Найти тему
Газета Солидарность

Читальный зал: о трех властях

Вопрос свободы человека настолько многогранен, что большинство разговоров о ней обычно заканчивается на стадии определения терминов. Дальше просто не хватает ни сил, ни времени, а может, и катализатора философских разговоров. Но мы точно знаем, что свободе человека противостоит власть. Может быть, власть другого человека, а может быть - власть каких-то явлений. В этом месяце мы говорим о власти денег, барахла и прошлого.

-2

Брук ХАРРИНГТОН
“Капитал без границ. Управляющие частным капиталом и один процент”

Москва, Издательство Института Гайдара, 2022

Книга Брук Харрингтон - о тех людях, которые помогают богачам сохранить свое состояние, и о тех способах, к которым прибегают профессионалы. Первая часть книги посвящена профессии управляющих частным капиталом. И мы сразу сталкиваемся с опровержением стереотипа, что-де эти люди должны быть элитой финансового сектора. На поверку оказывается, что по заработку профессиональные управляющие - середнячки. Они распоряжаются многомиллионными состояниями, но, как пишет автор, сами зарабатывают как средний служащий финансового сектора. И им очень далеко до топ-менеджмента крупных банков, до биржевых трейдеров и других финансовых воротил, которые порой управляют соразмерными суммами.

Исследование любопытно потому, что это долгосрочное включенное наблюдение за представителями довольно закрытой когорты профессионалов. “Управляющий частным капиталом” сравнительно недавно оформился в качестве области профессиональной деятельности. Раньше это было что-то вроде высокородного волонтерства. И автор не оставляет без внимания историю этого занятия, ведет ее сквозь века к эпохе Крестовых походов.

Управление капиталом на доверенности - это та часть сферы услуг, которая предпочитает укрываться от чужих глаз. Специфика бизнеса такова, что сейчас компании, предлагающие услуги управляющих, не дают рекламу, а сами управляющие, обладающие кредитом доверия очень влиятельных людей, представляющих имущественную элиту (один процент владеющий половиной всех богатств), не считают возможным распространяться о своих клиентах. Тем не менее профессору социологии Дармутского колледжа удалось проникнуть в эту среду - для этого Харрингтон прошла двухгодичное обучение на управляющего частным капиталом.

То, что она честно призналась временным коллегам в своем чисто академическом интересе, позволило растопить лед и преодолеть недоверие. В противном случае ее могли рассматривать как конкурента, который охотится за профессиональными секретами. Но как исследователю ей открылись с гораздо большей охотой и даже поделились наболевшим в отношениях с супербогатыми клиентами.

Итак, что же такое офшоры, или налоговые гавани, о которых мы столько слышали? Это территории, которые привлекают богатых клиентов возможностью сохранить свой капитал за счет низких налогов или вовсе отсутствия оных. Хранение капитала в офшорах вместе с тем фактом, что само состояние находится в управлении доверенного лица, позволяет богатым избегать таких “рисков”, как требования кредиторов, судебные постановления, иски наследников и так далее.

В своей книге помимо профессии управляющего Харрингтон касается вопросов сохранения неравенства за счет существования налоговых гаваней и таких многоуровневых моделей, как доверительное управление трастами. Которые, в свою очередь, управляют фондами, которые владеют компаниями, которые владеют яхтами и виллами… Такая структура позволяет фактическим владельцам избежать огласки и освободить их от налогов. То есть не происходит перераспределения благосостояния, что должно обеспечиваться взиманием налогов и формированием государственного бюджета.

Харрингтон пишет о том, как трасты сказываются на международной политике, законодательстве и коррупции. В том числе оставляет читателей один на один с вопросом о неполноте списков миллиардеров Forbes и Bloomberg: некоторые богачи специально платят за то, чтобы их не включали в эти списки и “оставили в покое”.

И это проводит к очень интересному выводу: сверхбогатые люди - главные анархисты. Среди их главных целей - быть максимально незаметными и неподконтрольными государству, которое налогами и другими инструментами стремится их от богатства избавить. А цель работы управляющих частным капиталом - в том, чтобы придумывать оригинальную, индивидуальную архитектуру трастов, фондов и компаний. Чтобы с помощью географического распределения по разным офшорам, используя противоречия в международном законодательстве и законодательствах разных стран, максимально обезопасить богатство своих клиентов от требований законных, но нежеланных наследников, от требований кредиторов, судебных и налоговых органов и т.п.

Эта книга - уникальный ответ на вопрос, как богатые продолжают быть богатыми, а бедные остаются бедными. Точнее, ответов много, и этот добавляет свою часть для полноты картины. Все мы знаем об офшорах, но до появления этой книги было крайне мало информации, идущей изнутри, а не являющейся умозрительным наблюдением за тенями.

-3

Джеймс Бернард МАККИННОН
“День, когда мир перестал покупать”

Москва, “Рипол Классик”, 2022

Книга начиналась как фантазия и мысленный эксперимент, как попытка ответить на вопрос, что произойдет, если вдруг все мы перестанем интенсивно тратить свои деньги на товары и услуги. Работа началась за несколько лет до пандемии, но в определенный момент, неожиданно, мысленный эксперимент Джеймса Бернарда Маккиннона превратился в реальность и прошел проверку практикой. Важно отметить, что пандемия не стала ни триггером для написания книги, ни маркетинговым манком, на котором автор строит ее. COVID-19 лишь удостаивается небольших комментариев к умозаключениям мысленного эксперимента Маккиннона и тех экспертов, с которыми он проводил интервью.

Работа Маккиннона не похожа на антиутопию и не напоминает фантастический квазидокументальный фильм, рассказывающий, что произойдет, если все люди исчезнут с планеты. А в нашем случае, переформулируя это на язык товарно-денежного обмена, что произойдет, если все люди перестанут покупать.

Вопрос на самом деле стоит немного иначе: какие последствия может иметь переориентация общества с интенсивного и, что еще хуже, с экстенсивного потребления на депотребление. То есть какие последствия будет иметь производство более долговечных товаров, в которых не запрограммировано старение с невозможностью ремонта. Что произойдет, если человечество перестанет полагаться на добычу, а начнет производить товары из переработанного сырья. Какие последствия замедление торговли будет иметь для сферы рекламы и маркетинга и даже больше - для культуры репрезентации человека в обществе.

Принято считать, что снижение потребления повлечет за собой естественное снижение производства и, соответственно, экономический спад, особенно в тех регионах, которые от этого производства зависят. Скажем, жители Юго-Восточной Азии более, чем в каком-либо другом регионе, зависят от массового производства одежды. Во время пандемии, в 2020 - 2021 годах, они столкнулись с тем, что компании прекратили размещать там заказы. Соответственно, люди, занятые на таких предприятиях, остались без работы, в крайне плачевном состоянии. Для Юго-Восточной Азии это было критически важно еще и потому, что выпускаемая там одежда относится к “быстрой” моде, то есть очень быстро изнашивается и требует замены.

Однако снижение потребления за счет производства более качественных товаров приводит к системному изменению всей экономики на планете, как бы претенциозно это ни звучало. И это дает гораздо больше возможностей для изменения жизни тех, кто сейчас зависит от массового потребления дешевых товаров. Дело в том, что мы все как потребители находимся (кроме тех единиц, про которых говорилось в предыдущей книге) во власти необходимости постоянно менять часто ломающиеся гаджеты, быстро изнашивающуюся одежду, обувь, предметы мебели и т.д.

Производство более качественных товаров по более высоким ценам и переработка отслуживших предметов изменит экологический след потребления. А это наилучшим образом повлияет на бедные страны, загрязненные всевозможными отходами. Производство долговечных товаров откроет возможность высвободить значимую часть средств производства, увеличить отпускные цены фабрик-производителей, а значит - поднять зарплаты. В нынешней экономической модели производители стремятся максимально снизить цену и экономят на всем (в том числе на сырье, из которого изготавливается одежда, и на рабочей силе, которая ее производит), при этом бешено ускоряя темпы.

Маккиннон приводит массу примеров производства как долгослужащих предметов (например, джинсовых брюк из переработанных штанов), рассчитанных на несколько лет, так и предметов, которые должны скоро исчерпать свой ресурс, чтобы производитель мог продавать и продавать новые (например, лампочки).

Можно сказать, что книгу отличает системный взгляд на глобальную экономику в целом, и поэтому она далека от линейного уравнения в духе “снижаем потребление - страдают производители”. Но, разумеется, до тех пор, пока товары властвуют над нами, ситуация никоим образом не изменится.

Системный взгляд Маккиннона касается в том числе антропологического и культурного измерения потребления. Потребления - как сигнала для всех тех, кто тебя окружает: кем ты являешься и кем хотел бы казаться другим. Это касается и смены гаджетов на максимально новые - не потому, что у них совершенно новые и крайне важные функции, а просто чтобы продемонстрировать обществу свою крутизну.

Книга Маккиннона в России может быть прочитана и с другой точки зрения: каков возможный эффект снижения потребления из-за санкций и их последствий в отдельно взятой стране.

-4

Иван КУРИЛЛА
“Битва за прошлое. Как политика меняет историю”

Москва, “Альпина Паблишер”, 2022

Несмотря на желание избежать громких фраз, можно сказать, что это одна из наиболее важных книг этого года. И пускай год только начинается.

Если говорить языком легкомысленных образов, то эта книга - ответ на вопрос, почему вообще печенеги и половцы вдруг вернулись в пространство общественного дискурса в XXI веке. Если говорить более серьезно, то Иван Курилла методично и доброжелательно к читателю описывает, почему государство и другие заинтересованные стороны в социальном поле настолько озаботились прошлым страны, что стремятся диктовать определенное отношение к нему. И каково это отношение. А поскольку тут замешано государство, то нередко определенная историографическая парадигма оказывается выхвачена из исторической науки и школьных учебников и помещена (даже!) в Уголовный кодекс.

Историк-американист Иван Курилла строит свою работу главным образом на примерах из двух стран - России и США. В самом начале он, не примыкая ни к одному лагерю, описывает пять различных концепций взгляда на историю, которые имеют определенный вес в современной России. Но эта книга - не критика всех этих концепций. Это избранные главы из истории взаимоотношения политики и российского прошлого за последние 20 - 30 лет. Наибольший интерес вызывает, разумеется, последняя декада.

Неверно было бы думать, что Иван Курилла, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, своей книгой бьет в набат и стремится развенчать манипуляции массовым сознанием. Это не так. Точно так же он не изобретает велосипед и не цитирует на новый лад роман Джорджа Оруэлла “1984”: “Тот кто управляет прошлым, тот управляет будущим; тот кто управляет настоящим - управляет прошлым”. Задача автора - описание и анализ того, что называется “публичная история”. Он указывает читателю на то, какие события в истории России, США и других стран, которым в книге отведено значительно меньше места, попадают в поле общественного внимания и какие в этом процессе существуют закономерности.

Обращаясь к центральному событию истории России в ХХ веке, Великой Отечественной войне, он ставит вопрос, какое отношение вызывает попытка рассматривать в качестве соразмерного события ГУЛАГ и репрессии. Для понимания настоящего оказывается важно отметить сакрализацию Дня Победы, отметить связанный с этим событием лексикон и главных действующих лиц праздника, тех, кто совсем скоро должен будет окончательно перехватить инициативу после ухода последних живых ветеранов.

Но есть политические силы, для которых разговор о ГУЛАГе становится вторым центром истории России в ХХ столетии. В масштабах всего общества этот разговор вызывает значительно меньше инициативы и оказывается гораздо более противоречивым. В том числе для государства. И оно, в свою очередь, для того чтобы соблюсти свои интересы, вмешивается в обсуждение истории. Причем порой весьма директивно.

Автор предлагает не обойти вниманием лексику государственного дискурса о прошлом страны и посмотреть, как потом это сказывается на международных отношениях. Что дает нам еще один повод по-новому взглянуть на те события, которые никак не могли определить авторский взгляд на проблему и анализ ситуации, поскольку развиваются лишь четыре недели. Но с ретроспективным знанием о том, что произошло после написания книги, ее становится читать гораздо интереснее.

Курилла рассказывает, как сносятся одни памятники и почему другие остаются (не только в России, но и в США памятным летом, под девизом “Black lives matter”). Как меняется или, наоборот, почему не меняется топонимика городов - и как это формирует и отражает политический ландшафт страны. Как общественная акция - изначально инициатива журналистов из Томска - вдруг становится не просто всероссийской акцией, в которой участвует президент, но превращается в международное явление, охватывающее 80 стран.

Подводя итог, можно сказать: во-первых, книга о том, что Оруэлл, конечно же, прав. Во-вторых, история - отнюдь не такая уж безобидная профессия для скучных кабинетных ученых. Занятия историей, особенно некоторыми периодами, подразумевают определенную степень политической лояльности, и отсутствие ее может грозить как минимум карьерным забвением, а как максимум - тюремным заключением.

Эта книга о том, что ассоциировать музей исключительно с пылью и нафталином - ошибочно. Хранящееся в музее прошлое - это порой животрепещущий вопрос самоопределения нации, способ поиска своих и чужих, отличения врагов от друзей как за пределами границ, так и в рамках своего общества.

И наконец, если вас удивило, почему переговоры с Украиной, когда те проходили в очном формате, возглавил бывший министр культуры Владимир Мединский, то в этой книге вы найдете достаточно объяснений.

Камиль Айсин, журналист газеты "Солидарность"

-5

Еще больше новостей по социально-трудовой тематике вы найдете на сайте газеты - www.solidarnost.org