Но и, конечно, о любви, которая побеждает в тебе всё плохое.
– В «Непослушнике» все актёры – профессионалы?
– Нет. Съёмки проходили в Шуйском районе Ивановской области, в селе Васильевка, на территории действующего монастыря – ансамбля церквей Троицы, Николая Чудотворца и Грузинской иконы Божией Матери. Среди героев фильма – воспитанницы иконописной школы. Здесь в массовке – юные жительницы Шуи.
– Курьёзы были во время съёмок?
– Мы снимали сцену, когда у главного героя отобрали телефон. Мобильная связь в монастыре запрещена, а главный герой Дима, роль которого исполнил Виктор Хориняк, ослушался. Тогда у него забрали гаджет потихоньку, пока он был в бане. Разгневанный, он мчится, пытаясь его вернуть. Воскресенье, идёт литургия. Во двор выходят старушки. И тут бежит совершенно голый актёр, прикрываясь ковшиком. Это была эпопея…
– Как сделали маску, с которой всё началось – в ней ютуб-пранкер неожиданно предстает перед священником и прихожанами?
– Мы её не делали… Это силиконовая маска, купленная в Китае на «Алиэкспресс», называется «тролль».
– В финале фильма звучит «Аллилуйя любви» из рок-оперы «Юнона» и «Авось». Кажется, что великолепная композиция Алексея Рыбникова получила в вашем фильме второе рождение. В интернете её называют «Аллилуйя от непослушника». Кто решил использовать в фильме эту композицию? И слова там другие…
– Моя идея. Слова мы изменили, потому что Андрей Вознесенский написал поэму «Авось» в 1970 году, а премьера рок-оперы Алексея Рыбникова о событиях XIX века состоялась в 1981 году. «Аллилуйя» там начинается словами: «Жители ХХ столетья, уже идёт к концу ХХ век». Сейчас мы во втором 1000-летии, потому наши герои поют: «Дети XXI столетья. Начался ваш новый век». Век другой, но это по-прежнему гимн любви. И, как и в «Юноне» и «Авось», его исполняют все герои фильма.
Справка «КП»
Владимир Котт – российский режиссёр театра и кино, сценарист, продюсер и монтажёр. Карьеру в кино начал в 1999 году, когда выполнял обязанности второго режиссёра на фильме «Ехали два шофёра», который снимал его брат-близнец Александр Котт. Во время учёбы на режиссёрских курсах снимал короткометражные фильмы для каналов РТР (2002) и ТВЦ. После окончания курсов Владимир Котт вернулся на телевидение, чтобы снимать сериалы. Начал с 8-серийного фильма «Родственный обмен», где снялись Кристина Орбакайте, Михаил Пореченков, Марат Башаров и Дмитрий Певцов. В 2008 году вышел его первый полнометражный кинофильм «Муха». Фильм был удостоен наград крупных фестивалей, в том числе «Золотого кубка» Шанхайского международного кинофестиваля и приза за лучший европейский дебютный фильм фестиваля детского кино в Злине (Чехия).Автор фильмов «Охотник», «Короли игры», «Муха», «Громозека», «Операция «Горгона», «В зоне риска», «Пётр Лещенко. Всё, что было…», «Карп отмороженный», «Непослушник», «Конец фильма».
На съёмках «Карпа отмороженного» пили водку
– Ваш фильм «Карп отмороженный» – о взрослых детях и постаревших родителях. В картине великолепный актёрский состав: Алиса Фрейндлих, Марина Неёлова, Евгений Миронов. Правда ли, что Алиса Бруновна давно мечтала сыграть деревенскую женщину и только в вашей картине смогла это наконец осуществить?
– Да, это правда. Сначала мы предложили ей главную роль – учительницы Елены Михайловны. Она согласилась сниматься в нашем кино только в роли подруги. Сказала: «Я давно не материлась на экране». О том, что в фильме снимается Алиса Бруновна, узнала Марина Мстиславовна Неёлова и уже не смогла нам отказать.
– Как вам работалось со звёздами?
– Они сами с собой работали, я только подглядывал. Народные артисты – профессионалы высшего уровня. Они сами разводили сцены, вносили правки. В то же время они очень послушны. Помог и оператор Михаил Агранович – он уже встречался на площадке с этими прекрасными актрисами.
– Какой момент съёмок был самым необычным?
– Мы снимали сцену, где подруги – героини Неёловой и Фрейндлих – плачут, прощаются и выпивают. В этот момент актрисы были и в самом деле подшофе. Мы поняли, что, действительно, надо позволить им немножко выпить – иначе невозможно. Потом пошла импровизация. Мы заказали две камеры и снимали.
– Наверное, какие-то лёгкие напитки?
– Это была водка. Ведь героини фильма – советские женщины.
– Наверное, зритель сам делает вывод, каким будет финал, уходит ли из жизни главная героиня. А как задумал режиссёр?
– Для меня – да, уходит. А её сын – успешный тренер личностного роста – возвращается к истокам. Он остаётся дома.
– Любите ли вы животных?
– Не понимаю, как без них…
– Есть ли у вас домашние питомцы?
– Лабрадор Мотя и кошка Муся – их мы подобрали во дворе.
– Большая роль в фильме у героя с плавниками. По сюжету один из повзрослевших учеников, возвращаясь с рыбалки, дарит своей бывшей учительнице карпа. После разморозки рыба оживает и становится домашним питомцем. Почему именно карп? И как вы с ним работали? Рыба дрессированная?
– Карп – это единственная рыба, которая умеет плавать против течения. В Китае она священна. Что касается дрессировки… Карпов было семь штук. Мы их меняли, потому что кто-то из «артистов» умирал. Один карп попался отличный: сам начал выпрыгивать из ведра. Мы ему: «Прыгай!», и он исполняет.
– Во многих ваших проектах участвует наш земляк Леонид Громов. Это один из ваших любимых актёров?
– Да, я хорошо знаю Леонида, знаком и с его сыном. Леню Громова я приглашаю сниматься без проб. Он очень честный, у него совершенно «нестоличная» органика. Это большой артист.
– На фестивале мы увидели вашу работу «Конец фильма», рассказывающую о сложной судьбе режиссёра, о вечной борьбе с самим собой. В главной роли – Валентин Самохин. Почему именно он?
– На роль главного персонажа я взял актёра, у которого никогда не было главных ролей, только роли в массовках и эпизодах. У него очень специфическая внешность и необыкновенная внутренняя органика. Он постоянно находится в сарказме, на лице – постоянная ухмылка. В него такого, казалось бы, незаметного влюбляются женщины…
– Это автобиографический фильм?
– Отчасти.
– Зрители так отзывались о фильме: «необыкновенный сценарий», «отличная режиссура», «великолепная игра актёров». А что говорят ваши коллеги?
– Были очень крутые мнения. Антон Мегердичев, режиссёр фильма «Движение вверх», стал фанатом моей ленты. Коллеги, когда видят этот фильм, говорят: «Это про нас». И хотя фильм не выходил в широкий прокат, о нём знают.
– У вас четверо детей, смотрят ли они папины работы?
– «Карп отмороженный» – фильм довольно взрослый. Дети смотрели только «Непослушника».
– Как вы думаете, какое кино сейчас актуально снимать, чтобы оно попало на телевидение?
– Есть предложение снять продолжение «Непослушника» – «Непослушник-2». Чтобы людям стало легче жить!
Елена ГАМОВА